Деньги на мороженое или сотня долларов в год экономии?
АрхивЭто явление присутствует в нашей профессиональной жизни, и закрывать на него глаза не стоит. По крайней мере, необходимо знать о его существовании. Еще лучше знать, как оно работает. Это - бизнес, "малый" бизнес, на котором зарабатывают карманные деньги технические специалисты компьютерных отделов предприятий и фирм, пользуясь неосведомленностью доверяющих им людей.
Пролог
Это явление присутствует в нашей профессиональной жизни, и закрывать на него глаза не стоит. По крайней мере, необходимо знать о его существовании. Еще лучше знать, как оно работает. Это - бизнес, «малый» бизнес, на котором зарабатывают карманные деньги технические специалисты компьютерных отделов предприятий и фирм, пользуясь неосведомленностью доверяющих им людей. Моя задача не обвинить, не оправдать, а систематизировать. Кому-то эта статья поможет заработать на мороженое, кому-то - сэкономить несколько сот долларов в год.
Схема работы
Как правило, обслуживающий персонал, который в организации предпочитают сокращать до минимума (зачастую до одного человека), занимается всей цепочкой прохождения компьютерной техники от продавца до мусорного контейнера. Цепочка выглядит так:
-
Анализ потребности (нужен ли принтер).
-
Анализ решений (какие модели принтеров есть в мире).
-
Выбор производителя (нужна конкретная модель принтера, например, Epson DFX-4000).
-
Анализ рынка (кто в нашем городе продает этот принтер).
-
Анализ продавцов (чьи условия покупки и гарантии лучше).
-
Работа с конкретным продавцом в целях уменьшения стоимости проекта (купим принтер дешевле, но заплатим за трехгодичную гарантию).
-
Установка компьютерной техники.
-
Перемещение компьютерной техники.
-
Настройка компьютерной техники.
-
Обучение конечных пользователей работе с установленной компьютерной техникой.
-
Профилактическое обслуживание (протирка пыли и установка картриджей).
-
Мелкий ремонт (калибровка печатающей головки).
-
Работа с гарантийными случаями (диагностирование неполадок и перемещение компьютерной техники в гарантийный центр).
-
Прием компьютерной техники из гарантийного ремонта.
-
Послегарантийный мелкий ремонт компьютерной техники.
-
Восстановление работоспособности компьютерной техники после истечения гарантийного срока.
-
Списание компьютерной техники (продажа или утилизация).
Махинации при обслуживании компьютерной техники
При обслуживании компьютерной техники возможны три вида махинаций:
-
Несанкционированный обмен комплектующими с целью присвоения части бюджета, выделенного на модернизацию.
Этот метод базируется на том, что обслуживающий персонал хорошо знает внутреннее устройство компьютерной техники, которое не инвентаризируется. Пример: кроме вашей основной работы, вы, как специалист, подрабатываете наладкой сетей. В вашем офисе на некоторых компьютерах установлены 10/100Mb сетевые карты, хотя сетевое активное оборудование (хабы, свитчи) поддерживают только 10Mb. А на вашей второй работе вы модернизируете сеть путем перехода с 10 на 100Mb. Покупаете 10Mb сетевые карты и устанавливаете их по месту своей основной работы, а изъятые 10/100Mb карты устанавливаете на второй работе. Таким образом, на вашей основной работе никто ничего не замечает, поскольку сеть как работала на 10Mb, так и продолжает работать на этой скорости, а на вашей второй работе вы получаете 100Mb. Разница затраченных средств (был выделен бюджет на карты 10/100Mb, а приобретены на 10Mb) идет в ваш карман. Второй вариант такой махинации - обмен уже установленными сетевыми карточками. Ваш заработок - это гонорар за «грамотную настройку» сети.
-
Замена работающего оборудования на более дешевое с целью продажи или присвоения.
Этот метод базируется на обратной модернизации компьютерной техники, то есть качественные характеристики компьютерной техники сознательно ухудшаются с целью преобразовать разницу в производительности в денежный эквивалент.
Пример: в вашем сервере установлено два дорогих и быстрых винчестера с интерфейсом SCSI. У вас уже есть клиент, готовый их приобрести за хорошие деньги. Вы покупаете два винчестера такой же емкости, но с интерфейсом IDE, переносите на них данные, перенастраиваете систему и удаляете винчестеры SCSI. Разница в цене SCSI- и IDE-винчестера может быть ощутимой.
