Архивы: по дате | по разделам | по авторам

МосковИТяне

Архив
автор : Денис Викторов   12.10.2001

Жить в столице - занятие особенное. Те, кому судьба выписала екатеринбургскую, калужскую или мурманскую прописку, прежде завидовали москвичам, которые чаще видели дефицитную колбасу и недорого за нее платили. А те, кому не удалось записать себя в москвичи сегодня, утверждают, что "все деньги России - в Москве". Это значит, что со стороны московская жизнь до сих пор напоминает катание сыра в подогретом масле.

Жить в столице - занятие особенное. Те, кому судьба выписала екатеринбургскую, калужскую или мурманскую прописку, прежде завидовали москвичам, которые чаще видели дефицитную колбасу и недорого за нее платили. А те, кому не удалось записать себя в москвичи сегодня, утверждают, что «все деньги России - в Москве». Это значит, что со стороны московская жизнь до сих пор напоминает катание сыра в подогретом масле. И поди объясни, с какой стати именно столичные жители называют свой город «проклятым» и «больным», даже не заглядывая в жуткую статистику детских заболеваний (москвичи появляются на свет куда менее здоровыми, чем новые жители российской провинции. Те, по крайней мере, дышат воздухом, а не едкой смесью CO/CH.)

Правда, не всё и не всегда измеряется в этом мире деньгами. В свое время омский студент Женя Козловский (еще не писатель, не сценарист и не главный редактор «Компьютерры»), подрабатывавший где получалось, два раза в месяц умудрялся летать на выходные в Москву. В театр. Тут уж - кому что. Но совершенно ясно: Москва для подавляющего большинства российских граждан - тот самый счастливый билет, который так хочется вытянуть. И если уж говорить о самом модном поветрии - компьютерах, информационных технологиях и бизнесе вокруг них, то куда ж еще стремиться, если не в столицу?

Да, Интернет и офшорное программирование - это очень здорово. Но стоит ли ради одной возможности приличного заработка (да и то гипотетической!), томиться в глуши, ожидая, когда пьяный тракторист распорет гусеницей единственный канал, связывающий «малую родину» с прекрасным миром, где люди ходят в белых штанах, беззаботно сидят в кафе и давно забыли, что компьютер, мобильный телефон и шикарные машины когда-то были предметами роскоши, а вовсе не средствами работы-связи-передвижения? Нет, лучше уж вслед за чеховскими тремя сестрами - «в Москву! В Москву!».

И все же, как и чем живут столичные бизнесмены от высоких технологий, эти интеллектуалы нового поколения, делающие бизнес, как говаривал Билл Гейтс, «на кончиках пальцев»? Что это за каста - московские предприниматели от ИТ, создавшие себе новый Эдем?

Райские кущи

Вот с мифологии московского компьютерного Эдема, пожалуй, и начнем. Говорят: «в Москве происходят все главные события российского хайтека». Ну да, в Москве, где же еще? По крайней мере, это удобно: пресса, партнеры, конкуренты, лучше сцены не найти. Каждая московская компания знает, что о важных переменах в своей жизни - действительных или мнимых - объявлять следует либо в престижном ресторане, либо в дорогом пятизвездочном отеле. Иначе та самая публика, которую так хочется поразить, удивить и заинтересовать, еще долго будет перемывать вам косточки, строя предположения о бедственном положении подозрительно экономной фирмы.

«В Москве проходят все самые значительные компьютерные выставки». Действительно, проходят - а где ж им проходить? Вот только большинство участников рынка ИТ разуверилось в работоспособности такого делового механизма. Это в провинции еще поговаривают о том, что на выставках можно найти новых клиентов и покупателей. В Москве, напоминающей супермаркет с обильным предложением, дела уже давно делаются иначе. С корпоративным заказчиком работают тет-а-тет. А розничного - заманивают скорее скидками, размер которых порой напрямую зависит от того, тратит ли компания десятки тысяч долларов на почетное, но бессмысленное участие в выставках. Да и не ясно, что на выставках показывать. Компьютеры все одинаковые - коробки как коробки. Мониторы, клавиатуры и мышки - тоже. А истинная работоспособность программ, как известно, выявляется уже после того, как деньги уплачены. Так что многие крупные и богатые компании (видимо, из тех, что умеют экономить - потому и богатые) о когда-то гремевшем по российским весям «Комтеке» давно забыли. Если и участвовать - то в мероприятиях специализированных, куда придут не бойкие молодые люди, тянущиеся вместо знаний к сувенирам и всему, что плохо лежит, а товарищи солидные, те, что в министерствах, ведомствах и на предприятиях отвечают за сети, безопасность, документооборот и пр.

