Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Линус без Linux

Архив
автор : Наталья Шахова   25.03.2002

В конце марта в издательстве "ЭКСМО" выходит перевод книги "Just for Fun", написанной создателем операционной системы Linux Линусом Торвальдсом в соавторстве с журналистом Дэвидом Даймондом. В процессе перевода этой смеси биографии Линуса с рассуждениями о Linux и открытых исходниках у меня возникла масса вопросов, и я рискнула послать Линусу мейл.

Программисты, запомните: если вас начинают спрашивать о сельскохозяйственных геномах, пора заводить секретаря.
Из статьи Скотта Беринато о Линусе


В конце марта в издательстве «ЭКСМО» выходит перевод книги «Just for Fun» («Ради развлечения»), написанной создателем операционной системы Linux Линусом Торвальдсом в соавторстве с журналистом Дэвидом Даймондом (глава из книги была напечатана в «КТ» #433). В процессе перевода этой смеси биографии Линуса с рассуждениями о Linux и открытых исходниках у меня возникла масса вопросов, и я рискнула послать Линусу мейл. Он неожиданно быстро откликнулся и пару месяцев терпеливо объяснял мне непонятные места. И так втянулся, что согласился дать интервью для «КТ», хотя до сих пор, кажется, не давал интервью российским журналистам 1. Однако, судя по книге, журналисты различных национальностей совершенно измучили Линуса вопросами о Linux и открытых исходниках, поэтому мне захотелось поговорить с ним на менее избитую тему.

Вы родились в Финляндии, но ваш родной язык шведский 2. Кем вы считаете себя, финном или шведом? Как вообще чувствуют себя шведы в Финляндии?

- Конечно, финнами! Когда финская хоккейная сборная побеждает шведов, вся страна ликует и шведскоговорящие финны вместе со всеми. Я просто говорю по-шведски, но никакого отношения к стране Швеции не имею. И не надо говорить «шведы в Финляндии» - мы шведскоговорящие финны (по-шведски это называется «finlandssvensk», а по-фински «suomenruotsalainen»).

Все ли шведскоговорящие финны говорят по-фински? А другие финны понимают по-шведски?

- Большинство финнов, владеющих шведским языком, говорят и по-фински, причем, как правило, свободно. Хотя, конечно, не все: в Финляндии есть районы, где шведский язык так распространен, что какая-то часть населения (правда, ничтожная) там вообще не понимает финского. Обратное неверно: большинство финнов немного владеют шведским (азы языка входят в школьную программу), но мало кто говорит по-шведски свободно. Гораздо больше финнов говорит по-английски.

Какие языки нужно знать, чтобы работать в государственных организациях?

- Поскольку шведский является государственным языком 3, то теоретически госслужащие должны им владеть, но практически это верно только для тех регионов, где много шведскоговорящих финнов (в основном вдоль южного побережья Финляндии).

А по-фински госслужащие говорить обязаны?

- Да.

Можно ли в Финляндии получить образование на шведском языке? Читать газеты по-шведски?

- В стране есть школы для шведскоговорящих, и во многих университетах читают различные курсы на шведском (это, конечно, зависит от региона и от конкретного университета). На шведском печатаются газеты, ведется государственное телевещание (передачи на шведском занимают процентов десять, мне кажется).

Вы женились на шведке… прошу прощения - на шведскоговорящей финке (как и ваш отец). А часто ли в Финляндии встречаются смешанные браки?

- Сплошь и рядом. Во многих семьях один родитель говорит по-фински, а другой по-шведски, и тогда детей часто отправляют в шведскую школу, чтобы они научились свободно владеть обоими языками. Кстати, у мамы моего младшего единокровного брата родной язык - финский. Одним словом, обе культуры тесно переплетены и особых трений не возникает. Например, шведскоговорящего финна нельзя распознать ни по внешнему виду, ни по одежде.

Ваша сестра Сара - переводчица (то есть языки для нее не проблема), однако в вашей книге написано, что она переехала из Хельсинки в «маленький городок, где названия улиц пишут сначала на шведском, а потом уже на финском». Вы же переехали в США, где никто вообще не знает разницы между шведским и финским. Вы хорошо себя чувствуете в англоязычной среде?

