Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Вокруг мобильных телефонов

Архив
автор : Наиль Мурзаханов   20.11.2001

В мае 2000 года одна из волгоградских компаний решила выделить торговлю телефонными аппаратами в самостоятельное направление. Найдя компаньона, она учредила ООО "Триада-М", зарегистрировала за ней торговую марку "Гигагерц" и открыла одноименный магазин, торгующий телефонными аппаратами для сетей ТфОП, мини-АТС, сотовыми аппаратами стандарта GSM и сопутствующими товарами.

Если Солнце всходит и заходит, значит, это кому-то нужно.
Народное

Телефонные аппараты сотовых сетей и бытовые радиотелефоны относятся к так называемым радиоэлектронным средствам связи (РЭС). Существует постановление Правительства РФ от 17.07.96 № 832 «Об утверждении особых условий приобретения РЭС и высокочастотных устройств» (с изменениями от 7.08.98 и 25.02.00). В п. 7 последней редакции Постановления говорится, что реализация РЭС и высокочастотных устройств (ВЧУ) осуществляется на основании разрешений, выдаваемых органами Госсвязьнадзора РФ (ГСН). В том же Постановлении в п. 5 говорится, что порядок оформления разрешений устанавливается Главным управлением ГСН. Вот тут-то и возникает тупик. Порядок оформления разрешений по сей день не разработан Госсвязьнадзором и не утвержден Минюстом. А раз нет действующего нормативного документа, налагать административные взыскания неправомерно.

В мае 2000 года одна из волгоградских компаний решила выделить торговлю телефонными аппаратами в самостоятельное направление. Найдя компаньона, она учредила ООО «Триада-М», зарегистрировала за ней торговую марку «Гигагерц» и открыла одноименный магазин, торгующий телефонными аппаратами для сетей ТфОП, мини-АТС, сотовыми аппаратами стандарта GSM и сопутствующими товарами. В магазине также осуществлялось подключение желающих к сети GSM местного оператора ЗАО «Волгоград-GSM». Продажи росли, и «Гигагерц» стал открывать новые торговые точки. Здесь сделаем небольшое отступление. Администрация «Гигагерца» сразу решила, что магазин будет продавать только сертифицированные телефоны и не из «серых поставок», и в конце концов выбрала 4-5 поставщиков из Москвы и Санкт-Петербурга, у которых аппараты отвечали всем требованиям законной реализации в России. Предлагаемый «Гигагерцем» ассортимент РЭС состоял, грубо говоря, из двух категорий, в регламентирующих документах названных так:

  • бесшнуровые телефонные аппараты с мощность излучения не более 10мВт, работающих в полосах частот, выделенных ГКРЧ при Минсвязи РФ;

  • абонентские носимые радиостанции сотовых сетей федеральных стандартов.

Как известно, существует государственный надзор за связью и информатизацией. В частности, регламентирован порядок приобретения, эксплуатации и реализации РЭС и ВЧУ. Но эти понятия охватывают практически весь спектр бытовой радиоэлектроники. Поэтому существуют (и постоянно корректируются) перечни РЭС и ВЧУ, на которые регламентирующий список не распространяется (забегая вперед, отметим, что для вышеназванных двух категорий РЭС не требуется разрешений на покупку и эксплуатацию). Причем можно говорить только о тех регламентирующих документах, которые изданы для ознакомления и зарегистрированы в Министерстве юстиции. 25 февраля 2000 года выходит последняя на сегодняшний день редакция Постановления Правительства № 157, в пункте 7 которого говорится о необходимости введения «Разрешения на реализацию…», но там же, в п. 5, содержится поручение Минсвязи РФ разработать и внести в Правительство проект правил продажи РЭС. Администрация «Гигагерца» осенью 2000 года отправляет своего менеджера в местное управление ГСН, чтобы выяснить, что нужно для получения разрешения. В беседе заместитель начальника Волгоградского управления Госсвязьнадзора г-н Гречишников В. А. сообщил, что порядок еще не разработан, а потому работайте пока без разрешения.

Тем не менее 19 июля 2001 года сотрудники МОБППР ГУВД Волгоградской области приходят в «Гигагерц» и требуют предъявить разрешение на реализацию… нет не РЭС, а бесшнуровых телефонов, которого у «Гигагерца», разумеется, нет. Составляется протокол № 000952 об административном правонарушении по ст. 137 КоАП РФ и выписывается предписание о прекращении реализации бесшнуровых телефонов (а заодно и радиотелефонов) до получения пресловутого разрешения. Но самое удивительно, что, требуя предъявить разрешение, милиционеры ссылались на письмо №1-1/287 от 27 января 1999 г. (обратите внимание на дату!) зам. начальника УГСН по волгоградской области г-на Гречишникова! Знакомая фамилия?..