«В Москве легко достать товар». Разумеется! Вот только очередные таможенные перипетии начала 2001 года в очередной раз заставили московские компании задуматься о плюсах и минусах своего положения. Большинство таможенных терминалов расположено в Москве и ее окрестностях. Но и проверяющие инстанции - здесь же. Хлеб московских импортеров не сладок. Растаможишь фуру с какими-нибудь компьютерными пустяковинами по «новым» правилам - а потом торгуй рядом с конкурентом, который протащил товар дешевле. «Окна»-то на таможнях никуда не делись! Да, деньги, заказчики, платежеспособный спрос - все это в Москве есть. Но рядом - такие же умные и энергичные ребята. Так что если в регионах владельцы крупных компаний скорее ведут борьбу с заказчиками и частными лицами за их собственные ИТ-бюджеты, то москвичам нужно еще и бороться друг с другом.

«В Москве можно делать бизнес честно». Спорное утверждение, но порой приходится его слышать. Дескать, в регионах - клановость, необходимость кланяться местным авторитетам, водить дружбу с главой администрации, подарки подносить… Гоголь да и только. А В Москве - суды, арбитражи, пресса, наконец!

Ну, по части прессы, положим, тоже есть вопросы. Со стороны ее действительно много - «профессиональной», «компьютерной». Но копнешь поглубже, и оказывается, что все устроено просто и незатейливо: вы нам рекламу - мы вам адекватное количество добрых и искренних статей. В итоге немногочисленным изданиям, которым репутация и стратегическая перспектива дороже сиюминутных выгод, приходится бороться за умы образованных, не первый день состоящих при бизнесе деловых людей. Которые уверены, что хороший журнал - тот, что пишет «хорошо» об их компании.

А честность, или как теперь модно выражаться - «прозрачность»… Красиво все это, изящно, очень похоже на лучшие мировые образцы бизнеса. Но почему-то до сих пор у «прозрачных» и «честных» цены выше, чем у «непрозрачных» и нечестных поставщиков. Товар - один и тот же, а клиент, как известно, думает не только головой, но и бумажником.

Похоже, есть все-таки в мире справедливость. В регионах денег мало. Но офисы, транспорт, специалисты - все дешевле в разы. В Москве же крутятся бешеные деньги. Зато - обилие продавцов и товаров, дорогие офисы, постоянно смотрящие на сторону и дорожающие специалисты компьютерных компаний (ты его на свои деньги обучил, а он тебе - сертификат в нос: или зарплату повышай, или к конкуренту уйду!)…

Белые штаны, беззаботные улыбки и дорогие машины московских ИТ-бизнесменов - неизбежный реквизит, предписанный незримым режиссером действа. Без этого на сцену не выпустят. Так, может быть, лучше оставаться примой в областном драмтеатре, чем стремиться в Москву?

Тусовка

Легковесное слово, пустозвонное какое-то. Но - прижилось и кое-что даже означает в мире столичного ИТ-бизнеса. Но именно - кое-что. Нет здесь пока ни настоящего отраслевого единства, ни результативных примеров совместных действий на благо индустрии. Так, видимость одна. Да, есть тусовка, вернее, несколько тусовок, объединяющих бизнесменов. Либо просто симпатизирующих друг другу и готовых к общению, либо - связанных общими коммерческими интересами и идеями.

В целом же московская ИТ-тусовка - это прежде всего хозяева крупных российских компаний и наемные управляющие, возглавляющие представительства зарубежных производителей. Складывалось это общество постепенно, причем важную роль здесь сыграли ежегодные конференции «Компьютерный бизнес России», которые проводило сошедшее с дистанции агентство «Дейтор». По ощущениям, конференции эти напоминали первые опыты взрослой жизни. Серьезные разговоры о судьбах индустрии, моделях бизнеса, но главное - о собственных успехах. До кризиса 1998-го всем полагалось быть самыми-самыми. Некоторые аналитики складывали тогда заявлявшиеся компаниями обороты, и получалось что-то очень похожее на американский рынок. Если не больше. Компании же российские, судя по докризисным пресс-релизам, явно готовы были через годик-два поспорить по объемам бизнеса с IBM, HP и Compaq. Не вышло. Гадкий кризис все испортил. А так - сливался бы сегодня Compaq не с HP, а с какой-нибудь российской фирмой.

Впрочем, детство и отрочество имеют неприятное свойство быстро заканчиваться. Точно так же, как и парад пресс-релизов, когда государство превратило налоговые органы из видимости в реальный инструмент извлечения доходов.

