Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Мобильные устройства: мифы и легенды

Архив
автор : Дмитрий Майоров   25.01.2002

"Уже сделали мобильное устройство, которое умеет все? Нет? А когда сделают?.." Судя по тому, как часто я слышу эти вопросы, легенда об универсальном мобильном устройстве, которое вот-вот появится в продаже и вытеснит все остальные, распространена очень широко. Попытаюсь прокомментировать этот и некоторые другие мифы.

"Уже сделали мобильное устройство, которое умеет все? Нет? А когда сделают?.."

Судя по тому, как часто я слышу эти вопросы, легенда об универсальном мобильном устройстве, которое вот-вот появится в продаже и вытеснит все остальные, распространена очень широко. Попытаюсь прокомментировать этот и некоторые другие мифы.

Миф номер 1: универсальное устройство

Действительно, почему такой зоопарк? Сотовый телефон, КПК, пейджер, GPS-навигатор, брелок автомобильной сигнализации, карточка-ключ от двери офиса с транспондером внутри, MP3-, CD- или DVD-плейер, обычное или двустороннее (FRS) радио, измеритель пульса и кровяного давления, шагомер и так далее. Фирма Dockers даже выпустила специальные штаны MobilePant с многочисленными потайными карманами, чтобы всю эту электронику было куда распихать 1.

Что же мешает сделать одно устройство, которое бы выполняло все эти функции? Настольный компьютер ведь стал в конце концов универсальным: и в Интернет ходить можно, и документы подготавливать, и программы писать, и игры запускать, и CD воспроизводить…

Причин несколько. Первая и самая серьезная - противоречие между эргономичностью и габаритами. Оно обнаруживается уже при попытке объединить всего два устройства, например сотовый телефон и КПК. Экран и клавиатура должны быть достаточно большими, чтобы ими было удобно пользоваться, и при этом не занимать много места. Попытки решить это противоречие предпринимались неоднократно, посмотрим на результаты.

Можно сделать устройство раскладывающимся. Пример - Nokia 9000 и последующие модели. В закрытом виде их можно использовать как обычный сотовый телефон, а в раскрытом - как КПК. За размер и форму Nokia 9000 моментально получила меткое название «говорящий башмак». С той поры Nokia существенно продвинулась вперед, модели 9110 и 9210 изящнее, но если их положить рядом с обычным сотовым телефоном, разница в размере все еще бросается в глаза.

Другое решение - отказаться от клавиатуры в пользу перьевого ввода. Примеры - Kyocera Smartphone pdQ, Nokia 7650, HandSpring Treo. Устройство все равно остается великоватым, экран - маленьким, но главное - необходимо освобождать вторую руку для того, чтобы держать стилус. А вот это уже неудобно, другая рука может быть занята чашкой кофе, талией девушки или рулем машины. К тому же виртуальные кнопки на ощупь не нажмешь, поэтому на экран надо обязательно смотреть.

Как видите, комбинация даже двух устройств - дело непростое. Проведу аналогию. В 1980-х годах появились наручные часы с калькуляторами. Одно время они были весьма популярны, но все-таки покупали их скорее из любви к передовым технологиям, чем из утилитарных соображений. Определять по ним время было неудобно, потому что экран маленький, пользоваться калькулятором еще менее удобно - клавиши слишком мелкие. Фирма Casio под девизом «Технология на запястье» продолжает придумывать и выпускать подобные устройства, но широкого распространения они не получают.

Переходим ко второй причине. Это малая энергоемкость батарей. Современным сотовым телефонам одной зарядки хватает лишь на несколько дней. Люди часто забывают сунуть вечером телефон в зарядное устройство, а утром, когда спешат на работу, заряжать уже поздно. Кроме того, зарядное устройство - штука увесистая, и брать его в командировку неудобно. Поэтому долгая работа на одной зарядке оказалась бы весьма кстати. Так вот, каждая новая функция устройства сокращает срок службы батарей. Особенно прожорливы цветные экраны с подсветкой, быстрые процессоры вроде StrongARM, диски MicroDrive и приемники GPS.

Хорошо, теперь понятно, что запихать все возможные устройства в одно тяжело технически. Но не поможет ли правило 20/80? Оно гласит, что 20% людей выпивают 80% пива. По аналогии можно предположить, что 80% пользователей используют 20% возможностей. Почему бы не сделать устройство, которое будет обладать только этими 20%, и тем самым удовлетворить 80% потенциальных пользователей?

Однако дело в том, что каждый человек использует свои 20%. Одному нужен GPS, но не нужен MP3, другому наплевать на GPS, зато не обойтись без доступа к электронной почте и т. д. Поэтому устройство с 20% функций не позволит удовлетворить даже 20% пользователей.

Надо отметить, что комбинации из двух-трех мобильных устройств выпускаются и находят своих покупателей. Из удачных решений отмечу Benefon ESC (сотовый телефон с GPS) и RIM (помесь пейджера с КПК).

Ладно, но ведь можно сделать устройство состоящим из отдельных модулей и для каждого пользователя собирать, как из конструктора, то, что нужно? Этот подход отлично работает в мире настольных PC и аудио/видеотехники.

