Тридцатник
АрхивНа этой неделе мне пришло сообщение от компании Intel, в котором та сама себя и поздравляла со знаменательной датой - микропроцессору "стукнуло" тридцать лет. Отсчет компания ведет от Intel 4004, появившегося в 1971 году - я тогда только в школу пошел, и даже слова "ЭВМ", кажется, не было.
На этой неделе мне пришло сообщение от компании Intel, в котором та сама себя и поздравляла со знаменательной датой - микропроцессору «стукнуло» тридцать лет. Отсчет компания ведет от Intel 4004, появившегося в 1971 году - я тогда только в школу пошел, и даже слова «ЭВМ», кажется, не было. А так ли уж знаменательна дата? Ведь изобретением это назвать трудно - просто реализация процессора в виде одной микросхемы.
В сообщении Intel сказано, что «сегодня в вашем доме живут более сорока разновидностей микропроцессоров». Насчет разновидностей, пожалуй, спишем на отсутствие адаптации перевода пресс-релиза к российской действительности, а вот по количеству Intel почти попал в точку: я навскидку насчитал в своей квартире 38 микропроцессоров, не принимая в расчет гору морально устаревшего «железа», лежащего в шкафу «на всякий пожарный» (и в качестве источника электронных компонентов). Причем не учитывая всевозможных узкоспециализированных микроконтроллеров, коих в том же компьютере не один и не два. Откуда так много? А вы попросите посчитать то же самое нашего главного редактора, у него, наверное, только в карманах больше наберется.
Сейчас даже осведомленные в области компьютеров люди не всегда могут с уверенностью сказать, что реализовано с использованием микропроцессора, а что без него. Но мне кажется, дело тут не в «нажрались», как выразился редактор нынешней темы номера. Проще надо относиться к достижениям прогресса. Чудо техники середины прошлого века - транзисторы - тоже когда-то были наперечет (вспомните радиоприемники, на передней панели которых красовалась гордая надпись «7 транзисторов»). Тот же Intel ведет сегодня счет полупроводниковым переходам на миллионы, и ничего - привыкли. Так привыкли, что мне, периодически вспоминающему схемотехнику, уже не интересны справочники - есть десяток типов тех же транзисторов, которые я помню без справочника и применяю, а остальное - разве что для особо сложных случаев. Так же и с микропроцессорами: сегодня уже можно не выбирать их по функциональности, а применять то, что нравится и известно, благо цены позволяют относиться к электронике довольно расточительно. Ведь каких-то двадцать лет назад мне было жаль рисовать транзистор в схеме «токового зеркала» - он же функционирует там как диод! А десять лет назад схема, управляющая единственным шаговым двигателем и использующая микроконтроллер, тоже считалась роскошью не слишком позволительной. Еще через десять или двадцать лет мы придем к тому, что лишь поколение «старых компьютерщиков» будет понимать, да и то приблизительно, что за электронная начинка находится в обычных вещах. Не «нажрались», а вышли на новый уровень: пищи вдоволь - можно и о душе подумать.
В свете вышесказанного микропроцессор можно считать долгожителем. Старая добрая фон-неймановская архитектура хоть и обросла всевозможными расширениями, но осталась простой и практичной, видимо, благодаря интуитивно-понятной логике работы. Впрочем, пройдет еще немного времени, и архитектура окончательно потеряется под всевозможными средствами облегчения жизни вроде новых средств разработки и языков программирования, предназначенных для описания не последовательности действий, а ситуаций или состояний, а то и вовсе под системами самообучения. И тогда уже будет не важно, что за «железо» использовано в каждом конкретном случае и сколько ему лет. Но сам микропроцессор, как функционально законченный элементарный исполнитель, никуда не денется, и, надеюсь, мы еще отметим не один его юбилей. Новым, функционально законченным устройствам будущего (однокристальный телевизор, к примеру, или компьютер) занять место в одном ряду с транзистором и микропроцессором вряд ли суждено, но что-нибудь этакое, достойное юбилея, мы обязательно увидим, дайте только срок.
[i42101]