Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Секрет его молодости

Архив
автор : Владимир Гуриев   14.01.2002

В индустрии ПК связь между благосклонностью разработчиков к "железному" продукту и его коммерческим успехом прослеживается не слишком четко. Гораздо проще эту связь можно заметить на рынке игровых приставок - там производители вынуждены продавать свою продукцию ниже себестоимости, зарабатывая на отчислениях, которые выплачивают разработчики игр.

В индустрии ПК связь между благосклонностью разработчиков к «железному» продукту и его коммерческим успехом (а стало быть, и сроком существования) прослеживается не слишком четко. Гораздо проще эту связь можно заметить на рынке игровых приставок - там производители вынуждены продавать свою продукцию ниже себестоимости, зарабатывая на отчислениях, которые выплачивают разработчики игр. В случае с ПК связь тоже имеется, и не менее крепкая, но взаимоотношения разработчиков и производителей «железа» несколько сложнее. Производители вынуждены добиваться симпатий разработчиков, так как компьютер сам по себе мало кому нужен - люди покупают обычно не товар, а решение своих проблем. Решение же конкретных человеческих проблем возложено на программное обеспечение.

Разработчики разнородны. Есть производители операционных систем, которые столь же заинтересованы в производителях компьютеров, сколько и те в разработчиках. И есть обыкновенные, «простые смертные» программисты, пишущие прикладные программы, - самая многочисленная и самая могущественная в конечном счете группа. И все они зависят от нас. От того, будем ли мы покупать их продукцию или нет. В настоящий момент, когда рынок практически поделен и свободы выбора у покупателя практически нет, все эти взаимосвязи не очень явно выражены, но на этапе становления персонального компьютера именно эти факторы сыграли решающую роль в успехе IBM PC.

Впрочем, было и еще несколько факторов.

Первый среди равных

IBM PC образца 1981 года вовсе не был первым персональным компьютером. К тому времени, когда корпорация IBM решила заняться многообещающим, но плохо поддающимся прогнозу рынком настольных компьютеров, на нем уже присутствовала добрая дюжина в той или иной степени успешных моделей персональных компьютеров. Они были не слишком похожи на сегодняшние ПК, но с точки зрения функциональности ими и являлись - компьютеры, рассчитанные на автономное, персональное использование.

Однако у детища IBM было несколько существенных преимуществ перед конкурентами.

Во-первых, IBM PC продавался в готовом виде. Человеку, который сам собирал свой компьютер, этот фактор может показаться не очень важным, однако существует масса людей, для которых сборка компьютеров (процесс нетрудоемкий и несложный) все равно что китайская (а главное, ненужная) грамота. Первые персональные компьютеры (Apple, к примеру) были рассчитаны на технократов, не слишком отличавшихся от самих создателей ПК. IBM PC мог купить любой человек и - что более важно - любая организация, не думая при этом, кто будет заниматься сборкой и наладкой электронных компонентов.

Во-вторых, IBM создала компьютер, используя главным образом решения сторонних разработчиков. Трудно сказать, что послужило причиной такого решения, - скорее всего, корпорация просто не хотела тратить средства, силы и время на собственные разработки. В итоге получился продукт, несколько расширивший степень свободы конечного пользователя (тот, купив компьютер, теоретически мог сколько угодно лазить по его внутренностям с отверткой и - очень важно! - самостоятельно наращивать его функциональность; та самая открытая архитектура), однако существенно увеличивал вероятность появления конкурентов. Которые и не замедлили явиться на свет, - за позиционирование IBM PC как стандартного настольного компьютера мы должны благодарить не только IBM, но и фирму Compaq, которая первой начала делать клоны IBM PC.

Третий кит, на котором зиждется успех IBM PC, это, как ни странно, выбранная IBM операционная система. Первоначально предполагалось, что ею будет CP/M - довольно популярная в тот момент ОС, - однако по счастливому 1 стечению обстоятельств создатель CP/M, когда к нему приехали представители IBM, играл в гольф 2, а его жена отказалась их выслушать в отсутствие мужа. В результате заказ попал к небезызвестному Биллу Гейтсу, у которого к началу переговоров никакой подходящей ОС под рукой не было. Выход, впрочем, был найден быстро: Гейтс нашел похожую на CP/M, но более примитивную ОС, купил ее и переименовал.

