Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Что мир ИТ и что ИТ для мира?

Архив
автор : Марат Гуриев   18.12.2001

Поводом к появлению некоторой суммы выводов, положенных в основу этой статьи, стал десятилетний юбилей центров новых информационных технологий, созданных при российских вузах. Означенное время тому назад мне довелось трудиться в системе управления высшей школой и по крайней мере не мешать процессу появления таких центров.

Поводом к появлению некоторой суммы выводов, положенных в основу этой статьи, стал десятилетний юбилей центров новых информационных технологий, созданных при российских вузах. Означенное время тому назад мне довелось трудиться в системе управления высшей школой и по крайней мере не мешать процессу появления таких центров. Определенных усилий стоило тогда оснастить центры компьютерами и модемами для организации электронной почты.

Прошло время, некоторые центры превратились в признанных лидеров информатизации в своих регионах, другие развили целый ряд специализированных применений информатики.

Что же произошло с нами и с ИТ за десять лет? Куда ведут нас тренды, тавтологически повенчанные с тенденциями? И как, учитывая эти тренды, планировать работы по информатизации образования?

Забросив невод со словами «global trends» в «Альтависту», я попал на сайт английских и европейских социологов, который заставил меня отвлечься от любимых ИТ и вспомнить Вигена Геодакяна с его замечательной теорией диморфизма полов (недавно опубликованной и в домене ru). Дело в том, что социологи, по свидетельству председателя MORI Роберта Ворчестера 1, обнаружили, что большинство рабочих мест на планете теперь занимают женщины. Более того, в состав основных современных кросс-культурных (или, скажем проще, - глобальных) конвергенций социологи включили (на минуточку) движение от феминизма к феминизации общества 2. Однако если эти обстоятельства пропустить через фильтр диморфизма, мы просто обязаны предположить изменение темпа развития цивилизации. То есть, следуя логике теории диморфизма и оценкам социологов, все мы, грешные, начинаем переходить от погоняемого мужчинами быстрого развития к контролируемому женщинами развитию с сохранением 3.

Такое предположение заставило внимательно просмотреть весь перечень кросс-культурных конвергенций.

Еще две из них заставляют задуматься:

  • тренд перехода от организованной социальной структуры к сетевой структуре;

  • сдвиг от рациональности к полисенсорике.

Названные конвергенции при недолгом анализе прочитываются как следствия развития информационных технологий, хотя над сдвигом к полисенсорике придется еще изрядно поразмышлять, насколько это прямое следствие, и не содержит ли эта конвергенция скрытого противодействия механистическому внедрению ИТ.

Получив основательное подтверждение предположениям о том, что на шарике не все так просто и по крайней мере становится тесновато, обращаюсь к довольно популярному у «айтишников» сайту Principia Cybernetica Web 4, где в разделе «меметика» активно дискутируют на тему об альтернативном генному способе передачи знаний посредством мемов - комплексных ментальных образов. Тут уже вспоминаю пекинские сюжеты: переводчица-китаянка рассказывала, что еще десять лет назад для рождения ребенка необходимо было разрешение партбюро. Одновременно вспоминаю, что исходной посылкой Геодакяна для создания теории диморфизма был вопрос: почему живая материя, начавшись с однополой, перешла к двуполой, а вот перехода к трехполой форме существования не совершила.

При этом с точки зрения эволюционной эпистемологии переход к двуполой форме жизни вполне может трактоваться как метасистемный переход.

Так, быть может, мы наблюдаем новый грандиозный метасистемный переход, который живая материя осуществляет в том числе и под давлением таких обстоятельств, как нарастающая стесненность возможностей свободной реализации жизненного цикла?

Этот переход определенно связан с развитием ИТ, но как определить метафору перехода. Я вспомнил, что как-то уже пробовал предложить такую метафору публикацией в журнале «Мультимедиа», который редактировал Сергей Новосельцев 5.

Тогда я рассуждал о том, что нам все чаще становится удобным погрузиться в некоторые динамические информационные портреты для выполнения довольно большого перечня работ.

Теперь все представляется несколько по-другому. Похоже, что цивилизация создает некоторую виртуальную цифровую оболочку, которая принимает на себя в предварительно очерченных контурах взаимодействия с человеком все больше функций как бы внешнего контура мыслительной деятельности людей. (Здесь, естественно, возникает необходимость точно сослаться на ноосферу - талантливое предвидение Вернадского, однако прагматика анализа метасистемного перехода требует продолжения конкретных рассуждений.)