- Прекрасно. Еще подростком я начал читать по-английски. А из-за Linux уже десять лет веду переписку по-английски. Вообще, я знаю английский лучше финского. Причем так было еще до того, как мы переехали в Америку (ну или почти так - на самом деле до переезда у меня было немного разговорной практики, поэтому пришлось преодолевать разрыв между устным и письменным английским). У сестры, наверное, языковая принадлежность выражена ярче. Вообще, это удивительно, что она больше привязана к шведскому, чем я, притом что финский она знает гораздо лучше меня. В детстве у нее были финскоговорящие друзья, я же по-фински практически не общался.

Как? А с соседями? С продавцами? Вы что, жили среди шведскоговорящих финнов? Я знаю, что вы не очень общительный человек, но не до такой же степени?

- Конечно, у меня были финскоговорящие знакомые, и в магазинах я говорил по-фински, но дружил я только с ребятами из своей школы, а они все говорили по-шведски.

На каком языке вы общаетесь дома, с Туве 4 и детьми?

- Дома по-шведски, хотя старшие дочери между собой иногда говорят по-английски (они ведь ходят в американскую школу, поэтому привыкли играть, общаясь на английском).

А думаете вы на каком языке?

- На том, на котором говорю. Не понимаю, как люди могут, думая на одном языке, в то же самое время говорить на другом. Кстати, я совершенно неспособен быстро переключаться с одного языка на другой и вообще держать два языка в «активном» состоянии. Например, я не умею переводить ни с одного из трех языков, которые знаю, на другой - потому что у меня просто нет ассоциативных связей между словами. Сара вот может думать на одном, а говорить на другом. И вы должны это уметь. А синхронный перевод - это вообще что-то немыслимое.

Я говорю по-английски гораздо хуже, чем пишу. Большую часть жизни я провела за «железным занавесом» - говорить по-английски было особо не с кем.

- И все-таки вам приходится думать на двух языках одновременно, когда вы переводите. А я этого не умею. Помню, в юности пытался перевести что-то с английского на шведский - и у меня не получилось, хотя обоими языками я владею свободно.

Как часто вы бываете на родине? Вы хотите, чтобы ваши дети чувствовали свою связь с Финляндией?

- Примерно раз в год. Для детей это просто место, где живут бабушка с дедушкой. Патриция 5 знает, что она там родилась, но вряд ли еще как-то связывает себя с Финляндией.

Вы читаете своим детям книжки на английском и на шведском. Как им удается справляться с двумя языками?

- На двух языках говорить нетрудно, если с ними растешь. У меня никогда не было проблем с двумя языками, хотя один из них и был для меня основным. Дети овладевают языками быстрее, чем взрослые.

В книге вы пишете, что в школе вам нравилась латынь…

- Многое я уже позабыл, да и с самого начала мало что знал (когда лет пятнадцать назад мы ездили в Рим, мне удавалось понимать некоторые латинские надписи).

А сколькими языками программирования вы владеете?

- Фактически свободно читаю и пишу только на C, но еще с некоторыми могу худо-бедно справиться.

На каком языке вы писали комментарии к Linux в студенческие годы?

- Я всегда программировал только на английском. Ведь и учебники все английские, и языки программирования обычно базируются на английском (всякие там: “while (x) { … }”).

У как у вас с художественной литературой? Судя по имени вашего кота 6, вам нравится Толкин?

- Да, я всегда любил читать, а «Властелин колец» - одна из первых книг, которую я прочел по-английски (начинал я ее со словарем в руках). Мало кто понимает имя моего кота. Я что, в книжке это объяснил?

Да, иначе я бы тоже не поняла, потому что Толкина читала по-русски. А что еще вы читаете? На каком языке?

- Я не гонюсь за чем-то «особенно выдающимся». Выбираю в основном юмор и фэнтези. В последние двадцать лет читаю фактически только по-английски, просто потому, что почти все интересующие меня книги (как художественные, так и технические) написаны по-английски, а читать переводную литературу я бросил много лет назад. Раньше я увлекался Айзеком Азимовым, Робертом Хайнлайном, Толкином, Дугласом Адамсом, а сейчас меня больше привлекает юмор и фэнтези (в произведениях Адамса сочетается и то и другое, то же самое относится и к Терри Пратчету, «Крысе из нержавеющей стали» Гарри Гаррисона и т. п.). Мне очень понравился, например, сериал Роберта Джордана «Колесо времени» (правда, это было несколько лет назад), а сейчас я просто иду в книжный магазин и ищу там что-нибудь интересное.

