Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Они торчат под "Рэйв"

Архив
автор : Сергей Токарев (eSTet)   23.10.2001

Порой шутят, что десятый Corel Draw должен читаться как Corel d’R.A.V.E. Но знаете ли вы, что это действительно так?! А о препресс-работах для Web вы слышали? Нет? Значит, вы еще не знакомы с "Рэйвом".

Порой шутят, что десятый Corel Draw должен читаться как Corel d’R.A.V.E. Но знаете ли вы, что это действительно так?! А о препресс-работах для Web вы слышали? Нет? Значит, вы еще не знакомы с «Рэйвом».

Крыльцо со вторым парадным

Эти две программы - сиамские близнецы, 98% их программного кода совпадает. Мы говорим «Draw», подразумеваем «R.A.V.E.». Говорим «R.A.V.E.», подразумеваем «Draw». «Рэйв», идущая в одной пачке с Corel Draw 10, на самом деле является чем-то вроде «штепселя», дополнительного расширения.

Это прекрасно видно при выборочной установке пакета. Если мы выбираем «устанавливать Corel R.A.V.E.», к объему инсталляции добавляется три мегабайта. Выбираем «не устанавливать» - три мегабайта экономится. А ведь оные три мегабайта - всего лишь два-три процента от обычного объема установки. Я, как правило, отказываюсь от многих, выражаясь народным языком, «шурушков», идущих в упаковке десятого Corel, но ни одна дополнительная программа из пакета (естественно, не считая самой Draw), не требует так мало. А теперь - ну-ка наоборот! Я попробовал отказаться от установки Draw. Думаете, получил свои три заветных мегабайта (это размер инсталляций первых версий Draw)? Как бы не так! Полновесную сотню на винт не хотите ли?

Это все равно что к большому зданию прилепить небольшую пристройку с отдельным входом, сверкающей табличкой и парадной лестницей. Внутри пристройка соединяется с основным зданием переходами, так что нет разницы, через какое крыльцо вы вошли. Так и «Рэйв» изнутри обладает многими, хотя и не всеми функциями старшего брата, в том числе и довольно вспыльчивым характером: чуть что не так - в драку, то есть в «General Protection Fault». Ну да яблоко от яблони…

Но в целом канадские программисты поступили мудро, и я (тоже программист - правда, бывший) испытал чувство глубокого эстетического удовлетворения от их решения. Вместо того чтобы безоговорочно включать функции анимации в состав векторного редактора, они ограничиваются опциональной установкой якобы дополнительной программы, а на самом деле - программного штепселя с отдельным парадным входом! Становится ясно, почему многие были разочарованы малым количеством нововведений в последней версии любимого всеми дядюшки Дро! Никто и не подумал посмотреть в сторону «дополнительной» программы. Этак, глядишь, все последующие версии канадского векторного редактора пойдут практически без изменений, а новшества будут заключаться в маленьких довесках по три-пять мегабайт, которые часто вообще не ставятся пользователями вроде меня, понимаешь.

Установив программу, я не собирался ее с чем-либо сравнивать. Но так уж получилось, что немного сравнить (или сровнять?) придется. Догадались с чем? С Macromedia Flash 5. До идеала и полноценной конкуренции с ней «Рэйву» не хватает самой «малости» - хорошей технологичности, то есть способности долго, устойчиво работать и производить при этом высококачественный продукт.

Краткий курс бойца-аниматора

Одно из главных отличий «Рэйва» от «Флэша» в том, что печка, от которой он танцует, - это привычные всем объекты в Corel Draw. Работаете как работали. Лишь разучиваете пару новых приемов для анимации - и все. Главное, чтобы пользователю было удобно и привычно.

В то же время «Флэш» отталкивается, в первую очередь, не от привычных методов других редакторов и даже векторной графики вообще, а от особенностей формата данных. Скажем, нельзя, чтобы объекты пересекались? Они во flash-редакторе и не будут пересекаться. Вернее, будут, но верхний объект вырежет дыры во всех нижележащих и т. д. Чтобы освоить редактор Macromedia Flash, даже опытным пользователям приходится пересматривать методы работы.

А в «Рэйве» знакомые приемы менять не надо. Объекты не пересекают друг друга, обводка не отваливается от заливки, инструмент селекции не выламывает куски из элементов… Таким образом, даже новичок, если он, конечно, знает Draw, сможет к концу дня ваять первые мультфильмы, в чем ему помогут разнообразные и интуитивные методы анимации, которыми насыщен «Рэйв» (рис. 1).

