Интернет без спама: ближайшее будущее?
АрхивСетевое окружение (архив)Большинство пользователей Интернета уже давно смирилось со спамом, считая его «необходимым злом». Но проблема спама решаема! В этой статье автор предлагает оригинальный рецепт от потока нежелательных писем.
По данным исследования, проведенного Европейской Комиссией, ежедневный поток спама обходится интернет-пользователям в общей сложности около 10 млрд. евро в год.
Вполне вероятно, что подавляющее большинство пользователей Интернета, число которых в 2000 году уже перевалило за 500 млн., а по некоторым прогнозам к 2005 году — удвоится и превысит цифру в один миллиард человек, считают проблему спама своего рода непреодолимым стихийным бедствием. Явлением, которому хотя и можно более или менее эффективно противостоять, но от которого полностью невозможно избавиться в принципе. И с самим существованием которого нужно смириться, как и со всяким неизбежным проявлением стихии вроде ураганов, наводнений или засухи.
Но как человек, более десяти лет занимающийся Интернетом, и интернет-логистикой в частности, осмелюсь утверждать, что это не совсем так, а ещё точнее — совсем не так. Проблема спама является технологически преодолимой, причем преодолимой полностью. И даже не прибегая к тюремному заключению каждого злостного спаммера, как это уже предусмотрено в настоящее время в законодательстве некоторых стран.
Главной целью этой статьи является, во-первых, развенчание широко распространенного мифа о непреодолимости спама как абсолютно неизбежного явления цифрового общества будущего, а во-вторых, привлечение внимания ведущих игроков информационного рынка к выработке и реализации уже готовых практических решений для полной утилизации этого «цифрового мусора» уже в самом ближайшем будущем.
Итак, если вы уже хоть немного морально готовы по прошествии, допустим, всего нескольких лет уже с трудом объяснять своему подросшему чаду, активно интересующемуся историей развития Интернета, чем таким был этот назойливейший и всепроникающий спам в древние времена конца прошлого, XX-го века, продолжим.
Электронные «почтовые марки»
Принцип преодоления проблемы электронного спама на самом деле может быть очень прост — его можно сформулировать как метод «возвратных электронных почтовых марок». Вкратце суть его такова: к каждому сообщению электронной почты от неизвестного для вас адресата прилагается электронная «почтовая марка» стоимостью, например, в 10 центов. Эта «марка» является своеобразным залогом, или подтверждением того, что отправитель, даже анонимный, не является спаммером.
Если получатель такого письма считает, исключительно по своему личному усмотрению, что только-что полученное им сообщение не является спамом, эта марка возвращается им к отправителю. Например, автоматически через три дня после получения письма, если получателем явно не указывается обратное. Или, допустим, через час после его прочтения.
В противоположном же случае, если по мнению получателя сообщение является спамом или другим видом нежелательной корреспонденции, эта марка остается у него. То есть переходит в его полную собственность, и в дальнейшем может быть использована повторно уже по его личному усмотрению. Например, для отправки собственных писем, или подарена или даже одолжена на некоторое время кому-нибудь еще.
Конечно, такое «лечение от спама» можно и нужно применять только в случае необходимости. Вряд ли есть смысл использовать этот метод в тех типичнейших ситуациях, когда отправитель вам уже заранее известен. Например, для сотрудников одной и той же компании, ваших клиентов, друзей или родственников. То есть подход должен быть и гибким и разумным — ведь вполне достаточно смазывать «зеленкой» только лишь порез на пальчике, но уж никак не всего пациента полностью.
Получается очень похоже на обычную почту, когда на конверт с письмом приклеивается почтовая марка для оплаты расходов по доставке письма почтовой службой. Но, в отличие от их бумажного аналога, эти «электронные марки» могут быть «возвратными», или многократного действия. Например, вы можете приобрести на один доллар десяток таких «марок» стоимостью по десять центов каждая, и потом пользоваться ими хоть несколько лет подряд.
Причем, скорее всего, что вам даже вовсе не придется их покупать — например, вы можете их получить у вашего интернет-провайдера при подключении. Или даже в качестве подарка или купона от рекламодателя — за клик на баннере, рекламирующем его продукцию или услуги.