Очевидно, генерируют этот нарастающий виртуальный слой информационные технологии. Исследования в области меметики свидетельствуют, что ИТ «подбираются» к решению проблемы передачи знаний между поколениями, или, согласно Геодакяну, подставляют плечи под метасистемный переход, выступая в роли своеобразного третьего пола, без которого человеческому виду становится развиваться затруднительно.

Это еще не все новое в презентации «ИТ для мира». Второе обстоятельство не менее интересно. Обратимся еще раз к Ворчестеру. По оценкам социологов, если сегодня в развитых странах трое работающих поддерживают одного пенсионера, то к 2030 году это соотношение упадет до 1,5:1. Если пенсионером является ныне каждый пятый из взрослого населения, через два десятилетия им будет каждый четвертый. Можно предположить, что рост производительности труда (во многом обусловленный развитием ИТ) будет достаточно велик, чтобы справиться с растущей нагрузкой на бюджет для поддержки пенсионеров (наиболее развитые страны вследствие заметного роста производительности труда уже сегодня не в состоянии занять в реальной экономике все работоспособное население). Поскольку человек не может развиваться и самореализовываться вне осмысленной целенаправленной деятельности, встает проблема рациональной (и полисенсорной) загрузки высвобождаемого населения. Подобная загрузка позволяет эффективнее противостоять наркомании, алкоголизму и другим антиобщественным факторам. В настоящее время в Internet существуют множественные косвенные признаки того, что для подобной загрузки определяющую роль смогут сослужить многообразные виртуальные сообщества будущего с различной степенью креативности. Этот же подход, возможно, окажется продуктивным для гармоничного продления жизни в пенсионный период, а также для более эффективной поддержки жизнедеятельности инвалидов.

Недавно представился случай наблюдать прототипы таких сообществ в Internet. По случаю открытия адреса в Yahoo некоторое время назад я получил предложение поучаствовать в конкурсе поэтов. Интереса ради взял изящную рекомендацию Льва Толстого «будь хорош, но не подавай виду, насколько ты хорош», построил на английском языке вокруг этой рекомендации рифмованный текст и отправил организаторам. Поскольку базовая конструкция была от великого писателя, уже через два тура отбора мы вместе «пробились» несмотря на неповоротливость моего английского.

Естественно, после каждого тура организаторы предлагали мне прислать энное количество долларов, чтобы включить текст в очередной сборник лучших поэтов. Но главный результат для меня был в другом. Оказалось что на сайте www.poetry.com прописалось уже больше трех миллионов поэтов. Заметим - это только англоязычных. Понятно, что экономика сайта построена на тщеславии пишущих, но какой коллектив выращен в виртуальной оболочке!

Не хотелось бы, чтоб это вступление к теме информатизации образования воспринималось на 100% всерьез. Во-первых, на перекрестье социологов и эпистемологов рискованно заявлять что-то всерьез со стороны. Во-вторых, добрая доля шутки позволяет сглаживать углы и удерживать возможных критиков в относительно миролюбивом состоянии.

Также уместно сослаться на Валентина Турчина, который в одной из своих работ отметил, что, поскольку теории имеют бесконечное множество прогнозов, они не могут быть полностью проверены, но зато могут быть опровергнуты.

А главный минимальный вывод, который хотелось бы сделать из сказанного: ИТ вышли из рамок инфраструктурной отрасли и довольно быстро, фактически за прошедшие десять лет, превратились в системообразующую отрасль цивилизации. При этом ИТ, подобно новым русским, ведут себя в мире как «новые глобальные», неуклюже и неумело приспосабливая свой колоссальный ресурс к потребностям традиционных отраслей. Будем помнить, что мир прошагал пока менее 10% глобального Internet-перехода, а на десяти процентах навыки наработать непросто.

Это означает, что применительно к образованию можно было бы сформулировать три общих вопроса, на которые желательно получать взаимосвязанные ответы на каждой стадии развития информатизации образования:

  • Каково глобальное воздействие ИТ на содержание образования в планируемый период времени и с какой периодичностью необходимо вносить коррекции в содержание по стадиям и направлениям образования?

