Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Технические возможности

Архив
автор : Вадим Кожевников   06.03.2002

Проблема интернетизации России. Проблема не новая, но актуальная. Время от времени на глаза попадаются очередные гениальные мысли очередного гениального деятеля по этому поводу. Среди причин отставания от нормальных стран по уровню охвата Интернетом традиционно называют плохие линии, бедность населения, дураков-провайдеров и т. д.

Проблема интернетизации России. Проблема не новая, но актуальная. Время от времени на глаза попадаются очередные гениальные мысли очередного гениального деятеля по этому поводу. Среди причин отставания от нормальных стран по уровню охвата Интернетом традиционно называют плохие линии, бедность населения, дураков-провайдеров и т. д. Особенно забавляют фразы типа «вести просветительскую работу» или «нести в массы компьютерную грамотность». При этом один аспект не то чтобы обходят вниманием, но упоминают как-то мимоходом, а зря. Плохие линии, говорите? А если вообще нет никаких - ни плохих, ни хороших? Понимаю, для Москвы это неактуально, но для провинции это ОЧЕНЬ больная тема, если только крупный областной центр можно называть провинцией. Помните школьные уроки истории? 1917 год? Гражданина с бородкой и с кепкой в руках на броневике? А его хрестоматийное «захватить почту, телефон, телеграф»? И ведь действительно, захватили. Да так крепко захватили, что и до сих пор не отдают. Высоколобые писатели, разглагольствующие о безграмотности населения, даже не подозревают, от какого количества комментариев их спасает зачаточная российская телефония. Все банально до неприличия: изобретенный в позапрошлом веке телефон до сих пор недоступен многим нашим соотечественникам. Причем дело даже не в деньгах - наши деньги связистам не нужны. «Нет технических возможностей», - заявляют они, и вдруг понимаешь, что в этой стране за десять лет ничего не изменилось.

Сразу лезет на ум эпизод, не эпизод даже, а так, мелкое частное наблюдение - случай из нашей прошлой жизни. Помните эти утренние многолюдные тусовки в продовольственных магазинах? Опытные советские покупатели стягивались к определенному часу к заветным дверям и с надеждой ждали, что они вот-вот распахнутся и одарят счастливцев пачкой сметаны или палкой колбасы. Однажды стал свидетелем, как некий мужичок, обезумевший от вида тележки, доверху наполненной бутылками с молоком, а может, просто многодетный, - попытался атаковать труженицу прилавка прямо на ходу, по пути из подсобки к тому самому прилавку. То ли мужичок не рассчитал скорость, то ли азимут движения, но налетел на тележку, чуть не свалив ее вместе с продавщицей. Тут-то и прозвучала фраза, ставшая в нашей семье символом развитого социализма: «Куда прешь, тупорылый?!» При этом работница советской торговли сгенерировала такой взгляд, что сдохла бы и лошадь (помните этот профессиональный взгляд советских продавцов?), но мужичок, не обращая на это никакого внимания, набил сумку молоком и, счастливый, убежал.

«Нет технических возможностей» - написано на красивом официальном бланке. Внизу стоит умопомрачительная подпись Большого Телефонного Начальника и Большая Круглая Печать - вроде бы все как положено. Мол, извини, друг, рад бы, да не могу. Но если разглядеть бумагу повнимательнее, повертеть в руках, просветить рентгеном, то, сдается мне, проявятся где-то между строк те самые буквы, от которых веет холодом прошлого: «Куда прешь, тупорылый?!»

Знаете, оказывается легче обойтись без телефона, чем объяснить компьютеру, почему модем ему не нужен. «Нужен», - говорит он и в подтверждение пишет: «Программа… давно не обновлялась. Обновить?» Пишет, конечно, по-английски, потому что русские программисты знают положение дел в стране. «No», - отвечаешь компьютеру и понимаешь, как Он удивлен, даже расстроен. Он не подаст вида, но определенные выводы сделает. И в следующий раз с чистой совестью выдаст: «Программа выполнила недопустимую операцию и будет закрыта. Если ошибка будет повторяться в дальнейшем, обратитесь к разработчику». С особенным удовольствием Он напишет, естественно, последнюю фразу. Еще и померцает в насмешку экраном: «Я же говорил!»

