Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Прогнозы и диагнозы

Архив
автор : Роман Косячков   29.12.2001

Предсказание будущего – древнейшее и уважаемое занятие, астрологи и прочие предсказатели частенько занимали важное место в социальных иерархиях многих цивилизаций.

Предсказание будущего – древнейшее и уважаемое занятие, астрологи и прочие предсказатели частенько занимали важное место в социальных иерархиях многих цивилизаций. Сегодня предсказателей все больше теснят прогнозисты, впрочем, классики жанра до сих пор в цене - достаточно вспомнить хотя бы Нострадамуса.

Но прогнозы вообще редко сбываются, а в точности – не сбываются никогда. Самый добросовестный анализ не избавляет прогнозы от ошибк. К примеру, создатели первого компьютера не смогли предвидеть столь широкое применение своего изобретения в наши дни. И не только создатели – никто не смог. Например, фирма IBM в свое время оценила весь (!) рынок компьютеров всего-навсего в 5 штук.

Тем не менее, всегда находятся люди, которых сейчас принято называть аналитиками-прогнозистами, рискующие на основе тех или иных теоретических моделей предсказывать будущее. К этим прогнозам мало кто относится с большим доверием. Между тем они довольно важны своей вторичной ролью. Прогнозы наверняка дают некий ориентир, и, если угодно, толчок (а иногда и мотив!) к дальнейшему развитию в определенном направлении.

В совсем небольшой теме этого онлайнового номера вы найдете подтверждения удачных и опровержения неудачных прогнозов прошлого на будущее, только-только ставшего настоящим. Прогнозы ИТ-индустрии, политики и даже предсказания Нострадамуса (да-да, и они тоже) будут препарированы с одной единственной целью – убедить вас в том, что даже прошлогодние прогнозы очень редко совпадают с сегодняшними диагнозами.

Кстати, а зачем далеко ходить? Посмотрим на вопросы прогнозирования, оттолкнувшись от нескольких материалов "Компьютерры", опубликованные в течении 2001 года. Тему выберем яркую – кризис в IT-отрасли. Вот как представлял себе автор этих строк (и не он один!) ситуацию в январе 2001 года (тема номера "Пирамида Интернета" - КТ# 4-5[381-382] от 6 февраля 2001 года):

"Так почему все-таки - "Пирамида Интернета"? Безусловно, нетрудно провести некие аналогии между текущей ситуацией в Сети и классическими финансовыми пирамидами, чего, собственно, авторы этой темы номера и не избежали. Все это есть. Но, на мой взгляд, пирамида построена не столько в финансовой сфере, сколько в сфере человеческих оценок, предположений и предпочтений. Пирамида Интернета – это Пирамида Ожиданий, когда одни благоприятные прогнозы влекут за собой еще более благоприятные, а неудачи отдельных компаний на интернет-рынке тут же находят рациональное объяснение, не затрагивающее святыню – "Интернет, как лучшее место для вложения ваших денег!". И вовлекаются в этот круг все новые и новые участники. Правда, отрезвление уже наступает. Не ясен только один вопрос: будет ли пирамида мирно разобрана ее же строителями без особых потрясений для рынка, или же она просто рухнет в одночасье, погребя под своими обломками тысячи и тысячи неудачливых игроков?"

Как видите, о кризисе IT-отрасли речи пока не идет. Разговор разворачивался вокруг кризиса интернет-компаний, причем основной причиной кризиса назывались не столько экономические факторы, сколько разрушение так называемой "Пирамиды Ожиданий". И на будущее был сделан осторожный, но оптимистический прогноз.

Печальные итоги первого квартала 2001 года заставили несколько скорректировать позицию и во вводной статье к теме номера "Кризис жанра" (КТ# 16[393] от 24 апреля 2001 года) я написал уже такие строки:

"…четкого представления о том, что на самом деле происходит сегодня в IT-отрасли, вероятно, нет ни у кого: ни у непосредственных участников рынка, ни у аналитиков. Всем ясно, что явно что-то происходит, а вот что именно – мнения разнятся. Одни говорят, что мы стоим на пороге затяжного и глубокого кризиса в отрасли, который, возможно, потянет за собой всю экономику развитых стран. В частности, компания Intel прогнозирует тяжелые времена как минимум на ближайшие 12-18 месяцев. Другие склонны считать текущую ситуацию на IT-рынке кратковременной, преходящей, связанной преимущественно с переоценкой ведущими игроками перспектив прибыльности отдельных секторов этого рынка (прежде всего – интернет-экономики). И, мол, падение курсов акций большинства IT-компаний уже летом-осенью сменится их ростом, так как никаких коренных, глубинных изменений в отрасли не наблюдается, а присутствувют лишь некоторые трудности по отдельным позициям.