  • Как использовать ИТ для повышения эффективности образовательного процесса (по стадиям и направлениям)?

  • Как организовывать образование для собственно сферы ИТ, учитывая продолжающуюся рекордную изменчивость ИТ?

При этом первый вопрос неразрывно связан с хотя бы среднесрочной прогностикой - к каким будущим рабочим местам готовятся специалисты, с каким ожидаемым ИТ-оснащением и для решения каких задач. А поскольку мы только что немного позанимались этим самым среднесрочным, то и выясняется, что все большее количество рабочих мест будет - где частично, а где и на сто процентов - принадлежать виртуальной цифровой оболочке цивилизации.

Представляется, что необходимым условием эффективной подготовки ответов на эти вопросы должно быть построение продуманного нарастающего взаимодействия между сферой образования и организациями ИТ-рынка. Элементы такого взаимодействия существуют достаточно давно. Система не создана. Более того, не формируются условия для метасистемного перехода.

  • В качестве гипотезы можно отметить, что поскольку количество относительно самостоятельных организаций ИТ-рынка и количество ИТ-кафедр в вузах приблизительно одно и то же - около полутора тысяч, возможно, регламентация работы филиала ИТ-кафедры могла бы послужить одним из элементов системы. При таком решении маркетинговые акции по продвижению на рынок новейших платформ, решений, продуктов естественным образом могли бы быть совмещены с опережающим доступом ИТ-кафедр к новациям рынка.

  • Вторым элементом могла бы стать оперативная работа по модернизации рейтинга учебных заведений с включением в него достаточного числа значимых показателей реальной информатизации.

  • Третьим элементом мог бы стать подобный рейтинг по направлениям образования, которые ведутся соответствующими научно-методическими объединениями.

  • Четвертым элементом могло бы стать индикативное планирование информатизации образования, осуществляемое в контексте ответов на три вышеозначенных вопроса.

  • А на пятое хорошо было бы точно определить фактическое расхождение показателей информатизации образования по сравнению с зарубежными аналогами и стратегию выхода на тот нормативный уровень, который тоже пока не определен. Кстати, в этом пятом вопросе показатель количества компьютеров на сто обучающихся душ должен быть далеко не единственным. Очень заботит, например, отсутствие комплексного анализа применения ИТ в образовании за рубежом.

В целом складывается ощущение, что в управление информатизации образования необходимо встроить системный модуль управления изменениями (Change Management), который прописан в последней концепции корпоративного управления, именуемой Product Life Cycle Management. В конце концов, чем российская система образования не корпорация. И корпоративный продукт, несмотря на хроническое недофинансирование, она выпускает вполне конкурентный.

И жизненный цикл для каждой стадии образования посчитать можно.

А в качестве заключения хотел бы привести пример из зарубежной практики. Исследователи из Калифорнии установили, что если младшеклассникам предоставить десятичасовой доступ к компьютеру в неделю, обязательно поддержанный наличием компьютера дома, они довольно быстро осваивают клавиатуру, что затем приводит к скорости набора 35-40 букв в минуту - по сравнению с 9-12 буквами рукописного письма в минуту в контрольной группе. В результате освоение клавиатуры решающим образом влияет на включенность в обучение, освоение поисковых процедур в Internet, всестороннее развитие креативности.

Такой вот простой, но важный первый шаг, который и богатая Америка не может сделать без помощи родителей.

[i42533]


1 (обратно к тексту) - www.mori.com/pubinfo/tin062k.shtml. - Здесь и далее прим. ред.
2 (обратно к тексту) - В. Геодакян, Эволюционная теория пола (http://okno.km.ru/ofir/text/geodakan.html).
3 (обратно к тексту) - Согласно эволюционной теории, развиваемой Вегеном Геодакяном (ныне доктор биологических наук, сотрудник Института общих проблем экологии и эволюции), смысл полового диморфизма в том, что один из полов, мужской, берет на себя функцию развития (наращивания генетической изменчивости), а второй - функцию сохранения (поддержания численности своего вида).
4 (обратно к тексту) - http://pespmc1.vub.ac.be/EVOLEPIST.html.
5 (обратно к тексту) - М. Гуриев, Парадигма дипирования. // Мультимедиа, цифровое видео, №7, 1997.
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.