-
Фиктивный вывод компьютерной техники из строя для дальнейших махинаций при списывании.
Обслуживающий персонал создает видимость неисправности в работе компьютерной техники, либо умышленно ее портит, либо заявляет руководству, что все проблемы, связанные с работой на этом компьютерном оборудовании, происходят из-за того, что компьютерное оборудование морально устарело. Перед списыванием, все имеющие какую-либо ценность комплектующие заменяются на сторонние, заведомо нерабочие. Таким образом, после списывания у вас остается набор комплектующих, пригодных для эксплуатации или продажи. Это и есть ваш гонорар.
Махинации при покупке компьютерной техники
При покупке компьютерной техники возможны три вида махинаций:
-
Покупка по завышенной цене.
Такой вид махинаций широко распространен из-за того, что практически не раскрываем и способен создавать гарантированный доход и устойчивые связи посредника с продавцом. Принцип прост: при покупке товара за наличный расчет увеличивается сумма в кассовом чеке, а товарный чек заполняется от руки либо «теряется». Наблюдается как массовое явление на стихийных и организованных рынках (Савеловский, Царицынский, Митинский). При покупке товара за безналичный расчет, посредник вступает с продавцом в сговор, целью которого является увеличение суммы счета, выставленного покупателю. «Добавленные» средства потом обналичиваются, либо идут в зачет других покупок, совершаемых посредником у данного продавца. Этот способ давно стал основным источником доходов целой категории «специалистов», связанных с компьютерной техникой.
Два примера. Покупаем пять блоков записываемых компакт-дисков (50 штук). Цена одного диска 23 рубля. За мелкий опт дают скидку 2 рубля на диск. Общая сумма сделки 21*50=1050 рублей. Просим пустой товарный чек. Если в организации-покупателе отчетность не строгая, то сами заполняем чек, а кассовый чек выкидываем, если же строгая - не беда, - просим завысить сумму в кассовом чеке до разумного, например 25 рублей за диск: 25*50=1250 рублей. Чистая прибыль составляет 200 рублей. Не забываем указать в товарном чеке «с учетом скидки». Большинство продавцов не предлагают оплатить свои услуги по завышению суммы чека, очевидно, им выгоден сам факт продажи оптом. Само собой разумеется, что неходовой товар, например компакт-диски непопулярных производителей, будет предложен по еще более низким ценам.
Другой пример. Покупаем компьютер в сборе. Стоимость товара $300. Гарантийный срок два года. Просим продавца увеличить сумму на 10% и особо подчеркнуть в счете срок гарантии. После проплаты либо получаем наличными те самые 10%, либо покупаем на них товар у этого продавца. Практически не было случаев «кидания» продавцом посредника. Вероятно, это связано с тем, что при помощи одной такой операции зарабатываются не очень большие суммы. Увеличение сумм затруднено, иначе организация-покупатель может заподозрить махинацию.
Стоит обратить внимание на метод, уже более года работающий в довольно известной розничной фирме. При покупке товара по безналичному расчету счет выписывается в рублях, но по ценам в долларах с учетом внутреннего курса в фирме на текущий день плюс процент за возможное повышение курса доллара. На примере это выглядит так: при покупке процессора стоимостью $100 и курсе ЦБ 30 рублей за доллар, вам выставляется счет на 3200 рублей. Курс доллара на фирме на день выписки счета составлял 31 рубль за доллар, но для предохранения от резких скачков доллара курс был принудительно увеличен до 32 рублей. После оплаты и прохождения денег в фирме осуществляется процесс «конвертации». Допустим, что на день «конвертации» внутренний курс остался 31 рубль за доллар. Вам как посреднику предлагается либо получить наличными 100 рублей, либо купить на них товар из ассортимента. В счете эти деньги не фигурируют. Они фигурируют только в расходном ордере фирмы-продавца.
-
Подмена покупаемого товара более дешевым.