...в начале февраля, во вводной статье к теме номера ["Пирамида Интернета"], я взял на себя смелость сделать предположение, что пессимистические прогнозы развития событий в интернет-экономике скорее всего верны на краткосрочную и, возможно, на среднесрочную перспективу, а вот в долгосрочной перспективе допустимо проявить вполне определенный оптимизм. И надо же такому случиться, что прошло всего лишь несколько месяцев с момента выхода темы, а это предположение уже можно рассматривать расширительно, в приложении ко всей отрасли IT…"

Итак, от самого прогноза отказаться не пришлось. Однако пришлось распространить его на всю отрасль, так как весной уже многим наблюдателям стало ясно – кризис весьма и весьма вероятен.

К ноябрю 2001 года настала пора и корректировки прогнозов. Темы номера "Миграция ценностей: Нажрались" и "Миграция ценностей II: ХР" (КТ # 44[421] и 45[422] от 20 и 27 ноября 2001 года соответственно) отразили это таким образом:

"Тогда, почти год назад, даже пессимистам казалось, что крушением доткомов и серьезной структурной перестройкой интернет-экономики дело и ограничится. И тогда еще никто не говорил о спаде в отрасли, тогда говорили лишь о замедлении темпов роста, однозначно увязывая проблему с доткомами. А оптимисты, ознакомившись с материалами темы, с авторами не соглашались и предлагали рассматривать намечавшуюся кризисную ситуацию, как здоровую коррекцию рынка, которая обязательно пройдет без серьезных потрясений для отрасли в целом. Как оказалось, и первые, и вторые были чрезмерно оптимистичны и, наверное, в чем-то даже наивны! Действительность превзошла все худшие опасения. Несколько позже… прозвучали более скептические прогнозы на ближайшее будущее и была сделана попытка аналитического осмысления причин разразившегося кризиса. Гипотез было названо много, но ни одна из них до сих пор не стала общепризнанной. Четкого и однозначного анализа причин происходящего до сих пор нет. И сегодня скептицизмом веет не только от краткосрочных и среднесрочных прогнозов, скептицизм проник и в многолетние планы стратегического развития отраслеобразующих компаний".

Это уже не прогноз. Это – диагноз. Впрочем, не исключено, что в одной из следующих тем номера "Компьютерры" или же в отдельных статьях прогнозы в отношении развития кризиса в IT-отрасли снова претерпят очередные изменения. Но, ей-богу, без прогнозов жить стало бы намного скучнее!

Поэтому не удержусь, и включу в этот материал в качестве примера официальный взгляд на перспективы 2002 года от компании Intel. Принадлежит он директору подразделения Intel по решениям для бизнеса и коммуникаций в EMEA Гордону Грейлишу:

"Думаю, что главной проблемой, с которой в следующем году столкнутся специалисты информационно-технологических отделов коммерческих предприятий, станет создание такой ИТ-инфраструктуры, которая позволила бы успешно решить пять представляющихся в долгосрочной перспективе наиболее важными задач. К таковым я бы отнес следующее:

1) реализация всего потенциала Web-служб;

2) полная интеграция всех участников сети снабжения;

3) обеспечение реальной действенности управления отношениями с клиентами;

4) внедрение единых правил безопасности в рамках всего предприятия и

5) обеспечение практической мобильности сотрудников за счет интеграции беспроводных устройств и мобильных ПК.

В следующем году «универсальные» серверы начнут уступать место серверам класса «high-end» по мере того, как организации начнут осознавать экономические преимущества кластеризации на серверах, построенных на открытых отраслевых стандартах. Бюджетные преимущества такого перехода слишком привлекательны, чтобы игнорировать их в сегодняшней экономической ситуации.