Позже УГСН по Волгоградской области вынесло постановление № 20 от 29.08.01 о наложении штрафа на генерального директора «Гигагерца» г-на Селютина В. Г. в размере 2000 рублей. Генеральный директор подает жалобу на необоснованное привлечение к административной ответственности, но суд выносит решение не в его пользу (в настоящее время подана кассационная жалоба).

Администрация «Гигагерца» опять обращается в УГСН, там отвечают: да, разрешение необходимо, но выдачей занимаются не они, а Радиочастотный центр (РЧЦ). Но прежде чем обратиться в РЧЦ Южного федерального округа, «Гигагерц» изучает нормативные документы и обнаруживает, что порядок получения спецразрешений на реализацию РЭС до сих пор не разработан и не утвержден Минюстом России, а значит, не может носить обязательного характера. Тем не менее, «Гигагерц» направляет письмо (исх. № 61 от 24.07.01) в местное отделение РЧЦ, в котором просит разъяснить порядок получения разрешения; сообщить, необходимо ли оно для бесшнуровых телефонов и аппаратов сотовых сетей федеральных стандартов, а также сослаться на нормативные документы. В ответе начальника отдела по Волгоградской области Радиочастотного центра Южного федерального округа г-на Серова А. М. заявляется о необходимости получения разрешения на реализацию РЭС в обязательном порядке.

В преамбуле этого официального ответа - только ссылки на 157-е постановление Минсвязи и внутриведомственные приказы (которые не имеют юридической силы).

Руководство «Гигагерца» обращается в ТУ МАП по Волгоградской области с просьбой рассмотреть вопрос о правомерности требования получения разрешения. 17 сентября 2001 года МАП вынес определение о возбуждении дела № 305 по признакам нарушения ст. 8 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» в отношении Волгоградского отдела Радиочастотного центра Южного федерального округа и Управления государственного надзора за связью по Волгоградской области. 1 октября 2001 года комиссией ТУ МАП России по Волгоградской области дело было рассмотрено. В своем решении МАП однозначно дает понять, что пока порядок не разработан и не утвержден в Минюсте, требовать получение такого разрешения неправомерно, и выписывает предписание УГСН не требовать наличия вышеупомянутого разрешения.

В ответ УГСН уведомило МАП о прекращении административной практики по проверке наличия вышеупомянутых разрешений до принятия соответствующего решения. Но как выяснилось позже, это, мягко говоря, было неправдой, так как с конца сентября по дилерским точкам ЗАО «Волгоград-GSM», занимающимся реализацией сотовых телефонов стандарта GSM, начались рейды сотрудников городского МОБЭП УВД, которые при отсутствии разрешения конфисковывали телефоны. Многие предприниматели сняли телефоны с продажи, чтобы избежать конфискации. «Гигагерц», принимая во внимание вышеуказанные документы, продолжал реализацию в полном объеме, тем не менее 10 октября оперуполномоченные МОБЭП УВД г. Волгограда капитан Колпаков С. И. и капитан Пырков В. Н. на глазах сотрудников магазина, достав чистый бланк предписания с печатью и подписью начальника (надеюсь, в Волгоградской прокуратуре прочитают эту статью!) и вписав туда название организации, потребовали предъявить на сотовые телефоны (бесшнуровые на этот раз их не заинтересовали) сертификаты, справки ГТД и разрешение на реализацию. Сертификаты были предъявлены, аппараты имели все маркировочные данные РСТ и ССЭ. Справок ГТД не могло быть, так как «Гигагерц» не является импортером, однако были предъявлены накладные и счета-фактуры, но это не удовлетворило оперуполномоченных, и в акте появилась первая запись: отсутствие справок ГТД. Вместо разрешения руководство «Гигагерца» предъявило решение и предписание МАП о прекращении практики истребования разрешений на реализацию РЭС, на что милиционеры ответили, что «МАП им не указ». Так появилась вторая запись в акте: отсутствие разрешения на реализацию. Финалом проверки стало изъятие всех сотовых телефонов, предназначенных для продажи. В ходе проверки и изъятия были допущены нарушения процессуального характера (см. жалобу Селютина В. Г. от 12.10.01). К тому же надо отметить хамство проверяющих и угрозы «закрыть в камеру на трое суток для выяснения личности». 11.10.01 на основании нарушений, указанных в акте о проверке, капитаном Колпаковым и капитаном Пырковым составлен протокол № 031 о нарушении директором «Гигагерца» ст. 146.3, и дело было передано в суд. В свою очередь, директором «Триада-М» Селютиным В. Г. прокурору города Волгограда г-ну Волколупову Е. В. вручено заявление с просьбой проверить законность действий оперуполномоченных. Сильный документ - его можно рекомендовать как пособие по обороне от любителей наживы из ОБЭП.

Примечание. Электронные копии всех упомянутых документов имеются в редакции. - С.Л.

Продолжение следует

[i42146]

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.