Возможно, что финансисты скорее всего назвали бы эту технологию методом «электронного мини-векселя на предъявителя» или «мини-закладной», но это не меняет сути данной концепции. В любом случае, очевидно, что спам становится невыгодным как форма получения дохода, и поэтому его скорая кончина неминуема.
Граница на замке
По прогнозу компании MessageLabs, к 2008 году одно из десяти писем, приходящих по электронной почте, будет заражено каким-либо вирусом, а к 2013 году вирусы доедят остатки Интернета, поскольку содержать вирус будет уже каждое второе письмо.
Дополнительным эффектом реализации данной технологии защиты от спама может стать также сдерживание распространения эпидемий вирусов посредством электронной почты. Ведь убытки только от нашумевшего вируса ILOVEYOU оцениваются более чем в 8 млрд. долларов. И не трудно предвидеть появление подобных же по разрушительной силе эпидемий в будущем, ведь аналоги-продолжатели уже известны (SirCam, Core Red, Nimda, эт сетера).
Например, вы можете установить для получения исполняемых файлов более высокий порог стоимости, допустим, в доллар — последнее может потребовать от отправителя его непосредственного вмешательства, то есть не позволит отправить код без его ведома. Или вообще по-умолчанию запретить получение любых исполняемых файлов, или других потенциально опасных посланий, вроде HTML-писем, от незнакомых вам адресатов. Ведь сейчас весьма сложно себе представить квартиру в жилом доме, или автомобиль, без надежного замка в дверях, или вообще с распахнутой настежь дверью, широко открытой для всех желающих.
Внедрение же более жестких правил распространения e-сообщений позволит также создать почву для более эффективного контроля за распространением вредоносного кода. Причем в данном случае вполне возможно, что даже без непосредственного вашего участия или лишних усилий с вашей стороны — ведь с этой задачей вполне может справиться ваш провайдер «антиспам-сервиса».
Если звезды зажигают …
Поскольку расходы на распространения спама, по некоторым оценкам, превышают сумму в несколько миллиардов долларов в год, то вполне разумно постараться превратить эту потенциально весьма разрушительную в данное время силу себе же во благо.
Ведь если существует такое настойчивое желание рекламодателей (или даже жизненная для них необходимость), измеряемое к тому же в реальных суммах вполне реальных денег, то логично не строить внушительную и прочнейшую плотину для сдерживания этого натиска, а попросту перевести его в обводное русло.
Например, рекламодатель, или даже бывший спаммер, объявляет также некоторую сумму «невозвратной» — то есть ту, которую он готов заплатить вам лично за прочтение его рекламного послания. Дальше уже ваше дело, насколько высоким или низким устанавливать этот порог — в несколько центов или даже в несколько долларов. В этом случае непрочитанное вами письмо будет возвращаться к рекламодателю с условной пометкой «адресат не выбыл, но ваше письмо читать отказывается по причине слишком низкой оплаты».
Возможно, что в развитых странах порог в десять центов будет слишком низким для абсолютного сдерживания спама. В этом случае стоимость такой «возвратной почтовой марки» может быть установлена на уровне в 25 центов или около того. Вероятно будет вполне достаточно, чтобы стоимость была приблизительно равной стоимости обычного почтового отправления в стране проживания получателя. Или пусть даже всего в один цент — если этого будет достаточно для разумного «сдерживания». Попросту говоря, должна быть возможность выбирать порог динамически, по личному усмотрению получателя.
Универсальное лекарство
Нужно отметить, что в среде электронных коммуникаций существуют довольно много разновидностей спама, и эта проблема касается далеко не только лишь электронной почты. Это и спам в группах телеконференций, списках рассылки, чат-сервисах, службах мгновенной передачи сообщений, и даже в SMS-сервисах.
Очень важной особенностью описанного выше метода является его принцип «универсального действия». Поскольку по своей сути он не опирается на конкретные особенности какого-либо вида электронного коммуникативного сервиса, то с небольшими модификациями его можно применить для успешной борьбы со многими видами электронного спама, и почти во всех его проявлениях.
