Что такое профессиональный подход?
АрхивПока наша общественность грозно сучила кулачками в сторону судейского произвола на Олимпиаде, я скучающим взглядом скользил по списку новых поступлений софта на любимом коллекторе Депо Давида. У вас наверняка так бывало: смотришь-смотришь тупо на что-то, мыслей - ноль, обобщений - еще меньше. И вдруг - бинго!
Пока наша общественность грозно сучила кулачками в сторону судейского произвола на Олимпиаде, я скучающим взглядом скользил по списку новых поступлений софта на любимом коллекторе Депо Давида. У вас наверняка так бывало: смотришь-смотришь тупо на что-то, мыслей - ноль, обобщений - еще меньше. И вдруг - бинго! Улавливаешь закономерность там, где раньше, казалось, царил полный хаос. И тут же память услужливо подсовывает факты и фактики из другой оперы, подтверждающие сделанное открытие. Это все не я придумал, таковы общие механизмы творческого процесса.
В «Голубятне» №11 «О разводе лохов» («КТ» #315) были такие святые слова: «В письме-спаме происходит шаманически многократное заклинание словом «профессионал». Я давно заметил, что когда упоминают профессионала, значит готовятся воровать».
Хорошо хоть, что у «профессионала» в журналистике лицо не столь одиозное (хотя и не менее неприятное). Думаю, ни у кого в трезвом состоянии не возникнет желания заподозрить «Голубятни» в профессионализме. Боже упаси! Мой подсознательный страх перед «профессионалами» заставлял меня выдавливать иронию и самоиронию как горчицу из тюбика и обильно удобрять ими каждую колонку. Мне казалось, что эта горчица - панацея от профессионального занудства, потому что в компьютерной журналистике «профессионал» не ворует, как в бизнесе, а лишь нудит до потери сознания (читательского, разумеется, не своего).
Однако «профессионализм» - феномен многоликий. И было бы дуростью отрицать его положительные стороны. Увы, профессионалобоязнь в «Голубятнях» привела к другой крайности, которую я лишь недавно диагностировал и теперь вот собираюсь активно изживать. Поясню, о чем речь.
Профессиональный врач смотрит на пациентов как на абстрактные платоновские тени, потому что иначе он сойдет с ума. Непрофессиональный врач начинает всем сопереживать и очень скоро спивается. Профессиональный журналист смотрит на то, что описывает, исключительно со стороны, непрофессиональный журналист старается все примерить на себе: то ему хочется притулиться на банной лавке промеж знаменитыми людьми и девками, то неймется и он едет в Пакистан, как Даниель Перл, где ему отпиливают голову, то упрямо устанавливает на собственном компьютере все программы, которые затем описывает. Именно эту последнюю ошибку дилетанта и совершал я в «Голубятнях» с первой колонки по предыдущую (девяносто шестую по счету 1): все, что вы в них читали, стояло или стоит на моем компьютере. Да-да, все триста с чем-то программ! По-моему, это чудовищно непрофессионально в плохом смысле слова.
И тогда я сказал себе: «Баста!» (На самом деле я сказал другое слово, но оно непечатное, ну разве что эвфемически - «Бастец!») Больше ничего ставить на свой компьютер не буду, потому что софтверное повидло уже пошло горлом. И все эти «лежит сердце - не лежит, прикипел - возненавидел» отправляются к едрене-фене. Будем жить по-новому, работать по-профессиональному: инсталлировал программу (не на своем компьютере - боже сохрани!), поковырял, как прозектор в морге, срыл ее (зашил быстренько), включил диктофон и беспристрастным голосом зафиксировал: «У тела на правой руке шесть пальцев, фейс (интерфейс) опух, зато сохранилась эрекция».
В чем тут польза читателю? Огромная. Во-первых, таким макаром я сумею просматривать на порядок больше самых свежих и актуальных программ, а не только то, что мне по душе, хоть и морально устарело. Во-вторых, читатель облегчится от потуг строчить подметные письма типа: «Мы тут поставили фуфло, что ты насоветовал, и все обвалилось на первом прогоне: сколько тебе заплатили за джинсу, журналюга?»
Итак, в новом амплуа профессионального (в хорошем смысле слова - без занудства) журнализма и дебютирует сегодняшняя «Голубятня».
Поразился, увидев на Tucows во главе рейтинга популярных загрузок Top 100 программу Irfan View. Об этом вьюере картинок я писал пару лет назад в «Голубятне» №40: «Фриварный австрийский малыш просто очаровал мускулатурой и окончательно подсидел ACDSee». Тогда, уже после написания колонки, Irfan View пришлось-таки удалить в пользу ACDSee. Быстродействие программы довольно чувствительно ударяло по функциональности, особенно мне недоставало функций пусть и облегченного, но редактирования изображений. Интересно, изменилось ли что-нибудь теперь? Я быстрехонько поставил новый релиз Irfan View на Либретту (теперь она у меня выступает в роли подопытной коровы) и… не пожалел: австрийский вьюер в нарушение всей логики современного софтостроения превратился в совершенную программу, особенно на фоне летального окабанения ACDSee версии 4.0. Все необходимые (crop, rotate, resize, sharpen image, contrast и т. п.) быстрые функции редактирования не просто добавлены в Irfan View, но и расположены под рукой, и при этом никак не влияют на быстродействие.
Я тут помянул «логику современного софтостроения». Речь идет о законе, из которого сегодня почти не бывает исключений: с каждым новым релизом в программу добавляются все новые и новые функции, что приводит к просто неприличному ожирению кода и полной неподъемности на слабеньком железе.
Короче, таможня дает добро: Irfan View - замечательный супербыстрый, сверхмощный вьюер изображения, оценка по пятибальной системе - крепкая пятерка. Срыли - пошли дальше.
Еще один «двухкоровный» найденыш - Black Hole Organizer - программа из категории «заметочных утилит» (ЗУ). На прошлой неделе я рассказал о MyBase - моем фаворите на сегодняшний день. MyBase и дальше останется у меня компьютере, но вот Black Hole Organizer достоин поминания из-за целого ряда удобных фишек: трехоконного интерфейса, спеллчекера, расширенного поиска и зачаточных ПИМ-функций. Практически во всех ЗУ применяется два окна: слева - древовидная структура базы данных, справа - содержание документов, обычно в режиме RTF-редактора. Black Hole Organizer нарушил эту традицию: в верхнем левом окне размещаются папки с документами, справа сверху - список самих документов для каждой папки, а снизу в полный формат - окно редактирования. Мне показалось, что в определенных обстоятельствах (когда нет потребности создавать информационное дерево с глубоким вложением) такая структура удобнее традиционной.
Другой конек Black Hole Organizer - проверка орфографии (не русской, разумеется). Ничего тут камасутрианского нет, но все равно приятно. Наконец, возможностями поиска информации в созданных разноформатных базах данных Black Hole Organizer существенно превосходит остальные ЗУ. Наконец, в программе можно установить аларм для любого документа в базе данных. Оценка: три балла с плюсом.
Как обычно, все линки, помянутые в «Голубятне», вы найдете на internettrading.net/beritut.
1 (обратно к тексту) - Я упорно педалирую порядковый номер колонок, поскольку надеюсь выгрызть премию у редакции по случаю написания юбилейной - сотой - «Голубятни».