И секрет успеха MS-DOS (поставлявшаяся с первыми IBM PC версия называлась PC DOS) - именно в ее простоте (здесь нет никакого сарказма). Обычному пользователю гораздо проще овладеть довольно примитивным набором команд с очень ограниченной функциональностью, чем разбираться в скрытых возможностях более широкого набора функций. Известное еще с юрского периода понятие «защита от дурака» в MS-DOS было реализовано автоматически, благодаря изначально скудной функциональности. Опять же не по прихоти разработчика, а скорее из-за того, что у него не хватило времени и средств на реализацию комплексного проекта. Позднее несовершенство MS-DOS еще раз сыграло на руку IBM PC: разработчики были вынуждены обращаться к ресурсам компьютера напрямую, что заметно снижало шансы переносимости приложений на другие платформы.

Таким образом, случайная комбинация разных уровней степеней свободы для разных категорий пользователей, заинтересованных в IBM PC, оказалась удачной: конкуренты-сборщики получили возможность создавать практически точные копии компьютерного бестселлера и тем самым укреплять его успех, программисты писали программы, которые было затруднительно перенести на другие платформы, а пользователи получили в руки относительно простой и удобный инструмент.

Нельзя сказать, что IBM устраивало такое положение. Впоследствии компания еще не раз попытается вернуть себе пальму первенства, выбрасывая на рынок более совершенные технологии с расчетом на отступные от производителей или на захват крупного сегмента рынка. Но ни один из этих проектов особого успеха не имел (если не считать продвигаемую IBM архитектуру PS/2, отдельные элементы которой были, в конечном счете, приняты на вооружение индустрией).

Остальные крупные сборщики клонов не прилагали больших усилий для обособления от общего потока, видимо, понимая тщетность таких попыток. Единственная заметная невооруженным глазом активность крупных производителей ПК в этом направлении - упор на использование для апгрейда своих собственных комплектующих, которые подчас стоят значительно дороже, чем аналогичные комплектующие, полученные непосредственно от производителя.

К концу 1990-х конкурентная борьба между сборщиками стала настолько жесткой, что попытки захватить свой кусок пирога, выдумывая собственные концепции ПК, практически прекратились, поскольку связку дешевле, удобнее и универсальнее, чем Wintel, придумать было почти невозможно.

Но очень хотелось. Так родилась Linux.

Сказка о найденной ОС Linux

Жил-был бедный финский студент…

Хотя нет. Эта история должна начинаться иначе.

Жил-был американский софтверный магнат. Корпорация, ему подвластная, практически безраздельно владела рынком ОС для домашних компьютеров. Другие корпорации, занимавшиеся производством программного обеспечения и сборкой компьютеров, были этим недовольны, поскольку дела у этого софтверного магната обстояли слишком хорошо, чем он, как любой нормальный человек, пользовался при каждом удобном случае. К тому, что мы говорили о взаимосвязи сборщиков компьютеров и производителей ОС, следует добавить, что после того, как машина запущена, зависимость становится взаимной. Сборщики должны выпускать компьютеры с той ОС, которую хотят пользователи. А пользователи, естественно, хотят ту систему, с которой они уже знакомы. Понятно, что ОС от Microsoft, а равно и стандартный пакет офисного программного обеспечения от нее же, большинству пользователей были известны. Очевидно, что компания, которая делает и ОС, и часть функционально привлекательных пакетов для нее, имеет огромное влияние как на сторонних разработчиков, так и на производителей компьютеров. И те и другие были бы не прочь уменьшить это влияние, но подходящей альтернативы долгое время не находилось.

И вот совершенно неожиданно она появилась. Операционная система Linux, поначалу разрабатывавшаяся энтузиастами для собственного развлечения, показалась вполне пригодной для того, чтобы в перспективе составить конкуренцию Windows. Благоприятной средой для подобных предположений стали благожелательные отзывы первых пользователей этой ОС. Сохранив некоторые черты своего прародителя Unix, Linux была более дружелюбна, чем Unix, и более гибка, чем Windows. Однако вряд ли рыночный успех Linux объясняется исключительно ее достоинствами - без колоссальной маркетинговой поддержки таких компаний, как IBM, Oracle и даже Sun 3, Linux, скорее всего, осталась бы забавой для маргиналов и, может быть, захватила какую-то (не очень большую) часть рынка ОС для серверов.

Правда, успех получился довольно однобокий. Linux удалось укрепиться на рынке серверов, потеснив не только Windows, но и своих *nix-собратьев. Однако на рынке десктопов до последнего времени эта ОС не могла похвастаться особыми достижениями. Несмотря на несколько довольно серьезных попыток (тот же Corel Linux, к примеру) и не очень сильную, но все же поддержку сборщиков ПК, продававших компьютеры с предустановленной Linux. Думается, что степень свободы, которую предоставляет Linux владельцу компьютера, все еще слишком велика для того, чтобы конечный пользователь чувствовал себя комфортно. И создатели оконных менеджеров (Gnome, KDE) сегодня как могут приближают Linux к «ненавистной» Windows, загоняя лишнюю и смущающую пользователя функциональность командной строки вглубь, подальше от глаз.

