Руками народа
АрхивТрехмесячной подпиской награждается семья Бабушкиных.
[i42660]
Трехмесячной подпиской награждается семья Бабушкиных.
Уважаемая редакция! Прочитали с мужем в номере 46/423 («Компьютерра» у нас - одно из семейных увлечений) письмо Марата Сафарова, и оба пришли в восторг. На вашем месте мы взяли бы автора в коллектив журнала, пишет он прекрасно и в вашем стиле, с тонким юмором.
Мысли, подобные высказанным уважаемым Маратом, и мне приходили в голову. Единственное, пожалуй, что я могу возразить, так это то, что деление многочлена на многочлен - это не самоцель, а только условный пример, помогающий научиться достижению целей в общем. Из учебных заведений должны выходить люди, главным достоинством которых является не знание узкоспециальных дисциплин, а умение в заданный срок разобраться в определенном вопросе и решить поставленную задачу. Многие мои сверстники, например, из вузов вынесли, прежде всего, умение пользоваться библиотеками, находить нужную информацию, конспектировать техническую литературу, работать с компьютером и, наконец, просто общаться с людьми и соблюдать субординацию. И все это лишь благодаря бессмысленным задачам наподобие пресловутого деления многочленов. Кроме того, многие навыки даются только личным опытом. Какой бы совершенной ни была система образования, шестнадцатилетний юноша не будет знать и уметь и десятой доли того, что знает и умеет сорокалетний мужчина. Но бесспорно, существование этого ограничения нисколько не умаляет грехов современной системы образования.
Полностью поддерживаю идею создания сайта на тему разработки комплекса знаний и навыков выпускников российских школ XXI века. <…>
Хотелось бы быть полезной. Готова по мере возможности бескорыстно поучаствовать в создании такого сайта.
Любовь Бабушкина, инженер
Москва
Уважаемая редакция «Компьютерры»! С большим интересом и, честно сказать, с радостью прочел письмо Марата Сафарова («Компьютерра», 4.12.2001, #46) о том, что нынешнее содержание школьного образования нуждается в серьезнейшей коррекции. Всецело согласен с идеей М. Сафарова о создании Народного сайта, на котором все заинтересованные лица смогут попытаться, наконец, объединить усилия и осмысленно ответить на вопрос «Что должен уметь выпускник школы?».
Для меня ситуация интересна тем, что некоторое время назад «Учительская газета» опубликовала новую версию проекта «Обязательного минимума содержания школьного образования» и «Требований к уровню подготовки выпускников». Эти материалы, коротко говоря, не меняют тяжелейшей ситуации в содержании обучения, что уже не одно десятилетие культивируется в нашей школе (о чем, в сущности, в прекрасной и точной форме написал М. Сафаров). Так вот, я направил в редакцию газеты свою статью, где, в частности, писал:
Сегодня главным является не спор о том, нужно ли на литературе читать и учить у Бальзака именно и исключительно «Гобсека» (как то намерен предписать всем данный проект «минимума»), а, скажем, не «Шагреневую кожу» или вообще флоберовскую «Мадам Бовари». И не только потому, что сам формат подобного нормирования содержания является абсурдным.
Главным является вопрос новой формы организации данной работы. Общество - широкое общество, а не только «профессиональная образовательная общественность» - в лице представителей бизнеса, политики, СМИ, науки, родителей и т. д., должно сказать здесь свое слово. Знаменитая ныне британская реформа школьного образования Бланкета-Барбера родилась тогда, когда представители ассоциаций британского бизнеса со всей прямотой заявили: «Товарищи педагоги, вы, конечно, большие профессионалы и спецы, но то образование, которое дает ваша система, никого решительно не устраивает».
И, поверьте, мне было очень радостно прочесть о предложении читателя «Компьютерры», который - буквально в те же дни - выступил с инициативой действительно вневедомственного, общественного формирования содержания школьного образования. Я полагаю, что эта идея имеет шанс на успех, важно ее не упустить.
Со своей стороны я заявляю следующее:
-
если подобный сайт будет организован и начнет работать, то я готов участвовать в его поддержке личными средствами;
-
я готов постоянно знакомиться с материалами Форума и обеспечить посильную поддержку нарабатываемых толковых материалов на уровне руководства Минобразования;
-
пользуясь случаем, хочу сообщить: руководство Минобразования прекрасно понимает сложность ситуации и практическую невозможность ее разрешения силами только методистов-предметников, как то было уже много десятилетий (скажем, на Гражданском Форуме министр В. М. Филиппов высказался совершенно определенно: «Проблему содержания школьного образования невозможно ныне решить, обращаясь только к методистам и ученым по соответствующим учебным предметам»). А потому данная общественная инициатива вполне может найти и государственную поддержку.
С уважением,советник министра образования РФ,
директор школы Анатолий Пинский
pinsky@centro.ru
ОТ РЕДАКЦИИ: Многочисленные отклики на письмо Марата Сафарова позволили нам ознакомиться с очень широким спектром мнений, касающихся проблем образования. Почти каждый второй из ответивших предлагал свои услуги по созданию и поддержанию Народного сайта. Мы благодарим всех приславших письма и предлагаем продолжить обсуждение темы на специально открытом для этой цели форуме «Компьютерры-онлайн».