Вы читали какие-нибудь книги русских писателей?

- Разве что Станислава Лема - он хоть и поляк, но, по крайней мере, известен в России. Не могу с ходу вспомнить, чтобы я читал русских авторов, - классику я не очень люблю, поэтому даже не брался за Достоевского и других ваших знаменитых соотечественников. Айзек Азимов (который когда-то был одним из моих любимых писателей) родился в России, но его вряд ли можно считать русским писателем. Его семья переехала в США, когда он был маленьким, и писал он по-английски.

Вообще-то, все названные вами авторы - а не только Станислав Лем - известны и любимы в России. А вам из русских писателей, наверное, понравились бы братья Стругацкие. В книге приведены слова вашей мамы: «не думаю, что у Линуса есть какой-то специальный дар - и уж точно не к компьютерам. Если бы не компьютеры, он бы увлекся чем-то еще. В другой день и в другом возрасте он бы увлекся решением какой-то другой задачи. Думаю - это еще впереди. Я имею в виду, что он, надеюсь, не застрянет на всю жизнь на обслуживании Linux». Вы согласны с ней?

- Пожалуй, да. Мне всегда нравились компьютеры, но, думаю, с математикой, физикой или еще чем-то в этом роде у меня получилось бы не хуже. Мне нравится находить закономерности, и я хорошо умею погружаться в проблемы. Для программирования это полезные качества, но есть и другие сферы, где их можно применить.

Вы как-то участвовали в деле Склярова?

- Я стараюсь избегать всего, что называю «политикой». Мое дело - технологии, тут я на своем месте. А на звание активиста-общественника я не претендую. Но уверен, что электронные аспекты свободы слова - одна из важнейших проблем, стоящих перед нами. В этом году я внес значительный вклад в Electronic Frontier Foundation, главную организацию, защищающую эти свободы (ведь она действительно нуждается в помощи, - к сожалению, защита людей от судебного преследования обходится недешево). И, конечно, я подписал воззвание в поддержку Склярова, но там еще тысяч тринадцать подписалось.

Как вы думаете, чем кончится суд над Microsoft и какое влияние он окажет на Microsoft, Linux и ИТ-отрасль в целом?

- Меня это мало волнует. Главное, как мне кажется, чтобы этот процесс помог людям узнать неприглядную правду о Microsoft, сам же я избегаю нападок на корпорацию. Я затевал Linux вовсе не в пику Microsoft, и мне по-прежнему нет до нее дела.

Вы были в Москве один раз жизни, в 1976 году. Сара запомнила наш «Детский мир» - она говорит, что в Хельсинки таких огромных магазинов не было. А вы что-нибудь помните?

- Нет. И год точно не помню, может быть, и 1976-й, - ведь во время поездки мне было лет шесть.

Вы хотите сказать что-нибудь русским читателям своей книги?

- Я вообще никому ничего не хочу сказать. Самое главное в моей книге - ее прикольный конец: «Сыграем, парень?»


1 (обратно к тексту) - Линус говорит, что несколько лет назад, еще живя в Хельсинки, разговаривал с журналистом из какой-то российской экономической газеты, но не знает, дошло ли дело до публикации.
2 (обратно к тексту) - «В настоящее время потомки древних шведских иммигрантов составляют 350 тысяч шведскоговорящих жителей, или около пяти процентов населения страны» (из книги «Ради развлечения»).
3 (обратно к тексту) - Разумеется, наряду с финским.
4 (обратно к тексту) - Туве - жена Линуса. Имя «Туве», кстати, уже известно российским читателям благодаря другой шведскоговорящей финке - Туве Янссон, автору историй про Муми-троллей.
5 (обратно к тексту) - Патриция - старшая дочка Линуса. Две другие родились уже после переезда в Калифорнию.
6 (обратно к тексту) - «Ранди, сокращенно от Митрандир (белый маг из «Властелина колец»)», - пишет Линус.
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2025
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.