Конец романтики
АрхивВсе мы отлично помним то время, когда температурный график на листке, прикрепленном над койкой NASDAQ, да и других ее соседей по палате, вдруг начал вести себя так, что даже светила и корифеи, убеждавшие публику в светлом будущем электронной коммерции и, в частности, "B2B", готовы были проглотить язык, закусив полными тиражами своих же провидческих откровений.
Все мы отлично помним то время, когда температурный график на листке, прикрепленном над койкой NASDAQ, да и других ее соседей по палате, вдруг начал вести себя так, что даже светила и корифеи, убеждавшие публику в светлом будущем электронной коммерции и, в частности, «B2B», готовы были проглотить язык, закусив полными тиражами своих же провидческих откровений. Но как выяснилось, означало это вовсе не летальный исход, а, напротив, излечение от горячки.
Все разговоры о российских «межкорпоративных решениях в сфере электронной коммерции» ведутся, разумеется, с массой оговорок, которые не стоит даже упоминать - они подразумеваются сами по себе. И все же некоторые операторы, предлагающие экзотические до сих пор решения, именуемые «электронными торговыми площадками», умудряются развиваться. Не так бурно, как ожидалось. С иными, чем предполагали инвесторы, коммерческими результатами. И все же.
Система оптовой Интернет-торговли Faktura.ru подвела итоги 2001 года. С учетом «имеющихся в виду» обстоятельств результаты выглядят убедительно. Число компаний-участников системы выросло в два раза и достигло 2167, заработала собственная система финансовых расчетов, а статус расчетных банков Faktura.ru получили 56 банков из 17 регионов (в том числе значительная часть - в результате маркетинговой программы «Банки объединяют бизнес»), технологии Faktura начали внедряться на специализированной «металлической» торговой площадке Metalcom. ru и используются при построении портала электронного снабжения ассоциации «Союзроссахар». Кстати, этот проект - одно из немногих настоящих в перспективе решений класса eProcurement. И это хорошо хотя бы потому, что у российских обозревателей, научившихся писать занимательные тексты о чудесах и-бизнеса, появляется возможность посмотреть на живые электронные сервисы и, что, вероятно, гораздо интереснее, - на тех, кто в них инвестирует и их реализует.
Что мешает наступлению полного счастья и гармонии в российских B2B-сферах? Откровенно говоря, кроме мизерного желания мизерного же количества предприятий решать задачи сбыта и снабжения через Интернет, а порой и отсутствия этого самого «Интернета», вернее, доступа к нему, ключевой проблемой остается безопасность расчетов. Смысл торговой площадки в Интернете - возможность свести незнакомых прежде контрагентов при минимальных транзакционных издержках. Поскольку контрагенты, знакомые со столь же низкими затратами, договорятся сами. По телефону. Вот вокруг расчетов вся интрига и разворачивается.
Что делает Faktura.ru? По сути, формирует региональную сеть банков-партнеров, способных обеспечить участие «своих» предприятий в работе сбытовой электронной торговой системы. В свою очередь, группа «НИКойл» находится в процессе патентования «принципиально новой схемы расчетов по сделкам электронной коммерции», одновременно монтируя ее на двух других известных торговых площадках - eMatrix, принадлежащей холдингу eHouse, и Inmarsys (нефтегазовое, промышленное оборудование и материалы).
Участвовать или нет в сообществах, складывающихся на первых российских онлайновых торговых площадках, каждое предприятие решает само. Убеждать их, прибегая даже к самым изощренным вербальным конструкциям, - занятие для тех, у кого много свободного времени, или тех, кому за это отдельно платят. Логика, которой придерживаются наши держатели B2B-систем, выглядит в этом смысле куда более ясной: надо снимать одно за другим все имеющиеся ограничения. До тех пор, пока их не останется вовсе. Кстати, только так можно долгое время продавать большому количеству людей любой, не только электронный, сервис.
Вообще, маятник российской индустрии ИТ давно качнулся от романтики к прагматике. И вовсе не собирается возвращаться назад. Пока на глазах у изумленной публики создаются и рассыпаются, так ничего и не сделав, всяческие общественные организации, призванные занять предусмотренные для рыночных саморегуляторов посадочные места, ассоциации, созданные с конкретными коммерческими целями, работают, как и задумывалось, в интересах своих членов. Первым зарубежным участником «СИРИУСа» («Ассоциации системной интеграции и разработки информационных и управляющих систем») стала группа Verysell. Очевидно, что она вступила в ассоциацию не для того, чтобы «гармонизировать рынок» или «сформировать нравственные ориентиры». Нет никаких сомнений, что членство в «СИРИУСе» имеет для Verysell конкретный деловой смысл, без всякой романтики. Группа представлена в ассоциации объединенной интеграторской компанией «Обинко» и, как, в частности, заявляется, «намерена сотрудничать с Ассоциацией по различным крупным федеральным проектам». Думаю, комментариев не требуется. Напомню только, что сегодня «СИРИУС» контролирует несколько очень «вкусных» проектов (в частности, «Государственный регистр населения»), относящихся к федеральной целевой программе «Электронная Россия». Что же до лирики и гармонии, то они находят свое место в совершенно других проектах Verysell, издавшей, например, иллюстрированную «Энциклопедию русского искусства».
Просеивая новости и эмоции, накопившиеся к середине января, трудно не упомянуть компанию, которая, судя по всему, вознамерилась ворваться в узкий круг лидеров российского проектного рынка и, вполне возможно, учинить там передел мест на пьедестале. Речь идет о группе «Борлас», поглотившей на днях компанию «Энерго-Инфа». Отныне «Инфа» - дочка «Борласа», специалисты которой будут брошены прежде всего на реализацию проектов в электроэнергетической отрасли. Собственно говоря, приобретение не громкое, в «Энерго-Инфа» работает человек пятнадцать. Но эти полтора десятка имеют опыт ведения проектов на платформе Oracle. А здесь берут не числом, а умением.
Напоследок - о любопытной инициативе фирмы «Ренессанс Страхования». Она вывела на рынок услуги по страхованию… мобильных телефонов. Новый пакет услуг позволяет застраховать мобильные телефоны от утраты или повреждения в результате кражи со взломом, грабежа или ДТП. Впрочем, если мы и удивляемся этому, то исключительно благодаря собственной дикости. В просвещенных странах граждане давно страхуют все, что хотят.
Правда, не сказать, чтобы они становились от этого счастливее.
[i42718]