Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Они торчат под Рэйв

АрхивОфисные приложения (архив)
автор : Сергей Токарев (eSTet)   26.10.2001

Существует негласное полушуточное мнение, что десятый Corel Draw должен читаться как Corel d`R.A.V.E. Но знаете ли вы, что это действительно так?! А вы слышали о препресс-работах для Web? Значит, вы еще не знакомы с Рэйвом.

Крыльцо с вторым парадным

Эти две программы являются сиамскими близнецами, с 98 процентами одинакового программного кода. Мы говорим «Draw», подразумеваем «R.A.V.E.». Говорим «Рэйв», подразумеваем «Draw». Новая дополнительная программа, идущая в одной пачке с Corel Draw 10, R.A.V.E. на самом деле является чем-то вроде плагинса, дополнительного расширения.

Это прекрасно видно при выборочной установке пакета. Выбираем устанавливать Corel R.A.V.E., добавляется три мегабайта. Выбираем не устанавливать, убирается три мегабайта. Три мегабайта — это примерно два-три процента от моего варианта установки. Я обычно отказываюсь от многих, выражаясь народным языком, шурушков, идущих в упаковке десятого Корела. Но ни одна дополнительная программа, не считая самого Draw, не требует так мало. А ну-ка наоборот! Я попробовал отказаться от самого Draw. Думаете, я получил свои три заветных мегабайта (это размер инсталляций первых версий Draw)? Как бы не так! Полновесную сотню мегабайт на винт не хотите ли?

Это все равно, как если к большому зданию приделать небольшую пристройку с отдельным входом, сверкающей табличкой и паркетной лестницей. Внутри пристройка соединяется с общим зданием переходами, так что нет разницы, через какое крыльцо вы попали. Внутри Рэйв обладает многими функциями старшего брата, хотя и не всеми. В том числе и характером — довольно вспыльчивым. Чуть что не так и в драку, то есть в «General Protection Fault». Яблоко от яблони.

Но в целом, канадские программисты поступили мудро. Как бывший программист, я испытал чувство глубокого эстетического удовлетворения от их решения. Вместо того, чтобы безоговорочно включать функции анимации в состав векторного редактора, они ограничиваются опциональной установкой якобы дополнительной программы, а на самом деле — программного плагинса с отдельным парадным входом! Становится ясным, почему все с разочарованием отзывались о малом количестве нововведений в последней версии любимого всем дядюшки Дро! Никто и не подумал посмотреть в сторону «дополнительной» программы. Этак, глядишь, все последующие версии канадского векторного редактора пойдут практически без изменений. А новшества будут заключаться в маленьких довесках по три-пять мегабайт, которые часто вообще не ставятся. Такими вот пользователями вроде меня, понимаешь.

Установив программу, я не собирался ее с чем-либо сравнивать. Но так уж получилось, что немного сравнить (или сровнять?) придется. Догадались, с чем? С Macromedia Flash 5. До идеала, и полноценной конкуренции с Флэшем Рэйву не хватает самого малого — хорошей технологичности, то есть способности долго, устойчиво работать и производить при этом высококачественный продукт.

Краткий курс бойца-аниматора

Одно из главных отличий Рэйва от Флэша в том, что печка, от которой он танцует — это привычные всем объекты в Corel Draw. Работаете, как работали. Лишь разучивате пару новых приемов для анимации и все. Главное, чтобы пользователю было удобно и привычно.

В то время, как Флэш отталкивается, в первую очередь, не от привычных методов других редакторов и даже векторной графики вообще, а от особенностей формата данных. Скажем, нельзя, чтобы объекты пересекались? Они и не будут во Флэш-редакторе пересекаться. Вернее, будут, но верхний объект выбивает все нижележащие. И так далее. Чтобы освоить редактор Macromedia Flash, даже опытным пользователям Macromedia приходится пересматривать методы работы. Потому что все по-другому, все иначе.

А в Рэйве ничего не надо менять. Объекты не пересекают друг друга, обводка не отваливается от заливки, инструмент селекции не выламывает куски из объектов. Обычная работа в Corel Draw. Это очень хорошо для пользователей. Просто слов нет. Любой новичок, если он знает Дро, может к концу дня уже ваять первые мультфильмы. Особенно в силу разнообразных и интуитивных методов анимации, которыми насыщен Рэйв.

