Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Россия, которую мы открываем

Архив
автор : Юрий Красильников   06.11.2001

Публикация статьи "Цветные фотографии черно-белой эпохи" вызвала живой читательский интерес. Среди откликов было много вопросов о том, как отыскать и самостоятельно получить цветные фотографии с черно-белых снимков, сделанных в начале прошлого века русским фотографом С. М. Прокудиным-Горским. К удовлетворению редакции один из наших читателей нашел время поделиться своим опытом обработки цифровых копий фотоснимков в домашних условиях. - Вадим Иванченко.

Публикация статьи «Цветные фотографии черно-белой эпохи» («КТ» #415) вызвала живой читательский интерес. Среди откликов было много вопросов о том, как отыскать и самостоятельно получить цветные фотографии с черно-белых снимков, сделанных в начале прошлого века русским фотографом С. М. Прокудиным-Горским. К удовлетворению редакции один из наших читателей нашел время поделиться своим опытом обработки цифровых копий фотоснимков в домашних условиях. - Вадим Иванченко.

Посетив на сайте Библиотеки Конгресса виртуальную выставку цветных фотографий Прокудина-Горского еще весной этого года, я был удивлен тем, что один из экспонируемых на ней снимков - монастырь Нилова Пустынь - был сделан в моих родных местах, вблизи города Осташкова Тверской области. В результате просмотра всей коллекции русского фотографа я нашел почти полсотни снимков, сделанных в Осташкове и его окрестностях весной 1910 года. Некоторые из них были представлены в цвете, но подавляющее большинство оставались черно-белыми. Непреодолимое желание узнать какой была моя «малая родина» в красках почти век назад, подвигла меня самостоятельно заняться синтезированием цветных изображений по трем цветоделенным кадрам Прокудина-Горского с использованием графического редактора Photoshop.

История техники знает немало случаев, когда простую, по сути, идею оказывалось весьма сложно реализовать на практике. Способ получения цветного изображения методом цветоделения впервые продемонстрировал знаменитый физик Дж. Максвелл в 1861 году, однако понадобилось еще полвека, чтобы преодолеть многие технические проблемы. Одной из главных задач, которые решил Прокудин-Горский при реализации метода цветной фотографии, - правильная цветопередача. Для этого три изображения, сделанные в основных цветах, должны иметь одинаковую оптическую плотность. Проведя ряд экспериментов с различными светофильтрами и фотоматериалами, он остановился на фотопластинках фирмы «Ильфорд», которые он дополнительно сенсибилизировал 1 по собственному рецепту. Кроме того, Прокудин-Горский изготовил собственной конструкции фотокамеру, позволяющую получать три изображения в основных цветах почти одновременно - интервал между съемкой отдельных изображений составлял всего лишь около одной секунды.

Прежде чем приступать к обработке цифровых копий снимков русского фотографа, надо иметь в виду, что разработанный им метод не годился для съемки движущихся объектов: они получались на фотографиях в виде несовпадающих цветных силуэтов. Кроме того, сегодня мы не знаем ни характеристик светофильтров (кратность, полоса пропускания), использовавшихся при съемке, ни спектральной чувствительности фотопластинок (их давно не выпускают), ни способ их сенсибилизации фотографом; не известны нам ни характеристики объектива, ни механика аппарата. Тем не менее, с помощью компьютера из фотографий можно довольно просто получить высококачественные цветные изображения.