Web-службы откроют в электронном бизнесе целое новое измерение. Они навсегда изменят темпы, которыми организации могут позволить себе разрабатывать приложения, и полностью поменяют представление о том, что такое хорошее управление сетью снабжения и хорошее знание клиентов. Web-службы станут своеобразным инжектором для электронного бизнеса – те, кто будут продолжать работать «по старинке», очень скоро поймут, что безнадежно отстали.

2002 год коренным образом изменит наши представления о мобильности. Если Вы думаете, что рост интенсивности использования мобильных телефонов в прошлом году был феноменальным, значит, Вы еще ничего не видели! Будьте внимательны: мобильный Интернет вот-вот начнет оказывать влияние буквально на каждую секунду нашего рабочего дня, а его влияние на коммерческие предприятия будет еще сильнее. Нам еще предстоит увидеть, как организации будут полностью менять свои бизнес-модели, чтобы воспользоваться преимуществами новых служб, которые станут доступны в самое ближайшее время. Тем временем специалистам информационно-технологических отделов предстоит решить очень широкий круг довольно сложных задач, связанных с интеграцией и синхронизацией множества различных устройств.

В 2002 году люди будет уделять все больше и больше времени электронному обучению. Руководители компаний поймут преимущества интерактивной подготовки с использованием мультимедийных средств, а также экономические преимущества, которые возникнут за счет исчезновения необходимости оплаты расходов на командировки и сокращения длительности отсутствия сотрудников на рабочих местах. Наша корпорация благодаря электронному обучению в 2001 году сэкономила тысячи долларов.

Самым слабым звеном большинства систем безопасности является внушаемый ими «менталитет крепости», хотя 80% всех брешей в таких системах имеют внутренние корни. Внедрение защиты на множестве различных уровней (аппаратного и программного обеспечения) является делом жизненной важности, и не менее важным является разработка правил, которых должны придерживаться все сотрудники. Безопасности должен быть присвоен стратегический приоритет, и в течение следующего года нам еще предстоит увидеть, как на этом будут настаивать аудиторы.

Полагаю, что в следующем году в сфере информационных технологий изменится и отношение к проблеме энергопотребления. Перестав думать о ней лишь в контексте перегрева компьютеров, мы все начнем думать о том, как использовать электроэнергию наиболее эффективно. Это связано как с проблемами экологического характера, так и со стоимостью энергии. Поиск наиболее эффективных путей использования электроэнергии еще станет той темой, по которой в ИТ-сообществе будут вестись долгие и острые дебаты.

2002 год станет годом, когда решения по управлению отношениями с клиентами (CRM) действительно начнут оправдывать свое название. Сегодня многие компании совершают одну очень распространенную ошибку: они вкладывают огромные деньги во множество технологий, но при этом продолжают собирать разрозненные данные и складывать их, что называется, «в стол». В следующем году компании будут решать эту проблему за счет интеграции собираемой информации с CRM-системами, чтобы собранные данные начали реально работать на них. В конце концов, невозможно оказывать услуги, не зная своих клиентов.

В электронном бизнесе будет постепенно возрастать роль стандартов, и происходить это будет по мере того, как организации начнут осознавать практические преимущества их соблюдения. В корпорации Intel активно поддерживают развитие и распространение стандарта Rosettanet и считают, что его использование существенно облегчило бы людям работу в Интернете.

Одним из самых потрясающих процессов, свидетелями которых мы станем в течение ближайших трех лет, станет распространение широкополосного доступа в Интернет. Оно откроет перед пользователями ПК такие возможности, которые сегодня даже трудно себе представить. Я считаю, что широкополосный доступ сделает чувство сообщества более глобальным и поможет всем нам лучше понять происходящие в нашем мире процессы благодаря постоянной доступности любой информации и возможности обмена данными из любой части света.

Через десять лет мы все станем естественными пользователями компьютеров. Сейчас им еще очень далеко до полной интуитивности, но в будущем ПК станут такой же неотъемлемой частью нашей жизни, как сегодня - электричество».

Через некоторое время этот прогноз можно будет легко проверить. А пока... С Новым годом вас и с Рождеством!

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.