Лекарства роста
АрхивКалендарная зима сменилась календарной весной, и почти одновременно два рунетовских проекта заявили о своей несостоятельности. "Нетоскоп" закрылся, прикрывшись красивой, но не слишком правдоподобной версией о том, что прекращение деятельности сервера связано с уходом главного редактора.
Календарная зима (как ни странно, довольно теплая - даже крещенских морозов, по большому счету, не было) сменилась календарной весной, и почти одновременно два рунетовских проекта заявили о своей (временной?) несостоятельности. «Нетоскоп» закрылся, прикрывшись красивой, но не слишком правдоподобной версией о том, что прекращение деятельности сервера связано с уходом главного редактора. На самом деле любому понятно, что главная причина закрытия - банальная нехватка денег. Или нежелание вкладывать деньги - что в данном случае почти эквивалентно их нехватке.
Надо сказать, что проблема финансирования Интернет-изданий вовсе не обусловлена российской спецификой. Агония новостных Интернет-ресурсов, которую мы имеем неудовольствие наблюдать уже довольно долгое время, - явление общемирового масштаба. Однако есть и другие примеры.
Salon.com, который в октябре прошлого года был вынужден перейти на смешанную систему предоставления контента, создав институт платных подписчиков (как вариант: 30 долларов в год за Premium Service, некоторый объем дополнительных материалов и отсутствие рекламы) и добавив рекламы на бесплатной части сайта, получает дополнительные инвестиции от Adobe в размере 500 тысяч долларов. Вообще Adobe является давним партнером Salon.com и в течение нескольких лет поддерживала издание, не ожидая немедленной отдачи. Однако эта инвестиция, судя по всему, рассматривается компанией именно как выгодное вложение, которое принесет ей живые деньги. В этом году Salon.com обещает стать прибыльным - нечастый случай для неспециализированного Интернет-издания.
У российских сайтов (затраты на создание которых, конечно, на порядки меньше, чем затраты на создание сопоставимых по объему и качеству информации западных проектов) не так много возможностей для маневра. Наивно полагать, что сегодня отечественные компьютерщики станут платить за информацию как таковую. Насколько известно, никто и не пытался создавать проекты общей тематики с платной подпиской - понятно, что количество подписчиков окажется таким незначительным, что затевать подобное мероприятие нет смысла. Значит, остается один теоретически честный способ зарабатывания денег - размещение рекламных блоков. Опять же теоретически это означает, что посещаемость ресурса и его прибыльность жестко взаимосвязаны. Жизнь вносит свои коррективы, и сайты - даже посещаемые - время от времени гибнут, а их разочарованные создатели создают новые, не менее безнадежные проекты. Замкнутый круг.
Существует еще один путь создания качественного контентного сайта общего содержания. Вряд ли он сможет стать панацеей, однако существует модель, которая была успешно внедрена без каких-либо крупных финансовых вложений. Речь идет о ЖЖ. Он же LJ, он же «Живой Журнал», он же LiveJournal.
Начинался LiveJournal, как обычное community - его создатель Брэд Фицпатрик вряд ли собирался сделать что-то большее, чем сервер, на котором желающие могли бы размещать свои электронные дневники. Однако за короткое время сайт «ЖЖ» стал настолько популярен, что в какой-то момент его владельцам пришлось ввести плату за пользование сервисом. Правда, тем, кто не мог или не хотел платить, оставили лазейку - к LiveJournal может присоединиться любой человек, если у него есть специальный код. Код можно получить от зарегистрированного пользователя LiveJournal. Платные пользователи получают в свое распоряжение один новый код каждый месяц, бесплатные - один код после регистрации. Решение опять же было вызвано, скорее, желанием сократить приток бесплатных посетителей. Однако, решение, будучи количественным по своей природе, через некоторое время стало качественным. Случайных людей среди новичков стало гораздо меньше. Кроме того, сам LiveJournal поддерживает определенный уровень community - люди, которые не вписываются в него, как правило, через некоторое время уходят с сайта, не получив никакой отдачи от остальных участников «Журнала». Понятно, что шелухи - дневников, построенных по шаблону «я проснулся, вышел из дома, встретил N, поругался с M», или страничек, где регулярно публикуются объявления только для знакомых - довольно много, однако найти действительно интересные дневники, подчас ничуть не уступающие по качеству колонкам сетевых колумнистов (а зачастую и написанные ими) несложно. Очень несложно.
Конечно, LiveJournal не может заменить ни «Нетоскоп», ни «Интернет.Ру», но хочется надеяться, что если вдруг когда-нибудь исчезнут все подобные сайты, останется подобное образование - спонтанное community с достаточно высоким уровнем выдаваемого на-гора контента.
Интересно, что получится из подобных онлайновых сообществ через несколько лет. Штатный футуролог British Telecom Ян Пирсен в своем недавнем прогнозе заявил, что ожидает к 2010 году появление сетевых сообществ, насчитывающих десятки, а то и сотни миллионов человек.
Сто миллионов человек на сундук «Нетоскопа».