Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Из шопа в шоп перелетая…

АрхивОфисные приложения (архив)
автор : Юрий Ревич   25.12.2001

Зачем вам нужен Фотошоп или придвинутый ГРРИ для рядового пользователя.

Introduction

Если искать аналогии в докомпьютерной жизни, то процесс работы в графических редакторах растровых изображений (ГРРИ) сродни классическому «ручному» рисованию, в то время как процесс в редакторах векторных лично мне больше напоминает на игру в конструктор. Причем, по заверениям Евгения Козловского, неизбежно грядет всеобщий и счастливый переход фотоиндустрии на «цифру», когда обычная пленка останется лишь анахронизмом вроде виниловых дисков в музыке. Для цифрового же фотолюбителя ГРРИ есть что-то вроде компьютерного варианта увеличителя, проявителя, фиксажа и глянцевателя в одном флаконе. Вероятно, вы уже поняли — далее пойдет речь именно о растровых графических редакторах. Точнее — об одном таком редакторе, который на Западе по распространенности заслуженно занимает второе место после знаменитого Photoshop'а, а у нас по не совсем для меня ясным причинам мало известен — возможно, одна из причин кроется в отсутствии русской версии.

Называется эта программа Paint Shop Pro и причину ее распространенности за бугром вычислить нетрудно — последняя, шестая версия Photoshop'а предлагается на сайте Adobe за 609 гринов, а последний PSP 7.0 на сайте Jasc Sofware — за 109 и ниже. Почувствуйте разницу — даже если для жителей 1/6 части суши это и не всегда актуально. Сложнее понять, почему в этой ситуации PSP все же не на первом месте — я готов поспорить с любым Photoshop'маном, что PSP для рядового пользователя — штука более продвинутая, и, скорее всего, перед нами типичный пример колдовского воздействия бренднэйма [1].

Надо отметить, что интерфейс и функциональность PSP в основном слизаны с продукта Adobe, которой, вне всякого сомнения, принадлежит в этом деле первенство. Придумать интерфейс со всеми этими палитрами и плавающими окошками свойств — это была несомненная удача, и сделать что-то новое и лучшее в рамках существующих на сегодняшний день графических оболочек ОС вряд ли возможно. Вторая фантастически удобная придумка — штепсели (plug-ins) с открытым интерфейсом, так что каждый может взять и соорудить свой штепсель, для чего не надо даже особенно разбираться в программировании. Потому программисты от Jasc не стали изобретать велосипед, а просто взяли от Adobe самое лучшее [2].

Если вы работали в Photoshop'е, то начинать работу в среде PSP вы можете сразу после запуска, как и наоборот. Но вот какая штука — интерфейс интерфейсом, а дальше все различается, и очень часто вовсе не в пользу Photoshop'а.

General properties

У каждой программы имеется свой характер: есть дурашливые клоуны, которые держат юзера за умственно отсталого (это камень в огород Микрософт, конечно, в первую очередь), есть аристократы (тот же Photoshop), есть рабочие лошадки для специалистов… PSP и не то, и не другое, и не третье — он видит в пользователе равного себе. Не то, чтобы все там было вовсе без багов и фичей — хотя их несравнимо меньше, чем в том же Ворде, или вот, к примеру, еще можно поспорить, насколько удобна привязка мышиного колесика прокрутки не к скроллингу окна, а к изменению масштаба… Но именно поспорить — видно, что это не недоработка, а продуманная акция, пусть на мой вкус и не слишком удачная. И еще — 7.0 — действительно новая версия, и в ней сделаны не косметические изменения, а по-деловому добавлены те вещи, которых не хватало в предыдущих — готовые графические примитивы, к примеру, или возможность работы с объектами и даже поддержка векторных форматов, скажем, CDR от Corel.

По заверениям производителей, PSP может работать и на Р-100 с 32 мегами, но, как и для всех графических программ, реально надо не меньше 128 и процессор, конечно, пошустрее. При установке программы следует обратить особое внимание на "File associations" — внимательно изучите весь список форматов (а он весьма обширен) и оставьте там только желаемые типы файлов [3] — иначе вы рискуете тем, что, к примеру, при щелчке на файле PDF вместо Акробата запустится PSP (и, между прочим, сообщит вам, что открыть такой файл он не может).

Кстати, PSP на все сто процентов совместим с фильтрами от Photoshop'а  — достаточно после запуска в соответствующем подпункте "Preferences/File location/Plug-in filters" просто указать папку, где они лежат, и они немедленно станут доступны через меню "Effects".

