Такие вот у нас в стране кандидаты наук...
АрхивРедакция награждает Теда Уинклера трехмесячной подпиской на "Компьютерру" за самое эмоциональное письмо недели.
Редакция награждает Теда Уинклера трехмесячной подпиской на «Компьютерру» за самое эмоциональное письмо недели.
Здравствуй, Компьютерра!
Я удивлен... Нееет, я потрясен... Нет, не то... Я В ШОКЕ!!! Про что я? Да про письмо Марата Сафарова, опубликованное в «Письмоносце» Компьютерры 46 сего года. Я в шоке, что такое письмо написал... извините, тут плохо видно... черт... сейчас, под другим углом посмотрю... ка... кан... кандид... КАНДИДАТ НАУК??? Простите... наверное опечатка... или финны ошиблись, когда печатали номер... все из-за них... любимый журнал ждем неделями, по ночам не спим... Такие вот у нас в стране кандидаты наук... Это как с водительскими правами... Знаете, за сколько в Испании можно купить водительские права, не сдавая никаких экзаменов? Просто с нуля? Ни за сколько... Их нельзя там купить... Их можно получить только честно сдав экзамен. Отсюда и культура вождения... Ну да ладно, не буду развивать эти темы... Патриотические чувства есть ведь! Ну так вот, по делу.
Об образовании. Меня удивляет подход г-на Сафарова к образованию. Если говорить об образовании высшем, то тут есть два аспекта. Во-первых, цель высшего образования - подготовка специалиста. Специалиста, т.е. человека, который может сразу по окончании ВУЗа приступить к выполнению работы по специальности. Да, безусловно, выпускник (я говорю о работе по Специальности) не будет использовать 100% своих знаний в повседневной работе. Но пожалуйста, покажите мне студентов, которые на 2-м курсе знают, какой конкретно областью науки (или какими задачами на работе) они будут заниматься. Если такие есть (а точнее, если таких большинство), тогда все просто: таблицу умножения учим до 8, дальше нам не надо... так, деление учим на 3 и на 5, а пределы только при x->0, с бесконечностью мы работать не будем... Нелепо звучит? Вот, вот и я о том же. Во-вторых, на экзаменах в ВУЗЕ, например по высшей математике, требуют доказательство теорем не для того, чтобы выпускник ВУЗА помнил их через 10 лет после выпуска. А затем, чтобы НАУЧИТЬ его эти теоремы доказывать. Тогда доказательства запоминать не надо будет. Если понять то, что учишь, то учить уже не надо. На старших курсах никто не требовал у нас заучивание сдаваемого материала, главное - это его понимание, тогда заучивать уже ничего не надо. Но позвольте, невозможно понять высшую математику, не зная дифференцирования или интегрирования! Как невозможно говорить, не умея издавать звуки. Знаете, в чем основной смысл высшего образования, на мой взгляд? Оно учит учиться! Учиться всему, а не только наукам по специальности. Учиться находить выход из безвыходных ситуаций, принимать нестандартные решения или делать невыполнимое. Но невозможно научиться этому, не переваривая тонны материала за 3 дня до экзамена (я думаю, все студенты через это проходят) или не пройдя курс выживания, когда тема диплома меняется за полгода для сдачи. Конечно, я образные привел примеры, хотел только объяснить суть. Кстати, наш преподаватель по высшей математике говорил так: «Если вы не поняли то, что я объяснил, то я объясню вам по-другому. Если вы опять не поймете, то я подготовлюсь дома и найду кардинально другое объяснение. Если вы и после этого не поймете этого... тогда это значит, что я не понимаю этого сам».
Если говорить об образовании школьном, то здесь картина несколько иная. Школы бывают общеобразовательные и специальные, так ведь? В специальной школе делается упор на какие-то отдельные предметы, но все равно, несомненно, что для общего развития необходим определенный базовый набор знаний. Да, в наших школах присутствует элемент принуждения к изучению предметов, которые в дальнейшем могут и не понадобиться будущему студенту. Мне вот, например, биология не нужна по моей работе, но позвольте, не знать, где какой орган в собственном теле расположен, на мой взгляд, это - невежество! То же и с географией, историей и другими науками. Но это - отдельная тема, imho, школьное образование у нас менее совершенно, чем высшее.
И вот неумение починить розетку или сварить себе макароны - это как раз невежество, а не горе от ума. Или господин Сафаров предлагает в школах ввести отдельные курсы по электрификации собственного дома и приготовлению блюд первой необходимости? Давайте вообще оставим в школе только те предметы (или введем новые), которые могут понадобиться среднестатистическому человеку в повседневной жизни в России: умение ездить по бордюрам, торговаться на рынке, покупать пиво без очереди и варить макароны! Кстати, из правил дорожного движения будем учить только те, которые постоянно используем, неиспользуемые клавиши на клавиатуре залепим пластырем, чтобы не мозолили глаза, количество слов сократим до уровня Эллочки-людоедки... Да, безусловно, человек (школьник, студент, работник, наконец) должен быть всесторонне развит, но, кроме того, совершенно необходимо быть специалистом своей профессии, по крайней мере это то, к чему надо стремиться.
Кто-то из мудрецов сказал: «Любое знание всегда может пригодиться». Я не раз в ПРАКТИЧЕСКОЙ жизни находил подтверждение этим словам.
Идея с «Российским народным сайтом», на мой взгляд, безусловно интересна, но скорее как эксперимент, а не как руководство к практическому действию.
Извините, если был излишне резок или язвителен в своих выражениях, просто задело меня все это за живое.
С уважением,
Ted Winkler
ОТ РЕДАКЦИИ: А наш профессор обычно в таких случая говорил: «Ни в коем случае не заучивайте материал! Вас потому и называют учащимися, что дать вам все необходимые знания не сможет никто, мы можем лишь дать вам умение самостоятельно отыскивать любые необходимые знания». Впрочем, если не выучиться грамоте, инструкцию на пачке макарон все равно не прочтешь.