Парадокс Сократа
АрхивКто из нас не забавлялся логическими парадоксами. Даже если и не разбирал замысловатые творения Зенона или Рассела, то хотя бы единожды, да приходил в удивление от формальной противоречивости простого утверждения: "я сейчас лгу". Этот ряд можно было бы продолжить и знаменитым высказыванием Сократа: "я знаю только то, что ничего не знаю".
Кто из нас не забавлялся логическими парадоксами. Даже если и не разбирал замысловатые творения Зенона или Рассела, то хотя бы единожды, да приходил в удивление от формальной противоречивости простого утверждения: «я сейчас лгу». Этот ряд можно было бы продолжить и знаменитым высказыванием Сократа: «я знаю только то, что ничего не знаю».
Конечно, формальный анализ обязательно обнаружит в нем противоречие, но его кажущаяся неразрешимость имеет глубокий философский смысл, который и представляется актуально значимым на все времена, - ведь недаром же Пифия провозгласила этого древнегреческого мыслителя мудрейшим из эллинов.
Однако большинство его современников сделало «слишком человеческие» выводы: «Раз так, значит, мы ничего не знаем по-настоящему, поэтому нужно слепо верить в отеческие уставы» и «Да, ничего нельзя знать, поэтому нужно стремиться к своей выгоде, успеху и ко всякой силе, дающей выгоду и успех». Глубинное содержание сократовской мысли стало ясно значительно позже. Мы читаем у Вл. Соловьева: «Чтобы действительно достигнуть того, что единственно достойно достижения, первое условие - отвергнуть все, что не таково, вменить все прочее в ничто… Первое условие истинной философии есть нищета духовная. Удивительное предварение первой евангельской заповеди». Сократ не радовался нищете своего знания, а осуждал мнимое богатство и самодовольство. «Объявление о своем незнании было для Сократа лишь первым началом его искания, духовная нищета вызывала в нем духовный голод и жажду».
Если, имея все это в виду, мы с философических высот спустимся на нашу грешную землю, а из античности вернемся в наше время, то поразительным образом обнаружим, что большинство проблем, связанных с развитием, накоплением и систематизацией знания, вращается как раз на оси сократовской сентенции и различного понимания ее смысла. Истоки разделения науки и лженауки, образования и образованщины, культуры и псевдокультуры находятся, по моему мнению, внутри человека, в его отношении к своему собственному знанию. Кто уверен, что знает истину, тот не дорого ценит мнение инакомыслящих и готов с ними разобраться или в споре, или в кровавой битве. Кто считает, что владеет большими знаниями и учит жить, заколачивая на этом деньги, понимает ли он, что многознание уму не научает?..
Cегодня многим становится ясно, что наука вопреки ожиданиям не создала и, по-видимому, в ближайшее время не создаст приемлемого «научного мировоззрения», той базы, фундамента, на котором можно начать строительство давно ожидаемого памятника человеческому гению. Сегодня даже выдающемуся уму просто не хватит времени, чтобы впитать в себя все достижения цивилизации и культуры. Сегодня слово «мудрец» выпадает из повседневного лексикона, а ведь когда-то именно так с почетом именовали людей, знающих ВСЕ, то есть так о них говорили, ибо они понимали суть вещей.
При этом не совсем ясно, способствует ли преодолению информационного избытка знания тенденция интеграции наук (и знаний), которая характеризуется стремлением к единому описанию явлений мира, единой науке, единой теории, единому информационному пространству и вообще к поиску в природе Единого? И как эта тенденция согласуется с необходимостью синтеза в сознании Целого, то есть воспитания цельного миропонимания, простого и ясного взгляда на вещи и мир, где мудрым считался бы тот, кто понимает бездну своего незнания, а глупым оставался тот, кто о своем незнании даже не догадывался? Какую роль в задаче синтеза знаний должны сыграть вычислительные средства и глобальные коммуникации, применяя которые, мы часто выдаем желаемое за действительное?..
«Имеем знания обо всем» - рекламируют создатели поисковую машину, выдающую десятки тысяч ссылок, абсолютное большинство которых никогда не пригодится. «Я знаю только то, что ничего не знаю» - говорил Сократ, давая понять, что владеет знанием лишь тот, кто там, внутри себя искренне уверен, что его знания ничего не стоят и познание только начинается. Парадокс? Нет, духовный подвиг, ибо объявить о своей духовной нищете среди кажущегося богатства - не просто.
[i42301]