Formats

Говоря о ГРРИ, нельзя обойти вопрос о форматах — для тех, кто не очень разбирается в способах хранения и сжатия изображений, приведу несколько правил (без их подробного обоснования в силу ограниченности рамок статьи), соблюдение которых позволит вам сохранять наилучшее качество картинки при минимальном размере файла [4]:

  • штриховые черно-белые и цветные изображения (то, что в сканерных программах обозначают "Black&White" и "Color-document") лучше сохранять в формате GIF (ни в коем случае не в JPEG!);
  • полутоновые черно-белые ("Grayscale") или цветные изображения ("Color-photo"), следует сохранять в JPEG, а при необходимости сохранения наивысшего качества — в BMP или TIFF;
  • рабочие варианты изображений и промежуточные копии следует сохранять в форматах, родных для соответствующего графического редактора [5].

Учтите, что для получения качественного результата, который не стыдно распечатать в формате хотя бы А4 и повесить на стенку, исходные файлы должны иметь размер как минимум 1024х768 пикселей, а лучше — раза в два больше. Для показа на мониторе можно [6] обойтись, конечно, и меньшими разрешениями, однако работать все равно желательно с максимально доступными размерами для сведения к минимуму искажений при обработке.

Preferences

Общая политика разработчиков PSP заключается в том, чтобы запоминать все изменения, сделанные на любом этапе работы — свойства инструментов, цвета, папки отдельно для каждого пункта Open, Save, Save as.. и т.д., включая даже тип файла, который сохранялся последним через Save as. Разумеется, не всегда удобно, когда, к примеру, для каждого инструмента запоминается свое сочетание цветов фона и первого плана. Поэтому я рекомендую сделать при первом запуске сразу поставить галочку в пункте "Lock" палитры цветов на правой панели. Если раскрывающиеся при наведении мыши панели свойств ("Toolbars") раздражают, то следует убрать галочку в пункте "View/Toolbars/Enable automatic roll-up" [7].

С остальными установками вы вполне разберетесь по ходу дела. И не бойтесь экспериментировать — PSP выгодно отличается от большинства известных мне программ как раз тем, что там крайне трудно что-то безвозвратно испортить.

Tutorials

Как уже упоминалось, тем, кто имеет представление о Photoshop, работать в PSP можно начинать сразу. Для прочих имеется аккуратный и по деловому составленный "Tour", доступный в онлайне на сайте производителя. Кроме того, в сети существует множество (англоязычных, к сожалению) клубов, форумов и конференций, посвященных PSP, где можно найти ответ на абсолютно любой вопрос. Но давайте попробуем без лишних вопросов чего-нибудь сваять — изучать любую вещь лучше на практике. Правка фотографий — это слишком просто и доступно с подробными пояснениями в любой графической программе, которых сейчас не меньше миллиона. Потому предлагаю попробовать сделать простенький коллаж — например, вписать лицо любимой женщины в интерьер старинной картины. Для этого надо иметь исходные изображения — портрет самой женщины (рис. 1) и фотографию какой-нибудь картины [8] (рис.2). При выборе картинок, особенно при поиске их в Интернете, не забудьте учесть то, что говорилось выше о размерах и форматах.


Рисунок 1.

Итак, приступим. Наша задача — выделить на портрете одну голову, убрав белый фон и, подогнав размеры, вставить ее в картину [9]. Начать следует с создания нового окна (делается как обычно, через "File/New" или нажатие Ctrl-N), причем для удобства манипуляций — больших размеров, чем исходное изображение. Узнать размеры последнего можно через пункт "Image/Image Information" (в предыдущих версиях PSP этот подпункт находился почему-то в разделе "View"). Нажимаем Ctrl-N и в появившемся окне свойств устанавливаем Width и Height процентов на 20 больше исходных размеров, а также обязательно Background color=Transparent и Image Type=16 million colors. Появится новое окно "Image2" в серую клеточку, что как раз и означает «прозрачный» цвет. Перейдем обратно к окну с портретом, выделим целиком изображение (Ctrl-A) и копируем его в буфер обмена (Ctrl-C [10]). Переход от окна к окну удобно производить с помощью клавиш Ctrl-F6 (заметьте, что «горячие» клавиши пока все стандартные).


Рисунок 2.

