Холода
АрхивВ кулуарах, в тихих закоулках российского компьютерного рынка все отчетливее слышен подозрительный шепот. Шептуны вспоминают 1998 год, намекают, что "тогда все ровно так и начиналось", к чему-то готовятся.
В кулуарах, в тихих закоулках российского компьютерного рынка все отчетливее слышен подозрительный шепот. Шептуны вспоминают 1998 год, намекают, что «тогда все ровно так и начиналось», к чему-то готовятся. Это «что-то» ползает в тех же закоулках бесплотной тенью, зловеще ворочается, но истинного своего лика до поры до времени не показывает. Что еще больше усиливает напряжение. Но, судя по всему, российская индустрия ИТ ждет чуть ли не очередного «кризиса», «обвала» или «дефолта».
Никто, впрочем, не способен даже намекнуть, чего все-таки надо бояться. И к чему готовиться. Источники панических настроений самые разные. Кому-то страшные тайны поведал высокопоставленный чиновник. Кто-то самостоятельно анализирует ситуацию. При этом большая часть руководителей компаний явно находится под влиянием «разговоров»: впечатлительные натуры быстро находят подтверждения самым невероятным идеям.
Было бы приятно опровергнуть перешептывания, заколотить кулуары крест-накрест тёсом и издать распоряжение, согласно которому все обязаны беседовать громко, отчетливо и только на оптимистические темы. Наконец, очень хотелось бы привести объективные экономические показатели и выкладки, демонстрирующие безбрежность перспектив и истинность выбранного курса. Но вот с этим как раз и возникают трудности.
Официальные источники настойчиво убеждают нас, что в стране начался экономический рост, и уж теперь - навсегда. Однако стремительная инфляция, мрачная обстановка на мировых рынках и другие многочисленные, но менее заметные глазу неурядицы лишь усугубляют панику.
Разумеется, все говорят о разном. Сборщики компьютеров и розничные продавцы ждут, мягко говоря, вялого спроса со стороны массового потребителя, хотя опять-таки с трудом формулируют причины подобных ожиданий. Поставщики, ориентирующиеся на корпоративный сектор, хоть и заявляют о росте в этом сегменте, ничего фантастического не ждут. Наконец, с совершенно загадочной ситуацией, вовсе не стыкующейся с разговорами о «растущем российском рынке», столкнулось в начале года большинство профильных ИТ-изданий: на рынке рекламы образовался провал. Некоторые еженедельники резко похудели и выглядят так, будто август 1998-го случился вчера. На фоне заметно более консервативной политики ведущих мировых вендоров в части расходования и даже утверждения маркетинговых бюджетов, которые должны быть потрачены на рынке России и СНГ в 2002 году, издательские дома также замерли в ожидании.
Впрочем, вероятно, что нынешние перешептывания, недобрые ожидания и затягивание поясов - всего лишь краткий пост, расплата за жирный, обильный и урожайный 2001 год. Действительно, прошедший сезон выдался для большинства компаний крайне удачным. Возьмем для примера дистрибьюторскую компанию «Марвел», вполне показательное предприятие, занятое поставками компьютерного оборудования сборщикам ПК, интеграторам и ритейлерам. Совокупный рост оборотов, зафиксированный компанией по итогам 2001 года, составил 71%. Правда, сюда попадают и данные по операциям на зарубежных рынках, включая Голландию и США, а также итоги деятельности недавно вошедшего в состав группы минского дистрибьютора Intel Link Technologies. Такого роста в компании не фиксировали давно. Но вот прогнозы возможных результатов в текущем году - более чем осторожные. Аналитики «Марвел» говорят о не более чем 30-процентном росте бизнеса. При том, что и этот показатель должен быть достигнут не сам по себе, а за счет оптимизации управления поставками.
Однако есть еще одно обстоятельство, которое может быть принято в качестве объяснения нынешней ситуации на рынке: ведущие российские компании в очередной раз столкнулись с кризисом роста. По сути, структурная перестройка идет во всех ведущих ИТ-холдингах. Причины у всех свои. Некоторые игроки сделали ставку на слишком модные и современные метафоры бизнеса, к которым ни рынок, ни клиенты просто не готовы. Самые характерные примеры - ASP и «офшорное программирование». И если в первом случае еще есть какие-то варианты, то буря восторгов в связи со вторым, кажется, уже закончилась. Как и предполагалось, без каких бы то ни было внятных результатов. Ряд единых прежде предприятий преобразовался в массу отдельных бизнесов, что привело к дезинтеграции и потере управляемости. Наконец, сегодня во многих компаниях решают судьбу «Интернет-подразделений», которым на скучных обломках несостоявшегося пока рынка «B2B» просто нечего делать.
По ощущениям, рынок трудно назвать здоровым. Но все-таки есть основания полагать, что связано это с традиционным выбором индикаторов, в качестве которых по привычке рассматривается с десяток представительств ведущих мировых вендоров, для большинства из которых «кризис индустрии ИТ» - самые что ни на есть будни, и - с десяток же российских многопрофильных компаний, ныне тоже находящихся не в лучшей форме. В этом смысле хорошо заметна активность компаний «второго эшелона» - тех, кто не считался пока ни лидером, ни индикатором, ни оракулом. Команды, имена которых еще несколько лет (а то и месяцев) назад не были никому известны, выводят на рынок новые учебные курсы для ИТ-менеджеров, рапортуют о масштабных внедрениях и заключении партнерских соглашений с именитыми западными партнерами. Глядя на них, не скажешь, что рынок умирает.
Так что есть еще шанс, что шепоток в кулуарах - вовсе не отражение скрытых макроэкономических пороков, а всего лишь отзвук эволюции и стонов динозавров, почуявших не только приближение холодов, но и армии более приспособленных к суровым условиям бытия существ.