А тусовка - осталась. После прекращения конференций «Компьютерный бизнес России» вдруг всеми красками заиграл форум Международного компьютерного клуба - «Русский день». Местом его проведения выбрали сочинский отель «Лазурная», так что дистанцирование тусовки от остального рынка, которому по разным причинам не хотелось обсуждать общеиндустриальные проблемы, обозначилось еще и географически. Правда, разговоры стали на порядок более честными и серьезными, а министр связи и информатизации Рейман стал чуть ли не постоянным гостем «Русского дня».

В этом году группа бизнесменов, до сих пор ограничивавшаяся, как говорят дипломаты, взаимными консультациями, вдруг перешла к решительным действиям. Началось формирование некоммерческой ассоциации ИТ-индустрии. Те, кто вне тусовки, твердят, что создание ассоциации вызвано желанием отдельных личностей и компаний (чаще всего называют крупнейший ИТ-холдинг IBS и московское представительство Microsoft) говорить с властями от имени всей индустрии. Те, кто в тусовке, зовут в члены ассоциации всех, кто согласен с тезисами о необходимости совместного развития и гармонизации рынка. Интрига в самом разгаре. Что получится - увидим. Но в любом случае со светской жизнью на московском ИТ-рынке пока все в порядке. Действие динамично, реплики эффектны, а зрители замерли в ожидании острых сюжетных поворотов.

Жизнь

Рассказ про жизнь столичной ИТ-тусовки был бы не полным без упоминания о любимых здесь развлечениях! Есть они, есть - игрища, позволяющие забыть на время о работе и конкуренции. Устраивают их, как правило, под видом приложений к семинарам, пресс-конференциям и симпозиумам. Все хорошо понимают: бизнес бизнесом, а попить пива и поразмяться - лучший путь к сотрудничеству и взаимопониманию между партнерами.

На первом месте, кажется, боулинг. Игра не требует большой сноровки, зато предполагает некоторую состязательность и разбивку на команды. К тому же - демократичные и уравнивающие всех белые тапочки.

Следом идет групповой туризм - многие крупные московские компании давно набили руку на перемещении своих постоянных клиентов в Турцию, Грецию, Таиланд и другие туристические мекки аж целыми самолетами. Ну действительно, если какой-нибудь региональный дилер покупает у вас на сотни тысяч долларов товара - чего ж не свозить его к морю? А заодно - про бизнес и маркетинг поговорить.

Затем с небольшим отрывом следует футбол - тут удобно играть фирма на фирму. И общерыночный (большей частью московский) турнир по компьютерболу до сих пор, кажется, жив. Наконец, пейнтбол. Опытные дамы утверждают, что некоторые мужики даже в солидном возрасте остаются мальчишками. И когда смотришь на директоров крупнейших компаний, без устали садящих в противника шариками с краской, начинаешь дамам верить.

Непременные участники всех этих увеселений столичной компьютерной тусовки - разумеется, журналисты. Они бывают разные, но среди всех прочих отчетливо выделяется группа «ходоков». Эти мастера способны за день посетить до пяти мероприятий, торопливо набивая желудки дармовыми яствами, а сумки - подарками и сувенирами.

- У Microsoft был?

- Был. Обед - нормальный. Майку подарили - ничего. А вот ручка - как в прошлый раз. А ты откуда? С зонтиком?!!

- От «Касперских». Там давали…

- Блин, хотел ведь сходить! И куда сейчас?

- К IBM. Говорят, будет хороший ужин. И призы.

- ThinkPad все равно не подарят. Жмоты!

- Ясное дело! Дождешься от них! Может быть, все-таки на Canon рванем? В прошлый раз были неплохие калькуляторы. С будильником…

Однако простим коллегам столь потребительский подход к жизни. Мы и сами не безгрешны, подарки любим, а особенно - появляться в футболке Dell на мероприятиях HP, а в «хьюлетовской» робе - на пресс-конференциях IBM. Да и среди «ходоков» есть немало хороших людей и крепких профессионалов.

Рост и вес

Ну всё, хватит о развлечениях. Начали вроде бы с того, как нелегко московской ИТ-тусовке живется, а закончили подарками, сувенирами, грециями с турциями и боулингом. Хороши трудности, нечего сказать - белые щегольские штаны для прогулок по Рио-де-Жанейро и сыр, катающийся в масле, так и лезут изо всех щелей.