А вот вставка в PSP совершенно нетривиальна и составляет, на мой взгляд, одну из изюминок этой программы — выполнить "Paste" можно семью различными способами, причем стандартному Ctrl-V соответствует появление нового окна  — так удобно делать, к примеру, скриншоты. Наиболее интересные возможности предоставляет способ "Into selection", и я советую на досуге с ним поэкспериментировать, но сейчас мы выберем "As New Layer" (Ctrl-L, предварительно, конечно, перейдя к вновь созданному нами «прозрачному» окну Image2). Получится новый слой на прозрачной подложке (рис.3). Теперь наша задача — убрать из изображения белый цвет, оставив только собственно голову женщины. Именно для этого мы и возились с прозрачной основой. Для этого из палитры слева надо выбрать инструмент "Magic Wand" и, не особенно возясь с его настройкой (фон-то портрета ровный), шлепнуть в любом месте по белому фону, для начала, например слева — при этом фон фигурно выделится по границе белого. Затем смело нажать клавишу Delete — на месте белого фона появится дырка. То же самое надо повторить справа. Теперь мы имеем вчерне выделенную голову портрета — осталось много белых областей, ограниченных растрепавшимися волосами. Их тоже следует удалить, для чего надо увеличить изображение в нужном месте [11] и повторить операцию для всех мелких белых областей. Висящие пряди мы тоже удалим — они нам будут только мешать. Для этого нужно выбрать инструмент «Лассо», который здесь почему-то переименовали во "Freehand", и аккуратно при максимально удобном увеличении обвести удаляемые области. Помните, что, во-первых, не обязательно стараться удалить большую область за одни прием, во-вторых, вы всегда можете вернуться назад практически на любое количество шагов (Undo — Ctrl-Z), поэтому бояться не надо — а вот терпением запастись советую. Белый и близкие к нему по оттенкам тона от фона портрета на границах изображения следует удалить по максимуму, для чего можно поэкспериментировать с настройкой "Tolerance" («чувствительность») в панели свойств ("Tool options") инструмента "Magic Wand". После всего этого, если вы не уверены в устойчивости вашей системы, с таким трудом полученное промежуточное изображение следует сохранить  — во избежание потерь обязательно в родном формате .PSP.


Рисунок 3.

Закроем окно с исходный портретом, и перейдем к картине. При взгляде на нее мы увидим, что поворот головы на картине и на портрете совершенно различный — мало того, они смотрят вообще в разные стороны! Но мы этим не смутимся и для начала поступим просто: выберем пункт меню "Image/Mirror" («Зеркало»), после чего изображение повернется зеркально. Можно сделать это с картиной или с портретом — по вкусу, из уважения к предкам я выбрал портрет [12]. Теперь ракурсы почти совпадают (рис. 4), только наклон головы у портрета гораздо больше, да и размер ее на портрете больше, чем надо. Потому нам следует портрет: а) слегка повернуть, б) слегка уменьшить. Первое делается в меню "Image/Rotate", второе — "Image/Resize". При экспериментах учтите, что если такие преобразования не удаются с первого раза, то не следует, к примеру, «доворачивать» — нужно вернуться к исходному изображению (Ctrl-Z), а затем снова применить поворот, только уже на больший угол, иначе накапливаются ошибки преобразования. Если в процессе подгонки нужно примерять, то выделенный фрагмент удобно вставлять, как "New Selection" — Ctrl-E: подвигали, примерили и удалили клавишей Delete, только все это — не снимая выделения!


Рисунок 4.

В данном случае мы повернули голову вправо на 15 градусов и уменьшили ее до 80% от исходного. Затем нужно выделить изображение (можно целиком или с помощью инструмента "Selection") и перенести его на картину — вставить нужно тоже, как «новый слой» через Ctrl-L. Далее установим голову так, чтобы шея закрывала шею оригинала, а волосы загораживали нижний край короны. Теперь нужно перейти к слою с картиной (сделав Layer1 с портретом — через панель "Layers" — на время невидимым, чтобы не мешался) и обвести корону инструментом «Лассо» (ах да, "Freehands"), по нижней границе аккуратно, а в верхней части можно приблизительно. Потом скопировать корону в буфер и снова вставить, как новый слой, перетащив затем его в панели "Layers" на самый верх и совместив контуры с исходным изображением в нижнем слое. То же самое нужно проделать с верхней частью лифа, захватив справа и слева столько пространства, сколько нужно, чтобы прикрыть плечи портрета. Затем снова перейти к слою с головой и убрать на нем с помощью «Лассо» справа лишние волосы и остатки фона (аккуратно по контуру лица, в несколько приемов, при большом увеличении).


