Вокруг мобильных телефонов
АрхивВ прошлый раз мы остановились на том, что директор ООО "Триада-М" г-н Селютин В. Г. подал жалобу в прокуратуру на противоправные действия оперуполномоченных МОБЭП УВД г. Волгограда капитана Колпакова С. И. и капитана Пыркова В. Н., конфисковавших телефоны, которыми торговал магазин "Гигагерц", принадлежащий вышеупомянутому ООО. Продолжим рассказ.
Продолжение. Начало в #421
В прошлый раз мы остановились на том, что директор ООО «Триада-М» г-н Селютин В. Г. подал жалобу в прокуратуру на противоправные действия оперуполномоченных МОБЭП УВД г. Волгограда капитана Колпакова С. И. и капитана Пыркова В. Н., конфисковавших телефоны, которыми торговал магазин «Гигагерц», принадлежащий вышеупомянутому ООО.
Продолжим рассказ. Но прежде я сделаю небольшое отступление, чтобы прояснить одну деталь. Будучи генеральным директором ЗАО «Байярд-Славия Коммуникэйшнс», я приобрел огромный опыт правового взаимодействия с силовыми структурами. Учитывая нарастающий в последние годы беспредел сотрудников органов и помня народную мудрость о том, что за одного битого двух небитых дают, я согласился работать по совместительству в ООО «Б.О.С.плюс» начальником отдела продаж. Итак, 30 октября 2001 года в магазин «Гигабайт» вошли трое, целеустремленно двинулись к витрине с сотовыми телефонами и потребовали консультанта показать модель Siemens A40. Консультант Решетнева Е. В., подав молодому человеку аппарат, начала было рассказывать о его технических характеристиках и эксплуатационных свойствах. Но покупателя это явно не интересовало. Перебив консультанта, он сказал: «Беру. Сколько стоит?» Решетнева назвала цену и, проверив работоспособность аппарата, выписала товарный чек и заполнила гарантийный талон.
Уплатив деньги и получив телефон, эти люди вдруг назвались сотрудниками УБЭП, объявили, что они произвели контрольную закупку, и потребовали показать разрешение на продажу сотовых телефонов. Я, в свою очередь, попросил предъявить документы, но они отказались это сделать, мотивируя тем, что показали удостоверения консультанту (Решетнева сообщила мне, что запомнила только фамилию и должность того из них, кто осуществлял покупку: оперуполномоченный УБЭП лейтенант Попов Анатолий Сергеевич).
Я все же настоял на своем, и консультант Решетнева записала номера удостоверений, фамилии и должности сотрудников УБЭП. Затем я попросил ее позвонить в ООО «Триада-М» и вызвать в магазин «Б.О.С. Плюс» его представителей, так как Попов А. С. заявил, что он «пришел с конкретной целью - отнять телефоны, и он их отнимет!» Тут надо заметить, что «Гигагерц» совершенно официально, по договору с ООО «Б.О.С.плюс», поставляет последнему для продажи сотовые телефоны и аксессуары к ним.
Генеральный директор ООО «Триада-М» напомнил мне, что есть предписание ТУ МАП по Волгоградской области «О прекращении нарушения Антимонопольного законодательства» от 1 октября 2001 года, в котором территориальное Управление МАП РФ по Волгоградской области и республике Калмыкия предписывает Управлению Госсвязьнадзора по Волгоградской области прекратить нарушения антимонопольного законодательства, то есть не совершать действия, направленные на ущемление интересов хозяйствующих субъектов и ограничение их самостоятельности, в том числе не требовать у хозяйствующих субъектов получения (наличия) разрешений на реализацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств до введения в действие нормативного акта, регулирующего порядок их оформления. Кроме того, в п. 3 Решения МАП РФ № 04-5/2752 от 05.10.2001 г. (одна из копий которого направлена начальнику МОБППР при ГУВД Волгоградской области Архипову В. В.) указано: «Рекомендовать ГУВД Волгоградской области обеспечить соответствие действий его сотрудников их компетенции и полномочиям, не допускать совершения противоправных действий, ограничивающих самостоятельность хозяйствующих субъектов, ущемляющих их интересы и могущих привести или ведущих к ограничению конкуренции». Показав Попову копии вышеуказанных документов, я сказал, что его действия в свете вышеупомянутого решения МАП РФ противоправны и попросил объяснить, на каком основании он действует и есть ли у него соответствующее постановление или предписание на совершение этих действий. Но в ответ услышал, что ему (Попову А. С.) «совершенно наплевать на все решения МАП, что он пришел отнять сотовые телефоны, и добьется этого любой ценой. Мне никаких постановлений не нужно. Я - ОПЕР, понял! И буду делать, что хочу». И добавил, что якобы «видел некое решение суда, из которого следует, что сотовые телефоны он может отнимать когда угодно и у кого угодно». Я попросил показать мне документ, на который ссылается Попов, или хотя бы назвать его реквизиты.