Этот способ основан на разнице в цене аналогичного товара. Поясню на примере: вы покупаете для своей фирмы винчестер емкостью 40 Гбайт. Как правило, руководство просит винчестер именно такой емкости, ничего не упоминая про модель. Производителей, выпускающих винчестеры такой емкости, несколько. Естественно, и цены у них разные. Продавцу заявляете, что вас интересует дорогая модель, но в счете просите указывать только емкость. При оплате наличными говорите, что вы «передумали» и хотите взять модель дешевле, а в чеке указать завышенную сумму. После оплаты безналичным способом просите продавца отпустить вам более дешевую модель, а разницу в цене выдать наличными. В счете будет фигурировать завышенная сумма, а излишек - только в расходном ордере продавца. Метод хорош тем, что абсолютно легален.
-
Подмена покупаемого товара аналогичным (собственная модернизация).
Опять поясню на примере: вы покупаете для своей фирмы винчестер, емкостью 40 Гбайт. У вас в домашнем компьютере установлен винчестер такой же емкости, но более старый. Купленный винчестер ставите в свой домашний компьютер, а свой - приносите на работу под видом только что купленного. Метод безопасен тем, что устанавливать бывший свой винчестер на работе будете именно вы. Естественно, в счете не надо указывать модель товара. Второй вариант этого способа еще более нагл: вы меняете новый винчестер на свой старый меньшей емкости. Тогда при установке его в компьютер слегка поправляете разбивку логических дисков так, чтобы суммарная емкость логических дисков была равна емкости нового. Либо просто заявляете руководству, то BIOS компьютера не может показать верное значение емкости винчестера, так как компьютер достаточно стар. Эти два варианта чреваты тем, что у вас могут быть проблемы с гарантийным ремонтом вашего бывшего винчестера, так как он старше купленного и, следовательно, его гарантия истечет раньше. Но это поправимо, так как производители винчестеров дают разный срок гарантии, да и продавцы могут давать свою гарантию.
Махинации при списывании компьютерной техники
При списывании компьютерной техники возможны два вида махинаций:
-
Продажа списанной компьютерной техники по предварительному сговору с посредником, покупающим технику б/у по заниженным ценам.
Метод базируется на том, что нет точной цены на комплектующие, бывшие в употреблении. Одна и та же деталь может иметь у посредников разную цену. Схема проста: обслуживающий персонал просят продать списанные комплектующие. Среди них есть редкая и дорогая вещь. Посредник и обслуживающий персонал знают, сколько она может реально стоить, но в бумагах указывают явно заниженную цену. В таких случаях, как правило, разница делится в равных пропорциях, так как подобные сделки носят разовый характер.
-
Фиктивное уничтожение компьютерной техники с целью ее присвоения.
Порой, если не удается продать списанную компьютерную технику, ее уничтожают. Как правило, уничтожает ее обслуживающий персонал, в обязанности которого входит унести десяток 286-х компьютеров в сторону свалки, а на самом деле погрузить их в машину и отвезти на соседнюю фирму и создать на их базе бездисковые сетевые станции терминального сервера.
Методы предотвращения
Рекомендуется:
-
выполнение исполнительной и контрольной функций поручать разным людям, между которыми отсутствуют финансовые и личные взаимоотношения. Иногда полезно нанимать для контроля специализированную фирму.
-
вести строгую инвентаризацию компьютерной техники, включая комплектующие.
-
постоянно контролировать цены у продавцов на предмет их завышения.
-
руководителю организации самому определять круг продавцов и договариваться с ними о скидках и мерах по предотвращению злоупотреблений.
-
для списания, а также оценки стоимости списанного оборудования воспользоваться услугами сторонней организации.
-
поддерживать для обслуживающего персонала уровень оплаты выше среднерыночного, чтобы лишить интереса к нескольким десяткам незаконных долларов.
-
вести строгую отчетность при покупках, дабы не допускать их прохождения без точной (до индекса производителя) идентификации.
Не рекомендуется:
-
списанные компьютерные комплектующие распространять внутри фирмы за символические деньги или даром.
Эпилог
Этот «бизнес» не требует глубоких знаний, не приносит хороших денег, нестабилен. Люди, зарабатывающие деньги таким способом, ничего не создают. Все, что требуется для дела, - это минимальные познания в компьютерных технологиях и умение говорить с людьми. Будучи студентом, я и сам так подрабатывал. Однако лучше - по крайней мере честнее - попросить за услуги гонорар. Это оставит совесть чистой и поможет рынку услуг, связанных с компьютерной техникой, выйти из стихийного состояния.