Рисунок 5.

И на последнем этапе следует все подчистить. Белый ореол вокруг волос слева можно убрать, например, с помощью инструмента "Color Replacer", который заменяет цвет, установленный в палитре цветов, как "Background", на цвет "Foreground", которые определяются с помощью инструмента «Пипетка» ("Dropper"). Для «Реплейсера» в панели свойств надо подобрать чувствительность ("Tolerance") и размер ("Size"). Наконец, лучше сделать слой портрета потемнее и уменьшить контраст, в соответствии с общей гаммой старинной картины ("Colors/Adjust —> Brightness/Contrast"). Для нанесения последних штрихов контуры портрета можно немного аккуратно размыть инструментом "Retouch", подобрав размер кисти поменьше и установив функцию "Smudge". Можно и поэкспериментировать с фильтрами, если желаете. Сохраните файл в формате PSP [13], а окончательный результат — через Save as в формате JPEG, при этом слои автоматически сольются в один. Работа закончена (рис.5)!

Discussion

Вообще 7-я версия, как часто бывает в таких случаях, что-то и потеряла в сравнении с предыдущими. Пожалуй, в первую очередь ушло ощущение стройности и компактности: введены функции векторных редакторов, немеряно увеличилось количество опций для каждого инструмента и пункта меню, что не всегда оправдано — так уж сложилось, что PSP позиционируется в первую очередь на любительский рынок. Но одна только функция Browse в меню File на все сто оправдывает все остальные огрехи программы — я еще не видел столь изящно реализованной функции поиска картинок с предпросмотром (рис. 6). Особенно мне понравилось, что можно не ждать, пока загрузятся все картинки из выбранной папки, а сразу начинать их просматривать. Не забудем еще, что в комплект поставки входит замечательно удобная программа для создания анимации Animation Shop, которую мы здесь не обсуждаем за недостатком места. Так что смело могу советовать — вперед!


Рисунок 6.


[1] — Поспорить и я готов, ибо описанные в статье преобразования в Photoshop'e отняли бы (у меня) раза в два меньше усилий и времени — но я фотошоплю уже десять лет, когда же я в первый раз запустил Photoshop, то все, что у меня получалось — тупо глядеть на экран. — Scout.
[обратно к тексту]

[2] — За что позднее были биты — Adobe, известная своей склочностью, попыталась отсудить права, но, судя по новой версии PSP, вполне безуспешно.
[обратно к тексту]

[3] — Для этого надо сначала нажать на "Disable all", а затем заново расставить нужные галочки.
[обратно к тексту]

[4] — Если жесткий диск у вас велик, и вопросы размера файлов вас не очень волнуют, лучше всего все конечные варианты изображений хранить в TIFF — этот формат является стандартом de-facto в мире профессиональной обработки графики. — Scout.
[обратно к тексту]

[5] — Для Paint Shop Pro это, естественно, PSP.
[обратно к тексту]

[6] — А для выкладки на домашней страничке в Сети — и нужно, если только не стоит специальная задача размещения картинок для печати на бумаге.
[обратно к тексту]

[7] — Хотя я бы посоветовал к этой функции привыкнуть — сильно экономит экранную площадь.
[обратно к тексту]

[8] — Будем надеяться, что французский художник XV века Е.Шаронтон на нас бы не сильно обиделся за такое издевательство над его шедевром.
[обратно к тексту]

[9] — Признаться, я специально облегчил себе задачу — взял портрет женщины на ровном белом фоне, в реальности так бывает редко, но это позволит нам не отвлекаться на излишние подробности.
[обратно к тексту]

[10] — Я и далее буду по возможности приводить порядок действий с помощью горячих клавиш, что гораздо быстрее, хотя все это, конечно, можно делать и мышью через соответствующие пункты меню.
[обратно к тексту]

[11] — Если у вас мышь с колесиком — то можно прокруткой, если нет — с помощью инструмента Zoom.
[обратно к тексту]

[12] — Перед тем, как поворачивать, надо нажать Ctrl-D для снятия выделения, если оно было.
[обратно к тексту]

[13] — Вам ведь обязательно через пару часов захочется что-то подправить!
[обратно к тексту]

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.