Не факт, что этого будет достаточно. За Windows не только миллионы пользователей, привыкших к BsoD 4, но и огромное количество прикладных пакетов. Linux - даже если предположить, что превосходство этой ОС над Windows так велико, как утверждают ее пропагандисты, - пока не может похвалиться таким багажом.

Впрочем, у Linux есть еще один козырь. Элитарность. Ощущение принадлежности к интеллектуальному меньшинству довольно соблазнительно, и думается, что многие сегодняшние линуксоиды пришли к своей ОС частично по этой причине.

Однако козырять элитарностью может не только Linux.

Сами с усами

Феномен Apple интересен тем, что компания изначально отказалась от клонирования как собственно IBM PC, так и модели, по которой те производились. Маки - вещь в себе. Операционные системы для них пишут исключительно программисты Apple, сами Маки тоже делает только Apple, всеми силами избегая аутсорсинга в какой бы то ни было форме (впрочем, опыты в этом направлении компания производила, но не слишком успешно). Мак - произведение искусства. Штучная работа на фоне одинаковых конвейерных Wintel-станций.

Соответствующим образом настроено и сообщество пользователей Маков. Технократический снобизм, характерный для любой технически продвинутой группе пользователей, здесь был культом, который намеренно поддерживался компанией. Apple продавала особенные компьютеры особенным людям.

Впрочем, для подобных настроений были некоторые основания. Так, в конце 80-х и начале 90-х Маки действительно были идеальным вариантом для дизайнеров и художников, благодаря удобству интерфейса и особому вниманию, которое компания Apple уделяла этой категории пользователей. Однако сегодня, когда Wintel-станции практически не уступают Макам, вряд ли можно относиться к подобным заявлениям всерьез.

Уникальность успеха Мака в том, что его популярность - заслуга не столько инженеров Apple, сколько маркетологов и дизайнеров 5. Маки действительно красивы и выгодно отличаются от стандартных «серых коробок». А пропагандисты Маков - и в первую очередь нынешний руководитель компании Apple Стив Джобс - очень убедительны. Косвенным подтверждением тому может служить жесточайший кризис Apple в период, когда Джобс занимался своими собственными проектами.

Сейчас, когда Маки и IBM PC-совместимые компьютеры практически сравнялись в функциональности, доказывать элитарность, особенность Маков становится все труднее, и «фанатизм» пользователей Маков постепенно сходит на нет. Однако до сих пор Маки остаются очень удачным нишевым продуктом, часть ценности которого состоит в повышении самооценки покупателя.

[i42622]


1 (обратно к тексту) - «По счастливому», разумеется, для IBM и Microsoft.
2 (обратно к тексту) - Существует несколько вариантов этой истории, однако в каждом из них упоминается, что руководитель Digital Research был занят и не смог/не захотел разговаривать с представителями IBM. Меняется только причина его занятости.
3 (обратно к тексту) - Поддержка Linux со стороны Sun была явно вынужденной: у компании есть собственная ОС, Solaris, для которой Linux является в некоторой степени конкурентом.
4 (обратно к тексту) - Blue Screen of Death стал уже общим местом, когда идет речь о Windows, но справедливости ради следует отметить, что стабильность ОС от Microsoft за последние два года значительно выросла.
5 (обратно к тексту) - Что, впрочем, нисколько не умаляет заслуг инженеров.

BeOS

Мультимедийный «неудачник». История компании Be Inc. - это хроника несбывшихся надежд. Сперва основатель Be Inc. Жан-Луи Гассе, ранее работавший в Apple, собирался выпустить новую модель персонального компьютера, с расширенными мультимедийными возможностями. Однако через некоторое время после начала продаж своего детища, BeBox, стало понятно, что выходить на рынок с таким продуктом было уже поздно, и Гассе сотоварищи сосредоточились на создании ПО.

Единственным законченным, дошедшим до широкого потребителя крупным продуктом Be можно считать операционную систему BeOS. Однако и здесь разработчики столкнулись со значительными трудностями. С одной стороны, распространению BeOS мешала высокая популярность Windows, с другой - набирающая влияние Linux. Со сторонними разработчиками отношения тоже не слишком ладились.