Проблема в том, что в кармане гораздо меньше места, чем на столе, под столом и в тумбочке. Кроме того, два черных ящика дома можно незаметно соединить проводом сзади, а если поступить таким образом с мобильными устройствами, получится нечто, напоминающее нунчаки. Значит, остается либо вставлять одно устройство в разъем другого (как CompactFlash или SpringBoard), либо посадить одно на спину другому (например, радиомодемы для Palm), но в любом случае, больше двух устройств так не объединить.

Конечно, и из этого тупика есть выход. Скажем, технология Bluetooth дает возможность связать устройства без проводов в пределах нескольких метров. Существуют, например, гарнитура сотового телефона или Bluetooth-модем для Palm, позволяющий дозваниваться до Интернет-провайдера по сотовому телефону, лежащему в кармане пиджака или в портфеле. Но остальные-то проблемы все равно остаются: устройств опять несколько, у всех свои батареи и каждому нужно место в кармане.

Тем не менее, настойчивые попытки сказку сделать былью продолжаются. Концептуальные модели, такие как Origami, привлекают внимание прессы и посетителей компьютерных выставок. Но до сих пор на вопросы, о которых я упоминал в предисловии, приходится отвечать: «Нет, к сожалению, универсальное мобильное устройство еще не сделали, и когда сделают, неизвестно. Понимаете, технические проблемы…»

Миф номер 2: новый революционный метод ввода/вывода

Существует длинный список таких технологий: распознавание речи или жестов, проекция экранного изображения на ладони, датчики биотоков… То, что мне довелось видеть, удивляет изобретательностью, но критики с точки зрения удобства использования, к сожалению, не выдерживает. Например, распознавание голоса в шумном помещении работает ненадежно, а в тихом - человек, разговаривающий со своим мобильным устройством или размахивающий пером в воздухе, вызывает удивленные, озабоченные или сочувствующие взгляды окружающих.

Зато получили распространение несколько не столь радикальных, но очень удобных и заслуживающих внимания устройств ввода.

Первое из них - колесо. В аналоговой аппаратуре оно используется испокон веков (вспомнили ручку настройки радиоприемника?). В применении к компьютерам я, пожалуй, впервые увидел колесо на мышке фирмы Microsoft. Производители называют его по-разному - dial, roller, JogDial.

Колесо интуитивно понятно, им можно управлять большим пальцем той же руки, которая держит устройство, и раз попробовав, от него трудно отказаться. В качестве примера приведу пейджеры RIM, фотоаппараты Canon EOS, а также телефоны и КПК фирмы Sony, оснащенные JogDial 2.

Еще одно простое, но эффективное устройство ввода - четырехсторонняя кнопка (4-way switch), эдакий сплющенный джойстик 3. Пришло она, пожалуй, с игровых приставок. Ею тоже можно управлять одним пальцем, и быстро понимаешь, что эта штука удобнее, чем четыре отдельные кнопки.

Миф номер 3: чем мощнее, тем лучше

В мире настольных компьютеров это уже тривиальный факт: чем больше возможностей и функций у программы, тем она лучше. Прогресс в производстве процессоров, памяти и жестких дисков оправдывает такой подход. Современный компьютер порой стоит меньше, чем его собрат десятилетней давности, а ворочает раздувшимся в сотни раз программным обеспечением. Почему бы не понадеяться на закон Мура и в области мобильных устройств?

К сожалению, и здесь мешает сбыться надеждам несколько причин. Одна из них нам уже знакома - недостаточная емкость источников питания. Прогресс в этой области движется не так быстро, как хотелось бы, а топливные элементы и другие новые технологии все еще не могут тягаться с традиционными. Литий-ионные батареи со встроенными средствами диагностики, конечно, большой шаг вперед, тем не менее, за ростом аппетитов процессоров и они не поспевают.

Вторая причина - жесткие весовые ограничения. Для настольного компьютера этот параметр не критичен, а вот для того устройства, которое оттягивает карман рубашки, он весьма важен. А чем больше мощность, тем больше вес.

И третья причина совсем уж банальная - цена. Домашний компьютер находится в относительной безопасных условиях, мобильное же устройство легко потерять, разбить или поцарапать. А если устройство стоит столько, что его боязно таскать повсюду, зачем оно вообще нужно?

Так что специализированное, легкое и дешевое мобильное устройство с низким энергопотреблением зачастую удобнее, чем универсальное, но дорогое, тяжелое, прожорливое и еле помещающееся в карман.


1 (обратно к тексту) - Отличная идея. Надо бы поискать эти штаны к очередному дню рождения нашего главного редактора, тем более что подобная жилетка у него уже есть. - Здесь и далее прим. ред.
2 (обратно к тексту) - Имея опыт общения с цифровой фотокамерой Sony и ее же мобильными телефонами, я целиком и полностью присоединяюсь к мнению автора: JogDial не только удобен, но и компенсирует массу недостатков мобильных устройств, особенно простеньких.
3 (обратно к тексту) - А например, в той же фотокамере Sony DSC-F707 в дополнение к четырем «стрелкам» имеется еще и «Enter» - нажатие на центр джойстика.
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.