Документа или его копии, «как назло», не оказалось. Какой суд и какого числа лейтенант Попов тоже не помнил. Однако признался, что ему дана команда сверху - изъять сотовые телефоны. И добавил: раз в ООО «Б.О.С. Плюс» нет разрешения на продажу сотовых телефонов, сделать это будет очень легко.
Затем Попов, узнав адрес магазина ООО «Б.О.С. Плюс», попросил одного из пришедших с ним кому-то позвонить. Тот вынул сотовый телефон, и я услышал: «Привет! Вы где? Готовы? Давайте подъезжайте». Минут через десять приехали вызванные по телефону понятые, поздоровались с Поповым и его командой за руку и поинтересовались, как тут дела. Попов, заметив, что я все видел и слышал, подошел ко мне и велел снять кассу (видимо, для того, чтобы исключить мое присутствие при изъятии телефонов и общение с липовыми понятыми). Я прошел в кассу, снял отчет без гашения, по приказанию Попова вынул из кассы деньги и пересчитал у него на глазах. Посмотрев на коробку с деньгами, Попов ехидно ухмыльнулся и сказал, что деньги изымает на том основании, что обнаружил в кассе излишки. Я пояснил, что это не излишки, а внесенные в кассу до начала рабочего дня 2511 рублей в мелких купюрах и монетах (вплоть до десятикопеечных), что разрешается Правилами совершения кассовых операций, и показал чек, снятый на начало дня (без гашения), в котором и отражено внесение денег в кассу (чек снят в 9.45). Попов, посмотрев на чек, заявил, что «его это не интересует», что он ожидал увидеть в кассе только деньги, пробитые в течение рабочего дня. И на этом основании он деньги изымает.
Тогда я заметил, что следует составить протокол, в котором необходимо указать номера изъятых купюр, их описание и количество. Попов побагровел и начал кричать на меня: «Это не твое дело. Я сам знаю, что и как надо делать». Я не стал перечить, разумно полагая, что чем больше правил он нарушит, тем глубже сядет (в лужу). Протокол изъятия денег составлен не был. Вместо этого, по приказу Попова А. С., факт изъятии денег был зафиксирован в протоколе осмотра. Попов А. С. взял коробку с деньгами в свои руки и, грубо рявкнув «Стой здесь и никуда не двигайся!», унес ее.
Через некоторое время на столе, рядом с коробкой с сотовыми телефонами, я с удивлением увидел вторую коробку - с деньгами. Обе уже были опечатаны. Как выяснилось, никто из сотрудников магазина не видел, кто и когда принес деньги. Коробки укладывали сотрудники милиции, но понятые при опечатывании не присутствовали. Это же подтвердили Селютин и Воронов. Консультант Решетнева сказала, что подписать коробку с деньгами при опечатывании ее заставили силком, хотя она возражала, так как не присутствовала при их пересчете и не видела, кто их принес, откуда и когда. Ей также отказали во внесении возражений по существу дела в протокол осмотра. На листках, приклеенных скотчем к коробкам с изъятыми телефонами и деньгами, заставили также расписаться Селютина В. Г. После чего заметно успокоившийся и вмиг подобревший Попов и его сопровождающие забрали коробки и ушли, сказав: «Мы позвоним через час и скажем, куда прийти и когда».
Я так подробно рассказываю о произошедшем по той причине, что действия оперуполномоченного УБЭП КМ ГУВД Волгоградской области лейтенанта Попова А. С. и других сотрудников милиции при контрольной закупке, проверке торговли в магазине «Гигабайт» ООО «Б.О.С. Плюс», изъятии материальных ценностей и денежных средств грубо нарушают законодательство РФ (в частности, КоАП РФ, Закон РФ «О милиции» и др.) и препятствуют коммерческой деятельности.
Остается много вопросов, вразумительного ответа на которые, возможно, придется ждать долго. К чему этот маскарад? К чему самоуправство (кстати, уголовная статья)? Очень нужны телефоны? Или нужно, чтобы продавали их не все, кто хочет? Или делиться надо? Наивно полагать, что этого не осознают сами «проверяющие». Тем более должны понимать их начальники. Телефоны, ясное дело, нужны всем. Напугать бизнесменов - выгодно чинам повыше (а если оперы переусердствуют, компроматик на них ляжет в стол начальника). Ну а операм - хочется, по молодости, самоутвердиться. Эти предположения, конечно, чисто умозрительны и носят вероятностный характер, но дальнейшие события лишь подтверждают их справедливость.