А эти бесконечные статьи в журналах? Подчеркну - в бумажных журналах? «Зайдите на сайт www.yyy.zzz, там столько всего интересного!» Или «У нас кончилось место, а кому интересно, может на нашем сайте почитать полную версию». Интересно. Но не может. Вообще, в стране сложился целый пласт пользователей, понятия не имеющий о сетевых технологиях. Нет, что-то они про это слышали, но сами не используют. Очень часто дело не в стоимости Интернета, а в элементарном отсутствии провода, соединяющего с внешним миром. Так и варятся годами в собственном соку десятки тысяч компьютеров, не имея возможности заявить о себе миру. На первых порах спасают игры. Хотя, говорят, что по сети играть интереснее. Не знаю, не пробовал. Верю на слово. После игр начинается период графических редакторов. Через три месяца вы с чистой совестью подчеркиваете в анкетах: «Владение Photoshop - в совершенстве». Потом приходит желание выучить английский. В самом деле, чего время терять? Когда снизойдет благодать от ГТС, уже будешь готов встретить все человечество на пороге своего дома. Но английский худо-бедно освоен, а провод все еще где-то на полдороге. Потом выучивается Visual Basic, за ним - HTML. Мир лежит у ног и ждет, чтобы его покорили. Но покоритель не спешит - из всех видов коммуникации у него по-прежнему только голубиная почта. Постепенно наступает осознание бесполезности потраченного времени. Свой сайт давно готов - но он лежит набором нулей и единиц на локальном винчестере и демонстрируется лишь гостям. Может, это один из несостоявшихся лидеров рейтинга Рамблера, а может - бездарное творение очередного одержимого. Этого мы не узнаем никогда, потому что у страны, оказывается, «нет технических возможностей».

Мой любимый Марк Твен стал с некоторых пор вносить сумятицу в мою обычно спокойную душу. У него есть рассказ «Телефонный разговор». Это не шедевр мировой классики, в нем просто описано любопытное и необычное для того времени явление - общение людей, разделенных пространством. Все бы ничего, но написан рассказ был в 1880 году! Марк Твен понятия не имел о цветной фотографии, никогда не слушал магнитофон и не смотрел ни одной телевизионной передачи. Ему не были знакомы холодильник, стиральная машинка и растворимый кофе; выбор принтера никогда не ставил его в тупик, а слово «Windows» для него обозначало лишь несколько проемов в стене. Сейчас все это доступно любому - время сделало свое дело. Посмотрите, с какой скоростью эволюция улучшала и удешевляла изобретения ума человеческого!

Только над телефонными компаниями время не властно, 120 лет для них, как и для Истории, - не срок, по крайней мере, на одной шестой части суши. Все то же электричество, все те же медные провода. Ну почему, черт побери!, почему до сих пор они не пролезли в каждый дом, почему не опутали нас паутиной, почему не вплелись в наши умы так, чтобы разъединить нас могла лишь смерть? Почему они не посадили нас на свою иглу, ведь мы сами этого хотим? Почему гигагерцовый Athlon - продукт 21 века - должен проживать свои дни, ожидая милости от века 19-го, потом состариться и умереть, так и не узнав, что у него есть много родных и двоюродных братьев?

Вопросы без ответов.

Возможно, кто-то скажет, что я преувеличиваю, сгущаю краски. Поверьте, на самом деле всё гораздо хуже. Сколько людей просто неспособно заплатить за установку телефона, даже при наличии свободных мощностей на местной АТС!

«А как же альтернативные виды связи?» - спросите вы. Отвечу. До столицы, вероятно, иногда долетают слухи о размерах провинциальных зарплат. Москвичи, конечно, им не верят, а зря - слухи часто бывают даже преувеличенными. Поэтому сотовая связь, не говоря уже о спутниковой, для большинства граждан неприемлема в силу своей стоимости, тем более если речь идет о доступе в Интернет. Выделенный канал тоже в одиночку не потянуть, а с желающими объединяться большая напряженка.

