Архивы: по дате | по разделам | по авторам

О жаждущем знаний замолвите слово

Архив
автор : Вадим Иванченко   05.11.2001

Сегодня об образовательных услугах в Сети говорится и пишется достаточно много. Трудятся на этой почве в основном научно-педагогические кадры, разрабатывая такие методы и средства обучения, которые сводятся, как правило, к платным дистанционным образовательным услугам и, как следствие, к закрытым информационным ресурсам. Но кто приютит одинокого пилигрима, идущего трудной дорогой самообразования?

Сегодня об образовательных услугах в Сети говорится и пишется достаточно много. Трудятся на этой почве в основном научно-педагогические кадры, разрабатывая такие методы и средства обучения, которые сводятся, как правило, к платным дистанционным образовательным услугам и, как следствие, к закрытым информационным ресурсам. Но кто приютит одинокого пилигрима, идущего трудной дорогой самообразования?

Искони присущее человеку стремление к истине мудрецы называют смыслом жизни. В любом возрасте самостоятельный поиск, получение и усвоение знаний, т.е. то, что мы называем самообразованием, является необходимым, а со временем и достаточным условием удовлетворения жажды познания. На этом пути успех только тогда будет сопутствовать идущему, когда при наличии целевой установки и достаточно сильной мотивации будет выполняться последовательность основных этапов самообучения. Первоначально необходима ориентация в новой предметной области, т.е. обозрение целиком всей изучаемой отрасли знания, как бы с высоты «птичьего полета», усвоение формальной структуры и состава изучаемого предмета, методов и средств, теорий, и гипотез, а также основных источников: учебно-методических материалов и классических трудов по предмету. Второй этап: подбор материала и составление программы самообучения, где необходимо распределить весь объем изучаемой литературы и практических работ по времени и занятиям. После чего можно приступать к работе с основным материалом, т.е. методичному усвоению информации и/или навыков, которое завершается контролем и оценкой, при котором приобретенное знание выносится на суд общественности.

Эту простую схему можно назвать методической основой любого индивидуального «маршрута» самообразования, - и школьника, и студента, и специалиста-профессионала.

При этом, говоря об Интернете, приходится признать, что ответ на вопрос: можно ли эту схему реализовать основываясь только на ресурсах Всемирной Сети, - будет скорее отрицательным. И дело здесь не только в нехватке необходимой информации. Общую ситуацию достаточно точно отражает уже избитый афоризм о том, что в Интернете есть почти все, но что-либо конкретное из этого всего найти почти невозможно. Разнообразная информация, вдохновенно и дружно вываливаемая в Сеть, с трудом поддается разумному упорядочиванию. И с этой проблемой, к сожалению, не справляются в достаточной мере ни поисковые сервера, ни систематические каталоги, ни порталы, создатели которых возможно пока только думают о разработке обоснованных классификаций, основанных на формальной структуре знания. В этих условиях формирование целостной картины какой-либо предметной области только по данным, выуженным из Интернета, дело малоперспективное. И хотя ресурсов с качественным содержанием становится с каждым днем все больше и больше, в Сети как и в жизни необходимы специальные путеводители, создание которых должно стать, по-видимому, одной из главных задач большинства сетевых проектов, ориентированных на производство контента энциклопедического и научно-популярного характера.

Разработка таких путеводителей должна основываться на принципе разумной целесообразности, т.е. предоставить каждому посетителю то, что он хочет (должен?) знать (для школьника, например, - популярные обзоры по всему кругу современного знания; для абитуриента - программы базовых дисциплин для поступления в ВУЗ; для студента - материалы к реферату, курсовику или дипломной работе; для специалиста - инструменты поиска и добывания профессиональной информации). А создаваться они должны на основе объединения качественных ресурсов Сети, встроенных в иерархическую модель комплекса современных знаний, включающую развитые поисковые функции, системы рубрикации и аннотирования, информационные карты предметных областей.

И тогда, возможно, получат новый импульс развития и сетевой информационно-поисковый сервис, и технология самообразования.

[i41901]

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.