Все отсканированные снимки находятся в свободном доступе на сервере Библиотеки Конгресса. Поэтому их обработка по силам любому, имеющему доступ в Интернет и способному обращаться с программой для редактирования снимков. Доступ к оцифрованным фотографиям Прокудина-Горского и его фотоальбомам можно получить через страницу поиска, с набором форм и ссылок, с помощью которых осуществляется поиск по названиям фотографий, по описаниям к ним, тематический поиск, поиск по номерам фотографий в каталоге библиотеки. Все данные представлены как по-русски (в латинской транскрипции), так и по-английски. Можно последовательно просматривать все отсканированные фотоизображения (свыше двух с половиной тысяч), все цветные фотографии (свыше сотни), а также страницы фотоальбомов, разделенные на 12 тем: «Виды Оки и Суздаля»; «Виды верхней Волги от Калязина до Макарьева»; «Виды Урала и Западной Сибири»; «Виды верхней Волги от истока на Валдайской возвышенности до Калязина», «Виды Средней Азии»; «Виды памятных мест войны с Наполеоном»; «Виды Кавказа»; «Виды Уральского промышленного региона»; «Виды Мурманской железной дороги»; «Виды Мариинской водной системы». В фотоальбоме «Церковная утварь» находятся не только фотографии крестов и богослужебных книг, но и церквей и монастырей Ростова Великого, Переславля, Александрова, Владимира. А под скромным названием «Этюды в России и за рубежом» можно найти, например, фотографии Л.Н.Толстого и его дома в Ясной Поляне, снимки питерского «Спаса на крови» и итальянских средневековых соборов… Все изображения доступны в нескольких разрешениях: низком - для предварительного просмотра, среднем - для просмотра на экране и высоким: TIFF-файлы, пригодные для публикаций (они весьма велики - отсканированная фотопластинка с тремя цветоделенными кадрами занимает около 70 мегабайт).

Рассмотрим для примера фотографию «Старинная часовня на набережной Осташкова» (фото 1). Ее можно найти по номеру 01107 на странице поиска. Название снимка, правда, не вполне точное 2: эта часовня - Вальский столп - находится довольно далеко от берега Селигера.

Для начала лучше работать с изображением среднего разрешения, на котором хоть и нет мелких деталей, однако файл имеет небольшой размер (84 кБ).



Итак, имеем черно-белое изображение с тремя кадрами (фото 1): «синим» вверху, «зеленым» в середине и «красным» внизу. Первое, что нужно сделать - свести три кадра в один цветной. Для этого скопируем выделенные в исходном файле фрагменты изображения и поместим их в соответствующие цветовые каналы нового RGB-файла. Высота «зеленого» кадра на фотопластинках Прокудина-Горского, как правило, больше, чем двух остальных, поэтому начинать выделение кадров лучше именно с него. Если мы будем непосредственно вставлять выделенные фрагменты в цветовые каналы, то именно после выделения «зеленого» кадра следует создавать RGB-файл того же размера, что и выделенный кадр. При выделении «синего» и «красного» кадров нужно следить, чтобы их размер в пикселях был точно такой же, как и у выделенного ранее «зеленого» (размер в процессе выделения прямоугольного фрагмента можно контролировать по панели Info). Соединить три изображения в одном можно также операцией «Merge Channels». Для этого необходимо сохранить каждый «цветной» кадр в отдельном tiff-файле. Важно, чтобы эти изображения имели тип Grayscale 8 bit и одинаковый размер. При выполнении операции «Merge Channels» нужно указать тип результирующего изображения (RGB), а затем задать, в какой цветовой канал будет послан каждый из трех черно-белых кадров.

Теперь у нас есть цветное изображение (фото 2), но пока оно, увы, не радует глаз: цвета сильно смещены друг относительно друга. Увеличив для более легкого сведения цветов масштаб изображения до 300% с помощью панели Channels, поочередно совместим цветовые каналы друг с другом, после чего отрезаем цветные полосы по краям изображения (фото 3).

Результат выглядит терпимо, но цвета несколько блеклые. Чтобы сделать их более яркими, можно либо применить операцию Auto Levels из меню Image/Adjust, либо вручную откорректировать уровни цветов с помощью Image/Adjust/Levels. Во втором случае нужно для каждого из цветовых каналов (R, G и B) переместить левый и правый указатели под гистограммой так, чтобы они ограничивали реальный диапазон яркостей в данном канале, а вне указателей были бы пустые участки гистограммы. Ручная корректировка уровней более трудоемка, но позволяет избавиться от нежелательных цветовых оттенков (фото 4).