Попытка перестроить свою бизнес-модель так, чтобы более соответствовать духу времени, сорвалась. Руководство компании приняло половинчатое решение: упрощенная версия BeOS 5 распространялась бесплатно (по цене носителя; также ее можно было загрузить через Интернет), а вот за чуть более навороченную версию ОС необходимо было платить. При этом компания не отважилась на выкладку в открытый доступ исходного кода. Впрочем, насколько решение об открытии кода BeOS могло исправить ситуацию, нам остается только догадываться.

В Be Inc. такую ситуацию предвидели и не ограничились ставкой на рынок ПК. Компания попыталась заработать, выпуская программное обеспечение для веб-планшетов, но, к несчастью, переоценила возможности этого рынка. Пока Sony прикидывала, когда же лучше начать продажи своего планшета eVilla, который согласно договоренности с Be должен был работать на ее платформе, у Be закончились средства. В конце концов, все активы компании были скуплены за 11 миллионов долларов корпорацией Palm. Что произойдет с BeOS в дальнейшем, непонятно. Вероятнее всего, ничего 1.

Amiga

Линейка персональных компьютеров, разработанных одноименной компанией. С миром Wintel Amiga имела очень мало общего. Активная деятельность компании по части создания компьютеров по существу была свернута после выхода последней оригинальной модели Amiga в 1996 году. Однако за первые 11 лет существования менеджерам Amiga удалось сформировать сообщество преданных пользователей, многие из которых пользуются компьютерами Amiga до сих пор (в некоторых случаях перейдя на более поздние модификации от сторонних производителей и гибридные модели). О возрождении классической Amiga постоянно ходят слухи разной степени достоверности, но ожидать от самой Amiga каких-то серьезных шагов в этом направлении вряд ли следует - уже несколько лет компания занимается исключительно программным обеспечением.

Сложно сказать, в чем причины неудачи Amiga, как потенциального соперника IBM PC. Вероятнее всего, ресурсов компании просто не хватило, чтобы противостоять объединенным усилиям таких монстров как Microsoft, Intel и иже с ними. К сожалению, не хватило - для своего времени компьютеры Amiga были очень продвинутыми мультимедийными устройствами и во многих отношениях превосходили IBM PC.

OS/2

Одна из немногих ОС-неудачниц, у которой был реальный шанс вырвать инициативу из рук Windows. Собственно, OS/2 изначально есть совместная разработка Microsoft и IBM. В далеком 1987 году компании объединились для совместной работы над созданием операционной системы для PC, но через несколько лет Microsoft отказалась от сотрудничества и сосредоточилась на разработке собственного продукта, известного сегодня под названием Windows NT.

Одна из главных причин провала OS/2 на пользовательском рынке - невероятная пассивность IBM в продвижении собственной разработки. Удивительная пассивность - особенно на фоне активной деятельности крестного отца OS/2, Microsoft. Возможно, это в какой-то мере объясняется двояким положением IBM по отношению к Microsoft. Так или иначе, некоторое технологическое превосходство OS/2 над Windows NT с успехом компенсировалось малым количеством программного обеспечения и отсутствием необходимых драйверов. У Windows NT с драйверами тоже было не все ладно, однако Microsoft могла предложить пользователям и другие, менее надежные, но и менее привередливые ОС.

Последняя «родная» клиентская версия OS/2, Merlin, была выпущена в 1996 году (позднее выходили разного рода заплатки). В дальнейшем IBM сконцентрировалась (если это слово вообще применимо по отношению к OS/2) на продвижении своей ОС, как серверной операционной системы (OS/2 WarpServer for e-Business, 1999). В позапрошлом году права на создание клиентской части OS/2 были переданы американской компании Serenity Systems, которая летом прошлого года выпустила первую версию своего нового продукта eComStation.

Сетевой PC

В конце 90-х, когда стало понятно, что вычислительные возможности современных ПК избыточны для большинства прикладных задач, появилось понятие сетевого компьютера - по сути своей дешевого терминала, подключенного к мощному серверу. Главным пропагандистом новой идеи стал Ларри Эллисон, руководитель Oracle. По его словам такой компьютер должен был стоить не более 500 долларов. При этом Ларри особенно подчеркивал, что никакой необходимости в использовании продукции альянса WINtel больше нет - достаточно того, чтобы компьютер мог войти в Сеть. Остальное - задача сервера.

