Жизнь изнутри
АрхивНаучно-популярное кино, несколько подзабытое у нас, на Западе было и остается мощным познавательно-развлекательным культурным явлением. Кое-какие ленты попадают и к нам, преимущественно на телевидение, однако настоящие шедевры остаются для России пока недоступными, во многом потому, что сегодня важнейшее из искусств предельно насыщено высокими технологиями, применяемыми как в производстве кинопродукции, так и в прокате.
Научно-популярное кино, несколько подзабытое у нас, на Западе было и остается мощным познавательно-развлекательным культурным явлением. Кое-какие ленты попадают и к нам, преимущественно на телевидение, однако настоящие шедевры остаются для России пока недоступными, во многом потому, что сегодня важнейшее из искусств предельно насыщено высокими технологиями, применяемыми как в производстве кинопродукции, так и в прокате.
В этом смысле показателен фильм «Человеческое тело» (The Human Body) - итог сотрудничества Discovery Pictures и BBC. Лента продолжительностью 45 минут демонстрирует один день из жизни обычной семьи, представленный в не самом обычном ракурсе. Кинематографические технологии, объединенные с новейшими медицинскими методами исследования и возможностями компьютерной реконструкции, позволяют изнутри взглянуть на биологические процессы, которые мы не контролируем и не замечаем. Умирающие нервные клетки, эритроциты, движущиеся по артериям и венам, перевариваемый в желудке помидор, оплодотворяемая яйцеклетка - все это трудно увидеть за пределами исследовательских лабораторий. Новый фильм показывает скрытые стороны физиологической активности поистине крупным планом.
Лента выполнена в технологии IMAX, разработанной небольшой группой канадских специалистов и впервые представленной в Японии на всемирной выставке Expo’70. С тех пор новый формат активно используется для съемок познавательных, развлекательных и образовательных фильмов.
Секрет успеха IMAX, с одной стороны, в особом формате (15/70): на 70-мм кинопленке кадр располагается в продольном направлении, и его площадь в три раза больше, чем у обычного широкоформатного, а с другой - в специально сооружаемых для показа фильмов кинотеатрах. При таких размерах кадра изображение может проецироваться на гигантский экран, не теряя при этом исключительно высокое разрешение, яркость и контрастность. Экран сделан из перфорированного винила или металлических пластин с латексным или металлизированным покрытием для увеличения коэффициента отражения. Его размер может достигать 24 метров в высоту и 30 метров в длину, вес от 320 кг до полутора тонн. Внушительный размер сочетается с особой формой. Технология предполагает использование либо прямоугольного криволинейного, либо купольного экранов. В последнем случае полусфера полностью покрывает все зрительное поле, поскольку ее диаметр составляет. В кинотеатре, оснащенном таким экраном, ничего постороннего не попадает даже в зону периферийного зрения. Купольная конструкция имеет и еще один эффект: она немало усиливает восприятие движения, вплоть до того, что некоторым зрителям становится не по себе.
Специально для кинотеатров IMAX 3-D, где для достижения эффекта объемности синхронно демонстрируются две копии кинопленки, разработаны трехмерные очки, в конструкции которых использованы жидкие кристаллы. Инфракрасные сигналы обеспечивают поочередное открытие и закрытие поляризационных линз и, поскольку эта операция повторяется очень быстро, мозг совмещает образы и формирует одно трехмерное изображение, усиливающее и без того ощутимый эффект присутствия. Впечатления от просмотра во многом зависят и от проектора, который должен совершенно исключить возможность малейшего колебания кадра, хорошо заметного на огромном экране. Проектор оснащен ксеноновой газоразрядной лампой мощностью до 15 кВт и имеет водяное охлаждение; он поддерживает высочайшую стабильность и качество цветопередачи. Его линза - «рыбий глаз» - обеспечивает сфокусированное изображение более чем на 70% поверхности экрана. Наконец, вся система дополняется шестиканальной акустикой либо набором сбалансированных точечных громкоговорителей, разработанных специально для купольных кинотеатров. Одно из последних технологических решений - персональная звуковая система, в которой шесть каналов воспроизводятся через три пары динамиков, установленных в наушниках.
Из-за больших размеров кадра и особенностей технологии, предполагающей высочайшую детализацию изображения, фильмы IMAX существенно сложнее в производстве, чем обычные ленты.
Работа над «Человеческим телом» отняла у кинопроизводителей три года. Для его создания использовался полный набор биомедицинских диагностических средств, включая магнитно-резонансную томографию, ультразвуковое исследование и электронные сканирующие микроскопы. Оптику стандартных эндоскопов пришлось существенным образом модифицировать с тем, чтобы они выводили более подробные изображения, которые отвечали бы требованиям широкого киноформата. Для тепловой съемки использовались технологии и оборудование, позаимствованные у британской армии. Создателям фильма удалось заполучить одну из самых чувствительных тепловых камер, которые только существуют.
В ситуации, когда реальное изображение снять оказалось вовсе невозможно, помогла компьютерная графика. Специалисты, работающие с форматом IMAX, вообще имеют неплохой опыт использования виртуальной технологии. Так, при съемках фильма T-Rex были созданы впятеро более детальные изображения динозавров, чем фигуры ящеров из известного «Парка юрского периода». Столь подробная проработка потребовала применения намного более мощных компьютеров для создания образов и хранения огромного массива информации. «Человеческое тело» также подвергли частичной графической реконструкции. Была нарисована модель живого сердца, проделана компьютерная рентгенография окружающего мира и сконструирован виртуальный анимированный скелет. Принципиальную задачу - получить изображение, максимально точно соответствующее всем физическим и физиологическим параметрам «оригинала» - удалось решить в сотрудничестве с бельгийскими специалистами по компьютерной графике и с канадской компанией, которая занимается медицинской визуализацией.
Количество и многообразие использовавшихся методов и технологий создало немало проблем на стадии работы с уже отснятым материалом. По словам режиссера визуальных эффектов был получен такой объем данных, с которым прежде сталкиваться никому из кинематографистов не приходилось. В целом, как заявляют создатели ленты, без технологических новинок, ставших доступными буквально в последние полгода, фильм не удалось бы создать в том виде, в котором он сейчас демонстрируется.
В общем, что тут говорить, надо идти и смотреть, в любой из полусотни IMAX-кинотеатров, построенных по всему миру, в крайнем случае подождать когда это чудо построят в России (идея уже витает в воздухе), довольствуясь несколькими роликами, представленными на сайте фильма.
[i41948]