Можно, вообще-то, поменять район на более телефонизированный. А почему бы сразу не поменять страну? Вон в Германии уже по электрической сети подключают. Но мне почему-то нравится именно этот район, этот дом, эта квартира. Хочется здесь жить и здесь работать. А сеть… Да хрен с ней, с сетью. Компьютер пока не стал моей профессией, и неизвестно, станет ли вообще когда-нибудь. Подождем еще чуток. Глядишь, и к нам дотянутся германские провода. А может, спутник подешевеет. Тогда я обязательно приду под окна ГТС и буду весь день кричать слова, несовместимые с высоким званием Homo Sapiens. Я выскажу все, что накопилось за эти годы, разобью за ненадобностью телефонный аппарат, пылившийся на антресолях. А потом повернусь и уйду. Они мне будут уже не нужны. Гражданин мира не зависит ни от кого…

Слово и дело

Любит русский человек литературу, преклоняется перед хорошим слогом, не чурается и крепкого словца, стоящего на своем месте. Восемь лет может склоняться над одной и той же страницей книги, выискивая, смакуя, взвешивая каждый оттенок смысла. К документам на бланке да с печатью - отдельная любовь. Русский человек даже не читает его - медитирует над ним, бесконечно повторяя сухие строки официальной бумаги… Любит русский человек и писать, особенно в разные инстанции, журналы всякие. Не без таланта пишет, только тема все одна и та же: куда ни доберешься по этим треклятым разбитым дорогам - везде одни дураки. И как только можно жить в этой стране?

Есть и имя у этого человека - совок, правильное имя, собирательное. Ходит по полям и весям, перлы и изумруды выискивает, клады откапывает да все в избу тащит, по полочкам раскладывает. Полюбоваться - заходи, но из избы выносить -ни-ни…

В каждом из нас, в большей или меньшей степени, живет такой совок. Любит он порассуждать, кто и что ему должен и почему не выполняет своих обязанностей, иногда он даже бывает готов взяться за обустройство России, самостоятельно навести порядок в ранге какого-нибудь генерал-губернатора, но на первом же конкретном деле, достойном капитан-исправника, он оступается и делает характерное заключение: да и хрен с ним. И так он, этот совок, въелся в национальный характер, что и по сей день, увы, составляет, наверное, процентов 90 населения страны.

Ну нет у вас телефона, а как хочется иметь! Но кто и почему ДОЛЖЕН провести его вам? Вы пишете, что нет денег, - значит, на налоги, которые вы, положим, платите, проводить телефоны и чинить дороги невозможно. А почему вы не пытаетесь деньги заработать? Нет работы? - создать. Мешает администрация? На ближайших выборах - выбрать другую. Долго ждать? Ну тогда возьмитесь за дело сами. Иначе откуда возьмутся предприимчивые люди, которые принесут в ваш города эту и другие необходимые многим услуги?

Попробуйте. Честное слово, все не так трудно, как кажется, а кроме того, еще и интересно. Вот, к примеру, прокладку кабеля можно организовать самим. Разузнайте, какие ресурсы у ближайшей к вам АТС, где проходят телефонные канализации ГТС, сколько стоит погонный метр кабеля, каковы объемы и стоимость линейно-кабельных и земляных работ, рассчитайте затраты, организуйте инициативную группу, найдите спонсора, заручитесь поддержкой общественных организаций, соберите средства с заинтересованных жильцов, договоритесь с чиновниками… Ну а если заинтересованных жильцов поблизости нет - значит, вы белая ворона и в ваших краях телефон не очень и нужен.

Поверьте, и в менее благополучных, чем ваш, городах люди проводят себе телефонные линии, прокладывают домашние локальные сети и ставят спутниковый Интернет.

ПОЙМИТЕ, наконец: вы САМИ должны менять жизнь к лучшему, нет таких механизмов, которые сделали бы это за вас, которые ДОЛЖНЫ бы были сделать это за вас! А ваше письмо - это, извините, жалоба раба на то, что хозяин его ПЛОХО СОДЕРЖИТ. Ну а тут уж - воля господина, пока человек соглашается оставаться рабом.

Понятно теперь, кто виноват? Если да, то и ответ на вопрос «что делать?» уже готов: по капле выдавливать из себя совка. Сказать просто, да сделать трудно.

Вадим Иванченко [ ivan@computerra.ru ]

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.