Отличие интерфейса «Рэйва» от Draw - в докере временной шкалы и новом меню «Фильм» (рис. 2). Работу с временной шкалой (или, по-аглицки, таймлайном) легко освоить, если представить, что это обычная палитра слоев. Что, вы и со слоями не работали? Ну, батенька, придется начинать - лучше поздно, чем никогда. Итак, в киноленте каждому объекту соответствует «линия жизни», и в нашей власти решать, как долго она будет длиться. По умолчанию каждый новый объект появляется с одним-единственным кадром, отмеченным на киноленте круглой точкой. Чтобы вдохнуть в него жизнь, цепляем эту круглую точку и тянем по ленте столько кадров, сколько захотим. Все отмеченные кадры на экране мы будем лицезреть один и тот же неподвижный объект. Теперь вдохнем в него жизнь - вставим ключевые кадры. Двойной щелчок на последнем или первом из них и оп-ля! Два ключевых кадра, отмеченных квадратными метками, готовы. Если отредактировать свойства объекта в одном ключевом кадре, так чтобы они отличались от оных в другом, «Рэйв» автоматически просчитает промежуточные состояния и сгенерирует мультфильм.

А какие свойства мы можем изменять? Да какие угодно. Если переместить объект, он будет двигаться. Если изменить цвет в ключевом кадре, он будет плавно перекрашиваться на протяжении «всей жизни». Если изменить прозрачность, будущие зрители увидят исчезающий или возникающий объект. Можно крутить, растягивать, применять различные эффекты - от теней до искажения, причем все можно делать одновременно. Можно взять обычный бленд - переход между объектами - и превратить в анимацию, чтобы позабавиться превращением, скажем, мухи в слона. Впрочем, некоторых доступных в Draw эффектов вы не найдете: например, нельзя создать трехмерные объекты. Очевидно, они не поддерживают анимацию. Но и того, что есть, вполне хватает.

Движение объекта между ключевыми кадрами можно привязать к кривой, и тогда снаряд, выпущенный из пушки, полетит по оной траектории и обязательно попадет за угол, если пушку поставить набок.

Для новичка в анимации «Рэйв» подходит как нельзя лучше. На нем легко набивать руку в чисто учебных целях, потому что делать серьезную flash-анимацию в «Рэйве» все же не очень сподручно.

На весах судьбы

Конечно, быстрое обучение - это здорово. Но что мы получаем на выходе, какой конечный продукт? К сожалению, при экспорте анимации в формат «Флэш» мы получаем слишком большой файл по сравнению с оригинальным «макромедийным» продуктом.

И вот ведь что интересно! Многим уже знаком творческий тандем Corel Draw и Macromedia FreeHand для полиграфии: в Corel рисуем, во FreeHand - оптимизируем. Кто бы мог подумать, что с Web случится та же история? Мы можем использовать связку R.A.V.E. - Macromedia Flash для оптимизации рэйвовских флэшек. Вот живой пример (подробнее вы можете ознакомиться с ним на сайте SoftТерры в полной версии статьи): в «Рэйве» я получил анимационный ролик размером 89 Кбайт. Импортировав его в «фирменный» редактор Macromedia Flash 5 и экспортировав обратно, я получил уже 38,6 Кбайт. Разница больше чем в два раза за счет рутинной операции! Так что вступайте в союз флэшеров…

Препресс? Нет, пре-Web!

Однажды я был свидетелем полусерьезной перепалки дизайнера и препресс-инженера. Инженер кричал: «Это непрофессионально, приносить такие файлы!» На что дизайнер отвечал: «Это непрофессионально, делать такие замечания. Это же твоя работа, тебе за нее денюжку плотют!»

Наверное, можно технологически отладить процесс и для Web. Будет сидеть этакий гуру Web-оптимизации и Flash-программирования, а вокруг - полно дизайнеров и дизайнериц молоденьких. Одних курьеров сорок тыщ. И убеленный сединами гуру будет, ворча, принимать десятками файлы, подготовленные дизайнерами. И корректировать, исправлять, возвращать, наконец…

Дружелюбность интерфейса к пользователю - вещь, конечно, замечательная, только вот как бы ее совместить с требованиями технологии? Пытался я найти еще какие-нибудь методы коррекции рэйверских флэшей, да в одиночку не осилил эту премудрость. Если найду, обязательно поделюсь.

И напоследок главный вопрос. Торчу ли я под R.A.V.E? Помилуйте, я не от всего Макаревича-то в восторге! А уж от рэйва… Что-то мне нравится, что-то нет. Торчать не торчу, но некоторые положительные эмоции все же испытываю. Почему, смотри выше. Технологичность - не догма.

[i41740]

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.