Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Hollywood vs. Silicon Valley, или "Разлочу жесткие диски…"

Архив
автор : Тимофей Бахвалов   29.03.2002

21 марта сенатор Эрнст Холлингз внес на рассмотрение Конгресса США билль Consumer Broadband and Digital Television Promotion Act. Этот законопроект - не что иное, как новая редакция уже озвученного в Сенате полгода тому назад "антипиратского" Security Systems Standards and Certification Act.

21 марта сенатор Эрнст Холлингз (Ernest Hollings) внес на рассмотрение Конгресса США билль Consumer Broadband and Digital Television Promotion Act (CBDTPA). Этот законопроект - не что иное, как новая редакция уже озвученного в Сенате полгода тому назад «антипиратского» Security Systems Standards and Certification Act (SSSCA), о котором в то время конгрессмены отозвались весьма сдержанно, назвав положения документа размытыми и неадекватными, а цели, на достижение которых он направлен, - неопределенными. Принятию решения по SSSCA помешали события 11 сентября, которые внесли хаос в работу Конгресса. Теперь формулировки билля отшлифованы, цели четко определены, а грамотное обоснование необходимости его принятия позволило представить CBDTPA в весьма выгодном свете.

Вводная часть законопроекта содержит перечисление целей - развитие частного сектора экономики и рынка услуг высокоскоростного доступа в Интернет, защита прав производителей цифрового контента и продвижение цифрового телевидения высокой четкости (HDTV). Казалось бы, цели законодателей - самые что ни на есть благие и близки рядовому американцу, как звездно-полосатый флаг на лужайке перед домом. Если бы только не одно небольшое «но» - средства достижения намеченных целей.

В случае исполнения заложенных в законопроекте мер, спустя 12 месяцев с момента окончательного принятия CBDTPA, в США будет запрещена продажа любых электронных устройств, не обладающих сертифицированной Федеральной комиссией связи (FCC) системой защиты от нелегального копирования цифрового контента. Иными словами, производители всех устройств, с помощью которых теоретически можно нарушить авторские права (CD и DVD приводы, жесткие диски, MP3-плейеры и т. д.), будут обязаны встроить в свои продукты систему, защищающую цифровой контент от нелегального распространения.

Во второй статье CBDTPA и своем выступлении при обсуждении билля, сенатор Холлингз представил развернутое обоснование необходимости принятия нового закона. Основной помехой развития высокоскоростного Интернета и цифрового телевидения в Штатах сенатор назвал «недостаточные объемы высококачественного цифрового контента, создатели и владельцы которого не желают выходить на этот рынок из-за отсутствия защиты своей собственности от воровства».

По мнению Холлингза, единственная возможность привлечь производителей контента на этот рынок - это гарантировать им защиту прав на государственном уровне. С введением технологии «аппаратной» защиты и государственного контроля оборота цифрового контента, начнет развиваться и рынок. Как вариант реализации защиты предложено добавлять в Интернет- или телепрограмму цифровую метку, получив которую, приемное устройство не сможет сохранить информацию на носитель.

В принципе в CBDTPA предусмотрены многие подводные камни. Например, возможность избавить защищенный контент от электронной метки, переведя его сначала в аналоговую форму, а затем опять оцифровав; проблема создания легальных цифровых копий для домашнего использования; проблема наличия огромного количества незащищенных форматов. Билль описывает эти подводные камни, но не содержит никаких предложений и схем для их преодоления. Предполагается, что технологии решения этих проблем должны быть разработаны самими производителями электронных устройств при поддержке государства. При этом поддержки не финансовой, а лишь административной (недаром законопроект SSSCA вызвал острую критику со стороны ведущих производителей электроники).

Интересно было бы спросить сенатора и его команду, как те представляют себе техническое воплощение своего творения. В билле говорится не только о внедрении новой технологии защиты в электронные устройства, а еще и предполагается введение ограничений на использование программного обеспечения. Но если контроль продаж электронных устройств в случае принятия закона еще можно себе представить, то запрет использовать «несертифицированные» программные кодеки - это чистой воды профанация. Сколь замечательно, с юридической точки зрения, озвучены благие намерения сенаторов по избавлению американского общества от кибернетического пиратства, столь же трудно себе представить техническую сторону воплощения этих намерений в жизнь.

Со дня вступления закона в силу (в случае его принятия), у производителей электронных устройств будет шесть месяцев на разработку новой системы, по завершении которых FCC даст окончательное заключение о ее внедрении. В течение последующих семи месяцев будет принят окончательный вариант закона о встроенных в электронные устройства средствах защиты авторских прав, который вступит в силу еще через год. Если же механизм защиты, отвечающий всем требованиям билля, не будет создан частным сектором в ближайшие полгода, за его разработку возьмутся государственные институты.

С теми настроениями, которые царят сейчас в Капитолии и администрации Буша, то, что CBDTPA будет принят, не вызывает сомнений. А вот то, что его положения будут воплощены в жизнь, - маловероятно. Единственно возможное решение проблемы повсеместного нарушения авторских прав - это пересмотр существующих и разработка новых схем общественных отношений в этой области. Внедрение каких-то физических мер, преград и запретов столь же бессмысленно, как попытки остановить лавину с помощью заградительных сооружений.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.