Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Высокие технологии дезинформации

Архив
автор : Киви Берд   19.10.2001

Оборотной стороной "всеобщей приобщенности" публики к системам цифровых коммуникаций стали, как известно, беспрецедентные масштабы и скорость распространения разного рода слухов, розыгрышей и прочей дезинформации.

Оборотной стороной «всеобщей приобщенности» публики к системам цифровых коммуникаций стали, как известно, беспрецедентные масштабы и скорость распространения разного рода слухов, розыгрышей и прочей дезинформации. Например, после трагических событий 11 сентября на волне страхов и панических настроений перед угрозой со стороны невидимого врага в американском сегменте Интернета родился мощнейший поток предупреждений о вероятных террористических атаках во время празднования Хеллоуина.

Как обычно бывает, все началось с единственного письма. Оно было отправлено в первую неделю октября некоей мисс, которая «слышала от подруги, у которой есть другая подруга, дружок-афганец которой накануне 11 сентября прислал ей письмо с настоятельной просьбой в ближайшее время никуда не летать и не посещать никаких карнавалов в ночь на День всех святых». Сразу после известных событий в Нью-Йорке и Вашингтоне письмо таинственного афганца, якобы, было передано в ФБР… Этой информации оказалось достаточно, чтобы в Сети родилась целая лавина рассылок-предупреждений, в конечном итоге завалившая письмами почтовые серверы ФБР. Представителям федеральной спецслужбы пришлось выступать со специальным заявлением-опровержением, поскольку на самом деле подобного послания им никто не передавал.

Наряду со спонтанно возникающими слухами рождаются в Сети и умышленно сфабрикованные розыгрыши. Одним из последних стало известие о гибели в автокатастрофе поп-дивы Бритни Спирс (на фото), стремительно ставшее «новостью номер 1» в рейтинге CNN. Состряпал эту утку 22-летний художник из Мичигана Тим Фрайс (Tim Fries), рисующий комиксы для онлайновых изданий, который на досуге решил провести неформальную «исследовательскую работу» в области распространения сетевой дезинформации.

Фрайс изготовил достоверного вида имитацию веб-страницы сайта CNN.com, куда вставил сенсационную заметку «Певица Бритни Спирс погибла в автомобильной аварии», а саму страницу выложил на свой собственный веб-сайт. Для обмана доверчивых читателей шутник воспользовался специфической особенностью обработки URL-адресов, характерной для большинства браузеров. Запущенное Фрайсом послание со ссылкой на новость содержало в первых знаках URL хорошо всем знакомую последовательность www.cnn.com, за которой следовали символ «@» и цифры IP-адреса его веб-сайта с фальшивкой. Почти все браузеры игнорируют знаки слева от «@», в то время как люди обращают внимание в первую очередь именно на начальные символы URL (этот трюк уже хорошо освоен сетевыми мошенниками см. «КТ» #386).

Феноменальному успеху розыгрыша способствовало и еще одно важное обстоятельство - в раскрутке фальшивки непосредственное, хотя и невольное участие приняла сама компания CNN. Каким-то образом Тиму Фрайсу стало известно о дефекте в движке сайта CNN.com, в то время как компания об этом не имела понятия. На фальшивой странице, как и на всякой оригинальной, был помещен стандартный пункт «E-mail this» для отправки ссылки на любопытную новость всем знакомым. Хотя страница была на постороннем сайте, при щелчке мышкой на этой строчке действительно запускалась система рассылки CNN.com, отправлявшая получателю письмо с логотипом компании и адресом фальшивой новости. Причем, как и во всех подобных рассылках, этот адрес оказывался упакован в еще более сложную конструкцию управляющих кодов, так что углядеть подвох становилось совсем сложно. Более того, система статистического учета сайта CNN.com честно регистрировала каждый клик «E-mail this» на фальшивой странице, в результате чего новость о безвременной кончине юного дарования не только попала в рейтинг «наиболее популярных», но и стремительно взлетела на самый верх…

Вся эта история произошла в воскресенье 7 октября. К понедельнику, конечно, истина была восстановлена, певицу вернули к жизни, движок сайта подлатали, однако за 12 часов жизни странички-фальшивки ее посетили свыше 150 тысяч человек. Если же учесть, что начало розыгрышу положили всего три кратких послания-линка, отправленных через AOL Instant Messenger, то нельзя не согласиться с выводами самого Тима Фрайса, подытожившего свое провокационное исследование: «Недавние террористические атаки и возросшее доверие публики к Интернету как надежному источнику новостей сделали сетевую дезинформацию мощнейшим оружием».

[i41710]

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.