Отличие интерфейса Рэйва от Draw — это докер киноленты и новое меню Movie (рис.1.). Работу с кинолентой или, по-аглицки, таймлайном, легко освоить, если представить себе, что это обычная палитра слоев. Что, вы и со еще слоями не работали? Ну, батенька, придется начинать. Лучше поздно, чем никогда. В киноленте каждому объекту соответствует линия жизни, и в наших руках решать, как долго она будет длиться. По умолчанию каждый новый объект появляется с одним-единственным кадром жизни, отмеченном на киноленте круглой точкой. Чтобы вдохнуть в него жизнь, цепляем эту круглую точку и тянем по киноленте на столько кадров, на сколько захотим. Все отмеченные кадры на экране мы будем лицезреть один и тот же неподвижный объект. Вдохнем в него жизнь — вставим ключевые кадры. Двойной щелчок на последнем или первом кадре и оп-ля! Два ключевых кадра готовы. Они отмечаются квадратными метками. Если отредактировать свойства объекта в одном ключевом кадре, так чтобы они отличались от свойств в другом, Рэйв автоматически просчитает промежуточные состояния и сгенерирует мультфильм.


Рисунок 1

А какие свойства мы можем изменять? А практически хоть какие. Если переместить объект, он будет двигаться. Если изменить цвет, он будет постепенно менять цвет. Если изменить прозрачность, будущие зрители мультфильма увидят плавно исчезающий или возникающий объект. Можно крутить, растягивать, применять различные эффекты — от теней до искажения. Все это можно делать одновременно. Некоторых эффектов, впрочем в Рэйве вы не найдете. Так, нет создания трехмерных объектов. Очевидно, они не преобразуются в анимацию. Но и того, что есть, хватит.

Движение объекта между ключевыми кадрами можно привязать к кривой. И тогда снаряд, выпущенный из пушки, полетит по кривой и обязательно попадет за угол, если эту пушку поставить набок. Можно взять обычный бленд — переход между объектами — и превратить в анимацию, чтобы позабавиться превращением, скажем, мухи в слона.

Для новичка в анимации Рэйв подходит как нельзя лучше. Он не требует переучивания. И на нем легко набивать руку в чисто учебных целях. Потому что с серьезным и усным лицом делать серьезную Флэш-анимацию в Рэйве не очень сподручно.

На весах судьбы

Охладим свой восторженный пыл. Да, быстрое обучение, это здорово. Но что мы получаем на выходе, какой конечный продукт? Экспортируя в формат Флэш, мы получаем слишком большой файл, по сравнению с оригинальным «макромедийным» продуктом. Это не мое личное мнение, это глас народа. Так что хотя бы одно предупреждение на этот счет я обязан сделать.


Рисунок 2

И ведь как интересно получается! Многим уже знаком творческий тандем Corel Draw и Macromedia FreeHand для полиграфии. Кто бы мог подумать, с Web получится та же история? Мы можем использовать связку R.A.V.E. — Macromedia Flash для оптимизации рэйвовских флэшек. Вот живой пример. Из Рэйва я получил анимационный ролик размером 89 килобайт. После того, как я импортировал его в «фирменный» редактор Macromedia Flash 5 и экспортировал обратно, я получил уже 38,6 килобайт. Разница больше чем в два раза за счет рутинной операции. Вступайте в союз флэшеров!

Препресс? Да нет, пре-Web!

Однажды в издательстве я был свидетелем полусерьезной перепалки дизайнера и препресс-инженера. Инженер кричал: «Это непрофессионально, приносить такие файлы!» На что дизайнер отвечал: «Это непрофессионально, делать такие замечания. Это же твоя работа, тебе за нее денюжку плотют!»

Наверное, можно отладить похожий технологически процесс и для Web. Будет сидеть этакий гуру Web-оптимизации и Flash-программирования, а вокруг дизайнеров, дизайнериц молоденьких полно. Одних курьеров сорок тыщ. И будет, ворча, убеленный сединами гуру принимать десятками файлы, подготовленные дизайнерами. И корректировать, исправлять, возвращать наконец…

Потому что дружелюбность к пользователю, это конечно вещь замечательная! Только как бы ее еще совместить с требованиями технологии?

Пытался я найти еще какие-нибудь методы дополнительной коррекции рэйверских флэшей, да пока в одиночку не осилил эту премудрость. Если найду, обязательно поделюсь.

Ну и напоследок главный вопрос. Торчу ли я под R.A.V.E? Помилуйте, я не от всего-то Макаревича в восторге! А уж от рэйва… Что-то мне очень нравится, что-то нет. Торчать не торчу, но некоторые положительные эмоции все же испытываю. Почему, смотри выше. Технологичность не догма.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.