Например, британская Mobile Data Associationпрогнозирует, что в 2001 году количество SMS-сообщений в мире достигнет 100 млрд., причем четверть из них будет спамом. А аналитики PriceWaterHouseCoopers в майском отчете о состоянии индустрии мобильной связи заявили, что спам станет главной проблемой сотовых сетей третьего поколения. Но можно предположить, что в силу ряда причин именно в области мобильной связи эта методика «антиспам-барьера» может быть применена в первую очередь,— и поэтому прогноз PriceWaterHouseCoopers окажется ошибочным.
Утилизация «цифрового мусора»
Реализация этого метода может быть намного проще, чем это кажется на первый взгляд. Ведь даже если дерево, в отличие от железа, и не тонет в воде — то это вовсе не значит, что корабль не может быть построен полностью из железа. И при этом еще и быть более комфортабельным, вместительным и надежным. Вполне возможен вариант, когда данная методика реализуется даже без использования конечными пользователями «цифровых марок» вообще как таковых.
Например, для взаиморасчетов между провайдерами антиспам-сервисов создается некоторое подобие «клиринговой палаты», или даже нескольких таких центров. В начале каждый провайдер вносит некоторую стартовую залоговую сумму, а дальше расчет производится уже по накопительному методу (или оплату за «дельту», то есть — «дневную разницу») с применением обычных финансовых инструментов. Существуют и ДРУГИЕ способы еще более последовательной и менее затратной реализации данной технологии, но это уже тема для отдельного изложения.
Переработка обычного бытового мусора и отходов, как правило, является довольно прибыльным видом бизнеса, не говоря уже о насущных проблемах экологии. Точно также, и переработка «цифрового мусора» является насущной темой, и весьма объемным рынком для бизнеса уже в настоящее время. Потенциально речь идет о рынке востребованных услуг объемом от нескольких сотен миллионов долларов, до даже нескольких миллиардов долларов в год.
Ведь кроме того, что данная методика может быть существенно менее затратной, она, к тому же, может стать несравнимо более эффективной, чем все ныне существующие методы борьбы со спамом. А заодно иметь и другие «побочные», но очень значимые и полезные следствия. И вполне можно предположить, что будет неизбежно осуществлена в той или иной ипостаси уже в ближайшем будущем — поскольку, по-видимому, не имеет реальных альтернатив.
Спасение утопающих
Известная пословица гласит: «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Итак, если по прочтении этой статьи вы лично считаете, что проблему спама можно и нужно было решить уже вчера, или даже ещё в прошлом, XX-том веке — не поленитесь, и перешлите ссылку на эту статью вашему интернет-провайдеру. Проблема спама настолько вездесуща, что в качестве общепринятой нормы это можно сделать по адресу abuse@домен-провайдера, и вы вряд ли промахнетесь.
Или, если вы пользуетесь мобильным телефоном, и вам уже стало надоедать получать спам по SMS — свяжитесь с вашим оператором сотовой связи. А для многочисленных пользователей систем мгновенного обмена сообщениями, таких как ICQ, AIM, Odigo и другие им подобные — с соответствующим производителем этих интернет-пейджеров. Существует также много других компаний, потенциально заинтересованных в реализации данной технологии — причем не ради спортивного интереса, а со значительной для себя прибылью. Это и системы электронных платежей, и разработчики систем «цифровой наличности». Это также могут быть провайдеры цифровых сертификатов вроде VeriSign или Thawte, и т.д.
В конце-концов, даже просто провайдеры обычной электронной почты, с уже существующей базой в миллионы пользователей (вроде Mail.ru, Hotbox.ru или Chat.ru), или даже десятки миллионов пользователей во всем мире (AOL, Hotmail и т.д.). Вполне вероятно, что данной технологией заинтересуются и ведущие контент-провайдеры Интернета. Ведь на большинстве порталов в качестве дополнительной услуги предусмотрено получение почтового ящика — и вряд ли для их сервисной службы борьба со спамом не является постоянной головной болью.
Вы сами можете легко продолжить этот список — ведь очень вероятно, что это в ваших же интересах. И до встречи в Интернете без спама — надеюсь, что уже в самом обозримом будущем!
Оригинальная версия этой статьи была опубликована на Internet.ru . Мы публикуем версию доработанную и дополненную автором. 28 января мы опубликовали вторую статью Ярослава Давыдовского — «Интернет без спама: бег по кругу».