Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Объективность и пришельцы

Архив
автор : Кир Булычев   29.10.2001

Феномен сектантского поведения, возможно, и изучен в специальных трудах, но в общедоступной литературе почти не отражен, потому что иначе читатель проведет параллели с партийным строительством, методами пропаганды или, с другой стороны, манерой повседневного оболванивания нашего гражданина.

Феномен сектантского поведения, возможно, и изучен в специальных трудах, но в общедоступной литературе почти не отражен, потому что иначе читатель проведет параллели с партийным строительством, методами пропаганды или, с другой стороны, манерой повседневного оболванивания нашего гражданина.

Позволю себе рассказать о событиях многолетней давности. В журнале «Знание - сила» работал чудесный человек и писатель Роман Подольный. Жить ему было интересно, и вокруг него тоже возникали протуберанцы идей и споров. Именно ему пришла в голову мысль основать Академию веселых наук, где печатались невероятные материалы. Всегда находились тысячи читателей, готовые поверить в любое напечатанное слово. Например, помню всплеск читательской активности в ответ на сообщение в АВН, что жирафа не существует: Каждому ежу понятно, что животное с такой длинной шеей не имеет шансов выжить - под тяжестью головы шея скукожится. Вы бы видели, сколько пришло возмущенных писем: «Как смеет журнал «Огонек» публиковать якобы фотографию якобы жирафа?», «Руки обломать так называемому Брему, который пишет о жирафах в «Жизни животных»… и т. д.

Я и сам приложил руку к сумятице академических розыгрышей, опубликовав в АВН статью о том, что грецкие орехи - наши ближайшие браться по разуму, а под их скорлупой скрываются крепкие семьи, состоящие из двух мозгов, остальные органы отмерли за ненадобностью.

Поверьте, что среди писем в редакцию были обещания никогда больше не употреблять в пищу грецкие орехи, причем письма приходили не только от индивидуумов, но и от коллективов, включая одну пограничную заставу.

С тех пор вера в печатное слово пошатнулась, но все же она существует, чему свидетельство, например, обычная для нас фраза: «А на пятницу дождь обещали».

Я к чему веду: если серьезно высказать в печати или с телеэкрана совершеннейшую чепуху, найдется немало людей, немедленно в нее поверящих. Главное - не улыбаться и желательно внести в сообщение элемент оппозиционности.

Например, нельзя сказать: послезавтра буде война с Парагваем. Никто вас всерьез не примет. Но если сообщить, что «нам запрещают говорить о войне с Парагваем, которая, как считает профессор Моменко, начнется послезавтра», немедленно затрещат телефонные звонки. «Ты слышал, опять Моменке заткнули рот! Нас пытаются убедить в том, что войны с Парагваем не будет». И неважно, что у нас с Парагваем нет ни общей границы, ни общих интересов.

Разумеется, для дальнейшего продвижения идиотской идеи требуется ловкость рук. Тут на сцену выходит следующее правило: должна быть создана видимость объективности и равноправия точек зрения. Так как это теперь называется «пиаром» и характерно для политики в целом, ничего нового я не открою. Но показать, как это делается на примере, мне хочется.

Недавно я видел по первой программе передачу «Независимое расследование» во главе с Николаевым. На этот раз расследовался феномен инопланетян. Аудитория состояла из бывшей летчицы Марины Попович, отчаянного адепта уфологии (то есть суеверия, именующего себя наукой о неопознанных летающих объектах, что само по себе нонсенс, потому что не может существовать наука о «неопознанном» - «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что, а я это скушаю»), изобретателя машинки, которая могла определить, трогал ли ты инопланетянина или он тебя, молодого человека, который как-то после теплой встречи с друзьями отключился на лугу, а очнувшись, решил, что спал не в траве, а на борту летающей тарелки. Почему он так решил, даже сам не знает. Затем в аудиторию были посажены несколько активных «поклошек». У инопланетян, как у эстрадного певца или Глобы, есть «поклошки». Они шастают по державе и ищут круги в траве, вытоптанные местными шутниками. Ждут контакта, который будет завтра. Против этой глубоко эшелонированной армады «для объективности» усаживается умный космонавт Гречко. Тот факт, что Гречко одинок, доказывает телезрителю, что он не прав.

В этом действе все серьезны. Всем ясно, что пришельцами кишит атмосфера. Они - ипостась Божества. Они не просто так летают, крадут людей, топят корабли и иными способами доказывают свое могущество. Их главная функция - появиться в критический момент Истории и погрозить человечеству пальчиком: «А ну прекратите кидать атомные бомбы!»

При подобном методе дискуссии голос оппонента не слышен, ибо другая сторона, то есть союзники и братья во инопланетянине, почти вежливо затыкают уши, когда одинокий Гречко пытается апеллировать к остаткам разума.

Бредовость ситуации подчеркивается отработанной логической цепочкой: молодой человек говорит (серьезно), что заснул на одном лугу, а проснулся на другом. Все потрясены. Затем дядя с машинкой, похожей на пишущую, нажимает на кнопки и говорит: «Прав товарищ, мой прибор подтверждает его контакт с пришельцами». А в заключение тяжелая артиллерия в виде летчицы Попович восклицает: «А еще такой случай был в Шепетовке!»

Аплодисменты. Все готовы рухнуть на колени в ожидании Божества, а ведущий обращается к экрану, то есть к пришельцам, и просит их быть добренькими и дружить с нами домами. Тогда все наши проблемы будут решены. Разумеется, одинокий голос Гречко не слышен. А стоило бы услышать: - Есть два пути решить все наши проблемы, - говорит он. - Первый - реальный, второй фантастический. Реальный - призвать на помощь пришельцев. Фантастический - справиться с ними собственными силами.

Но кому у нас хочется решать проблемы собственными силами? Тем более что ирония нам непонятна.

[i41832]

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.