Главный недостаток полученного изображения - его скромные размеры, всего примерно 350х300 пикселей. Он едва годится для просмотра на экране, а для распечатки на принтере этого слишком мало. Увы, чтобы получить более качественное изображение, необходимо скачать с сервера Библиотеки Конгресса несжатый TIFF-файл высокого разрешения размером около 70 мегабайт. Через модемное соединение это сделать достаточно затруднительно. Видимо, более реален другой путь: выбрать нужные файлы, записать их URL и обратиться в какую-либо организацию, которая возьмется перекачать указанные файлы и записать их на компакт-диск.

Обработка файлов с высоким разрешением проводится так же, как описано выше. Следует иметь в виду, что эти изображения имеют формат Grayscale 16 bit, поэтому перед их преобразованием в цветные нужно уменьшить глубину цвета до 8 бит с помощью Image/Mode. Кроме того, tiff-файлы высокого разрешения и полученные из них кадры довольно велики, и обработку желательно вести на компьютере с достаточным количеством оперативной памяти (не менее 128 Мб), в противном случае машина будет в основном заниматься перекачкой информации между диском и оперативной памятью, что сильно замедлит процесс редактирования.

При обработке больших файлов наблюдается неприятный эффект: невозможно совместить изображения в каналах по всей площади кадра. При точном совпадении в центре на краях кадра возникает небольшое «несведение цветов». Причина этого не вполне понятна. Возможно, объектив, который применял Прокудин-Горский, имел заметную хроматическую аберрацию, и изображения, полученные в разных участках спектра, имели различные пространственные искажения. Однако если необходимо получить изображение, предназначенное для просмотра на экране (600-800 пикселей по одной стороне), то при уменьшении разрешения это несовпадение цветов становится практически незаметным. Но при создании качественной печатной копии фотографии, например, на листе А4, с расслоением цветов придется бороться. Сперва следует более точно свести все три канала в центре кадра. Затем нужно исследовать несовпадение цветов по краям. Далее, выбрав один из каналов в качестве опорного и отметив, как смещены по сравнению с ним характерные детали в других каналах на краях кадра, нужно провести небольшие геометрические преобразования (сжатие/растяжение, реже - повороты, трансформации типа «параллелограмм» и «трапеция») всего кадра или его части. Процесс «сведения лучей» довольно трудоемкий и порой необходимо для получения приемлемого результата нескольких итераций (фото 5). Довольно многие полученные изображения требуют ретуши для скрытия мелких дефектов, появившихся на негативах за почти сто лет хранения.

С подборкой цветных фотографий, полученных таким способом, можно ознакомиться на страницах сайта «Осташков».

И вот передо мной - фотографии родных мест. Некоторые места мало изменились со временем: например, панорама города выглядит почти так же, как сейчас. Но многого уже нет. Старое городское кладбище вместе с церковью окончательно уничтожено тридцать с лишним лет назад. А часовню на улице (фото 6) и церковь вблизи Ниловой Пустыни не помнят даже городские старожилы. Интересно, что снимок ныне не существующей часовни стал сюрпризом даже для сотрудников Осташковского краеведческого музея. Известно, что часовен в память о городских укреплениях было возведено несколько. Сейчас сохранилась только одна, об остальных не осталось практически никаких сведений: ни внешнего вида, ни местонахождения, ни даже точного их числа.

Несомненно, среди фотографий Прокудина-Горского еще найдется немало таких, которые расскажут что-то новое историкам и краеведам. Катерина Семенова, историк из Екатеринбурга, сообщила мне, что при изучении уральской части фотоколлекции Прокудина-Горского на одном снимке отыскалась вделанная в ограду памятная доска, о существовании которой никто не предполагал. Удалось даже прочитать надпись на этой доске, а также по косвенным признакам установить место, где она располагалась. Таким образом, к истории Екатеринбурга добавилась ранее не известная страничка.

Надеюсь, что эта статья поможет тем, кто захочет самостоятельно поработать с фотографиями Прокудина-Горского, и хочу верить, что когда-нибудь совместные усилия разных людей приведут к тому, что мы сможем увидеть в цвете большинство снимков старой России, которую мы вновь открываем.

[i41950]


1 (обратно к тексту) - Способ повышения светочувствительности фотоматериала в различных участках спектра.
2 (обратно к тексту) - Следует сказать, что Прокудин-Горский довольно часто допускал ошибки в описаниях фотографий.
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.