Ладно, пусть лезут. Фокус только в том, что при всем блеске московского ИТ-бизнеса сияние его проистекает на довольно сиротливом фоне. Мал этот рынок. Весь российский рынок ИТ «весит», по оценкам аналитиков IBS, чуть более трех миллиардов долларов. Сравните с оборотами хотя бы «Юкоса». Тут - одна компания. Там - тысячи игроков и целая Индустрия Информационных Технологий. Хороша индустрия, нечего сказать. Пусть даже четыре миллиарда долларов (уж потешим оптимистов) - разница невелика.

Но ведь почти все эти деньги вертятся в Москве? А вот и не все! Было, правда, время, когда считалось, что вообще все деньги сосредоточены в столице. Вот почему крупные компании Санкт-Петербурга давно пооткрывали здесь свои представительства. И не прогадали. По крайней мере, большая часть или как минимум половина операций ленинградцев точно приходится на Москву. А уж об Интернете и говорить нечего: реклама, баннеры, инвестиции - только в Москве. Было…

Да, диспропорция сохраняется. Но все в меньшей степени приветствуется самими игроками рынка. «Роль Москвы как заказчика ИТ явно неадекватна ее весу в экономике. Происходит это вследствие желания все распределять среди «своих», - считает президент Arrava Internet Management Илья Пономарев. - Это приводит к неравномерному развитию информатизации: местами мы впереди планеты всей (как, например, в области оптоволоконных сетей), местами явно отстаем, причем не только от Запада, но и от других российских регионов. Если же брать Москву как центр российского ИТ-бизнеса, то, по моим наблюдениям, остальными российскими регионами, напротив, можно пренебречь (ну разве что Питер…). Грубая оценка: около 90% оборота этого рынка проходит через московские структуры. Мне кажется, тем не менее, что в ближайшее время ситуация может измениться, поскольку программа «Электронная Россия» и вообще процесс федерального переустройства дали существенный толчок активности региональных властей в области информатизации…»

Если иметь в виду, что многие региональные ИТ-проекты так или иначе согласовываются в Москве, оценка Пономарева выглядит правдоподобной. И все же во многих рыночных секторах распределение становится более вразумительным. Так, по словам Арсения Даббаха, директора по маркетингу компании Ergodata (дистрибьютор расходных материалов и носителей информации), «статистика показывает, что хотя до сих пор Москва и занимает значительную долю розничного компьютерного товарооборота, соотношение все-таки уже оказывается в пользу регионов. Я бы оценил его примерно как 40 (Москва) на 60 (регионы). Причем покупательская способность московских компьютерных потребителей в самом широком смысле значительно выше, чем у региональных пользователей. Зато если говорить о соотношении на рынке корпоративных клиентов, то регионы все больше «перевешивают» столицу. Здесь соотношение, по нашим оценкам, - 70 к 30».

«На протяжении многих лет, практически с начала 90-х, особой «руки Москвы» в регионах, по крайней мере в нашем городе, не ощущается, - говорит глава екатеринбургской компании «Корус АКС» Борис Шиманович. - Конечно, есть отдельные проекты, выполняемые москвичами на различных предприятиях, но их доля невелика. Москвичи пытаются выйти на наш рынок «на плечах» местных представителей. Но и это пока не очень-то мешает: толковых людей мало, им тяжело. Когда «папа» - в Москве, а проекты сложны, «представителям» работать трудно».

Электронная розница? Бесспорно, Москва лидирует по объему продаж через Интернет. Однако если 90-95% дорогих товаров действительно покупают в онлайне исключительно москвичи, то, на взгляд председателя совета директоров холдинга eHouse Анатолия Шкреда, по отдельным категориям товаров - книги, музыка, видео - Москва и регионы «весят» почти одинаково.

«Доля продаж московским партнерам в обороте нашей компании составила в прошлом году 56,5%, а по итогам первых девяти месяцев текущего года - 60%», - это уже комментарий представителей одной из крупнейших дистрибьюторских компаний Verysell Distribution. А по оценке старшего вице-президента группы IBS Сергея Эскина, «примерно половина всех денег на российском ИТ-рынке - «московские». При этом Москва является центром дистрибуции и в девяти случаях из десяти становится точкой появления товара на рынке. Примерно 50% этого товара в Москве же и потребляется, а оставшиеся 50% расходятся по регионам».

Цитатами можно сыпать и сыпать. Но чутье подсказывает: то, что в Москве сосредоточено девять десятых всего ИТ-рынка, - явное преувеличение. А вот 50/50 - очень похоже на правду. Если, конечно, иметь в виду не место принятия решений и не жирную точку на карте логистических маршрутов, а реальные деньги, оседающие в карманах сотен столичных и тысяч региональных бизнесменов от высоких технологий.

Если так, пора перестать завидовать столичному шику. Или завидовать хотя бы вполовину меньше.

[i41624]

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.