[i42248]
КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА
Михаил Сафаров
Вокруг разрешения на реализацию радиоэлектронных средств (РЭС) сложилась неопределенная правовая ситуация, выраженная в отсутствии надлежащим образом утвержденного и зарегистрированного в Министерстве Юстиции РФ порядка выдачи разрешений на приобретение радиоэлектронных средств и разрешений на их реализацию.
Как известно, пунктом 7 документа «Особые условия приобретения радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств», утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 года № 832 1 определено, что реализация (поставка, оптовая и/или розничная продажа) РЭС на территории РФ осуществляется торгующими организациями на основании разрешений, выдаваемых органами службы Госсвязьнадзора России. При этом порядок оформления упомянутых разрешений устанавливается Главным Управлением государственного надзора за связью в РФ 2.
Во исполнение указанного Постановления Министерством Связи РФ принимались попытки разработать и утвердить порядок и форму разрешений на реализацию РЭС. Так, Приказом Минсвязи России № 45 от 30 марта 2000 года такой Порядок был утвержден, но затем был отменен, в целях приведения ведомственных нормативных актов в соответствие с действующим законодательством РФ.
Сегодня же, контролирующие органы пытаются аргументировать необходимость наличия разрешений на реализацию РЭС целым рядом ведомственных нормативных документов. Например, представители Волгоградского УГСН ссылаются на «Порядок оформления разрешений на приобретение РЭС И ВЧУ на территории РФ», утвержденный начальником ГСН РФ 24 декабря 1996 года. Но этот документ, разработанный, кстати, еще до Постановления № 157, не определяет порядок оформления разрешений на реализацию РЭС. Указание Главного Управления ГСН РФ № 00050 от 24 апреля 2000 года также не может служить основанием к наличию разрешений на реализацию РЭС, так как в настоящее время отменено 3.
Особенно интересен такой документ, как письмо Главного Управления ГСН РФ № 00122 от 30 ноября 2000 года «О порядке выдачи разрешений на реализацию РЭС». В нем говорится: «До разработки, утверждения и государственной регистрации «Порядка оформления разрешений на приобретение РЭС и ВЧУ и разрешений на их реализацию», разрешения на реализацию выдавать сроком на 1 год, по форме, предусмотренной указанием ГСН РФ от 24 апреля 2000 года № 00050». То есть письмо содержит указание на отмененный и не действующий ныне документ.
Помимо этого, письмо № 00122 затрагивает очень важный вопрос - о необходимости государственной регистрации нормативного акта в Министерстве юстиции РФ. Ответ на вопрос относительно регистрации анализируемого нормативного акта, конечно, неочевиден. Но все же такой ответ существует, стоит только внимательно проанализировать соответствующие документы 4. После этого можно сделать однозначный вывод: нормативный акт, устанавливающий порядок выдачи разрешений на реализацию РЭС, является актом, имеющим межведомственный характер, и подлежит обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ.
В Волгограде сложилась определенная административная практика, позволяющая сделать вывод, что привлекать к ответственности за отсутствие разрешений можно только по статье 137 КоАП РФ. Изложенная выше позиция об отсутствии Порядка оформления разрешений на реализацию РЭС подтверждена Решением ТУ МАП по Волгоградской области от 1 октября 2001 года.
Правоохранительные органы, действуя в правовом вакууме, зачастую сами нарушают закон и вовлекают себя в затяжные судебные споры. Все это оказывает крайне негативное действие на рынок в целом, дестабилизирует работу предприятий, продающих не только сотовые телефоны, а и другие радиоэлектронные средства, приводит к росту количества разного рода судебных дел.
Безусловно, ситуация еще полностью не разрешена в правовом смысле: так Решение ТУ МАП по Волгоградской области от 1 октября 2001 года еще может быть обжаловано заинтересованными лицами. До настоящего времени не вступили в законную силу решения и постановления судов по делам о привлечении руководителей предприятий к административной ответственности.
1 (обратно к тексту) - Текст Постановления №832 в редакции постановления Правительства РФ от 25.02.2000 № 157.
2 (обратно к тексту) - Пункт 5 «Особых условий приобретения радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств», утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 года № 832 (в редакции постановления Правительства РФ от 25.02.2000 № 157).
3 (обратно к тексту) - Документ отменен во исполнение предписания МАП РФ № 1-07/92-01 от 23 марта 2001 года, письмом заместителя министра РФ по связи и информатизации № 3817 от 18 мая 2001 года.
4 (обратно к тексту) - Пункт 8 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями от 16 мая 1997 г., 13 августа 1998 г.).
Пункт 10 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009, с изменениями от 11 декабря 1997 г., 6 ноября 1998 г., 11 февраля 1999 г.).
Пункты 12 и 15 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (утв. приказом Минюста РФ от 14 июля 1999 г. № 217).