Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Народный сайт и таможенный блюз

Архив
автор : Вадим Иванченко   05.12.2001

За лучшее письмо недели редакция награждает Марата Сафарова трехмесячной подпиской на "Компьютерру".

За лучшее письмо недели редакция награждает Марата Сафарова трехмесячной подпиской на «Компьютерру».


Уважаемая «Компьютерра»! На ваших страницах обсуждалась тема «науки» и «лженауки». Предлагаю продолжить тему и обсудить соответственно «знания» и «псевдознания».

Поводом послужило приготовление домашнего задания племянником. Парень мучается, старательно деля многочлен на многочлен. Меня привлекли как «эксперта». Сам я в «прошлой жизни» - кандидат этих самых физико-математических наук. Вроде бы профессионально занимался (или изображал, что занимаюсь) математикой. Так вот, делить многочлен на многочлен мне не приходилось! Ни разу! Поднимите руку, кому приходилось! Поднимите руку, кому пригодилось!

Возникает естественный вопрос: а кому из нынешних школьников пригодится такое умение? Миллионам? Не верю! А сварить себе макароны или починить розетку они не умеют - они в это время делили многочлен на многочлен.

А могут ли они растолковать дорожные знаки? А могут ли прочитать и объяснить газету? А Уголовный Кодекс? А прочистить мусоропровод? А отформатировать текст? Думаю, нет! Они делили многочлен на многочлен.

Как будет жить ваш ребенок? Устройте ему экзамен!

Почему так? Странно как-то все это.

Рискну допустить, что делить многочлен на многочлен кому-то все же придется. Но есть такое ощущение, что для той доли процента, которой подобное знание пригодится, достаточно фразы: «Ты знаешь, можно делить многочлен на многочлен! Почитай учебник Куроша!» И все!

Сейчас идет реформа образования. Вместо десяти лет будет двенадцать. А почему не 18? Почему не 24? Почему бы не втиснуть во все юные головы преобразование Фурье, теорию вычетов и банаховы пространства? Тогда, наверное, и для умения забить гвоздь места не останется. (Прошу занести в протокол - я не предлагаю запретить преобразование Фурье.)

Ах, да, конечно, это же фундаментальная наука! Священная корова! «Ты же понимаешь, что все это очень важно!» Не понимаю! Когда-то «понимал»! Сейчас - не понимаю! Потому и пишу. Сам отдал свои «золотые двадцатые» непонятно на что. Даже преподавал в университете. Иногда какой-нибудь студент упорно не хотел что-то воспринимать. Я - требовал. Трепали друг другу нервы. Очень хотелось сказать: «Послушай, парень! Ты, конечно, можешь не посещать мои занятия. Тройку я тебе поставлю. Но когда через двадцать лет ты будешь помирать от похмелья под забором у вокзала, ты вспомнишь мои слова, ты поймешь все и пожалеешь, что не выучил неравенство Рао-Крамера!» Очень хотелось так сказать. Но не мог. Не верил. И сейчас не верю.

А может быть, прав был тот студент? Может, он просто берег свои инстинкты? Берег еще не до конца разбитое (в том числе и мною) ощущение «нужно - не нужно»? (Еще раз - я не предлагаю запретить неравенство Рао-Крамера.)

Говорят, все уставы написаны кровью: «Мы ошибались, так хоть вы не ошибайтесь». Или ошибайтесь, но уже в другом месте. Понятно, почему ротный старшина старательно вбивает тупые с виду знания в головы умников-новобранцев.

Я не верю, что все школьные (и вузовские) учебники написаны кровью.

Предвижу возражения типа: «Тебя для того двадцать лет учили, чтобы ты начал все огульно охаивать?» Не все! И не огульно! И не охаивать! И не имею намерения «с водой выплескивать ребенка». Просто хочу как лучше.

Долго вынашивал одну идею, пока не понял, что в одиночку ее не поднять. Потом понял, кому она по плечу. Туда и пишу.

Идея: «Российский народный сайт». Форум «Что должен уметь выпускник школы». Всем миром выработать необходимый минимум знаний. Обязательный минимум. Выживательный минимум. Незамкнутый минимум. Стыковочный модуль, из которого есть люки и в преобразование Фурье, и в неравенство Рао-Крамера, и в искусство иконописи. Выяснить, что же мы все-таки хотим. И написать! Как говорила кавказская пленница Нина Варлей: «Кровью»!

Верю, найдутся добровольные ресурсы на дизайн, хостинг и бензин для редактора.

P. S. Опросите знакомых преподавателей математики: «Для чего нужны логарифмы?»

Извините, если изобрел велосипед.

С уважением,

Марат Сафаров

ОТ РЕДАКЦИИ: Марат, мне очень понравилась идея создания народного сайта с образовательным минимумом знаний. Давайте вместе подумаем, как ее лучше реализовать, да и читателей пригласим к обсуждению.


Уважаемые господа! «Компьютерра» №41 вышла в печать в прошлый вторник, а в продаже в Питере должна была появится утром в пятницу. Но не появилась… Уже вторник, и на подходе следующий номер, а весь Питер еще не читал предыдущий. Толпы поклонников «Компьютерры» ходят по газетным лоткам и спрашивают, не появился ли журнал? Уже третий день я вижу на лицах продавцов искреннее сострадание, когда они отвечают мне: «Нет, не появился…» Все в шоке! Такого я никогда не видел… На сайте уже выкладывают следующий номер… Быть может, это реализация планов Козловского по полному переходу на безбумажные технологии? Сжальтесь над людьми, проясните ситуацию, что за задержка с поступлением в продажу…

С надеждой на лучшее,

Александр Михайлов

ОТ РЕДАКЦИИ: Страдаете не только вы, но и весь издательский дом: руководство, редакция, отделы распространения и рекламы. Страдают и таможенники, которые вынуждены проводить стопроцентный пограничный досмотр грузов под неусыпным контролем комиссии Счетной палаты, из-за чего и возникает пятнадцатикилометровая пробка на границе с Финляндией и как следствие - задержка поступления номера в продажу. Так что скорбные, недовольные, гневные письма мы советуем отправлять прямо в Правительство - только там есть люди, способные изменить ситуацию.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.