Планам Эллисона не суждено было сбыться сразу по нескольким причинам. Во-первых, с внешне похожим планом выступили Microsoft и Intel. Сетевой компьютер в их терминологии именовался не NC, как у Эллисона, а NetPC. Кроме этого, была значительно изменена суть того, что предлагал Эллисон и несмотря на схожесть названий то, о чем говорили Microsoft и Intel существенно отличалось от модели Эллисона. По версии этих компаний «сетевой компьютер» это все-таки именно компьютер, а не терминал - просто с расширенными сетевыми возможностями. Разумеется, что на таких компьютерах будет установлена ОС от Microsoft, а в роли ЦП выступит очередная разработка Intel.

Это внесло некоторую путаницу в головы потенциальных покупателей и здорово скомпрометировало первоначальную идею - ведь гораздо проще покупать обычные ПК, будущее которых вполне определено, чем экспериментировать с новыми концепциями, которые могут загнуться через год.

Вторая причина - экономическая. Эллисону сотоварищи не удалось вовремя добиться того, чтобы стоимость NC оказалась ниже заветных 500 долларов. Между тем ПК дешевели 2 и очень скоро стало ясно, что разница в стоимости между ПК и приблизительно таким же по набору комплектующих терминалом невелика, а вот функциональность последнего, мягко говоря, хромает. Кроме того, каналы подключения к Интернету были явно недостаточны для того, чтобы можно было всерьез говорить о массовом применении NC в домашних условиях.

В настоящее время сетевые ПК по спецификациям NC производятся 3, но погоды, мягко говоря, не делают. Однако влияние, которое оказала концепция NC (не слишком, правда, оригинальная - по сути, это осовремененная калька со связки мэйнфрейм-терминал) на современную компьютерную индустрию трудно переоценить. Многие современные технологии, считающиеся перспективными, в значительной степени опираются на концепцию NC или, скажем так, расставляют акценты почти также, как это когда-то делал Эллисон. К нечаянным «потомкам» NC с определенной натяжкой можно отнести Интернет-приставки, веб-планшеты и разнообразные платформы для Интернет-вычислений, начиная от майкрософтовской .NET и заканчивая позднейшими проектами Эллисона и Sun.

Бедная Lisa & NeXT

Путь Стива Джобса, который по праву считается одним из самых успешных менеджеров в компьютерной индустрии, вовсе не был усыпан розами. На его счету есть два значительных фиаско - компьютеры Lisa и NeXT. Что интересно - обе разработки были крайне передовыми для своего времени, и не получили должного признания, главным образом, потому что появились раньше, чем следовало бы.

Lisa это первый серийный компьютер с графическим интерфейсом пользователя. Экспериментальные модели делались и до Lisa, однако только Apple удалось к 1983 году сделать на основе разработок ученых из XPARC законченный коммерческий продукт. Правда, ничего хорошего для Apple из этого не получилось - компьютер оказался слишком дорогим, а выгоды от графического интерфейса слишком неочевидными. Lisa просто не покупалась.

Через некоторое время после фиаско Lisa Стив Джобс покинул компанию Apple и организовал NeXT Computers, задачей которой было (не очень оригинальной, кстати говоря) создание персонального компьютера нового поколения.

Нельзя сказать, что Джобсу не удалось сделать это. Удалось. Однако, несмотря на восторженные статьи в компьютерных журналах, станции NeXT покупали очень вяло - очевидная несовместимость с пресловутыми IBM PC, общая непривычность интерфейса и дороговизна сделали свое дело. Постепенно NeXT Computers перевела свою операционную систему NeXT Step на другие платформы. Впрочем, интерес к этой ОС был примерно такой же, как и к компьютеру, для которого она была написана изначально.

Но нет худа без добра. Неудачи с NeXT сделали возможным возвращение Джобса в родную компанию, что вывело Apple из кризиса. Кроме того, Lisa и NeXT несмотря на свой более чем скромный рыночный успех оказали значительное влияние на развитие рынка ПК. Lisa стала первой ласточкой графического интерфейса и, обжегшись на ней, Apple смогла уже в 1984 выпустить очень успешный Мак, а NeXT Step легла в основу Mac OS X (не без помощи FreeBSD, конечно).


1 (обратно к тексту) - По крайней мере, в контексте ПК.
2 (обратно к тексту) - Как раз начался бум Интернета, и некоторые компании практиковали даже бесплатную раздачу ПК, рассчитывая вернуть свое, показывая рекламу в Интернете. Практически все фирмы, работающие по этой модели, уже обанкротились или стали зарабатывать иначе, однако влияние на рынок они оказали довольно значительное.
3 (обратно к тексту) - В основном выполняются корпоративные заказы.
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.