Цветные фотографии черно-белой эпохи
АрхивИзобретение фотографии дало нам возможность преодолеть неумолимое течение времени, вернуться на много лет назад и своими глазами увидеть, как и чем жили наши предки. В первой половине прошлого века, когда новая технология "светописи" стала массовой, у многих людей она ассоциировалась с черно-белыми изображениями - зачастую нечеткими, малоконтрастными, испещренными мелкими повреждениями. А цветная фотопленка впервые появилась появилась лишь в 30-х годах.
Изобретение фотографии дало нам возможность преодолеть неумолимое течение времени, вернуться на много лет назад и своими глазами увидеть, как и чем жили наши предки. В первой половине прошлого века, когда новая технология «светописи» стала массовой, у многих людей она ассоциировалась с черно-белыми изображениями - зачастую нечеткими, малоконтрастными, испещренными мелкими повреждениями. А цветная фотопленка впервые появилась появилась лишь в 30-х годах.
Сегодня мало кто знает, что в начале века уже существовали цветные изображения, полученные выдающимся русским фотографом Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским. Удивительно, но коллекция его снимков более полувека пролежала в запасниках Библиотеки американского Конгресса и только недавно стала доступна для всеобщего обозрения, причем исключительно благодаря компьютерным технологиям. Дело в том, что цветные изображения хранились, если можно так сказать, в «разобранном» виде: русский фотограф делал снимки на аппарате собственной конструкции с использованием черно-белых фотопластинок и различных светофильтров, а цвет синтезировал на экране.
Cергей Михайлович Прокудин-Горский (1863-1944) родом из Санкт-Петербурга, по образованию химик, одним из первых в России начал экспериментировать с цветной фотографией. Используя принцип разделения цвета на три основных компонента (красный, зеленый, синий), он разработал метод цветной съемки, специальную камеру и проектор. В фотокамеру вертикально устанавливалась тонкая стеклянная фотопластина шириной 7,5 см и длиной 22,5 см, на которую последовательно экспонировались три кадра одной и той же сцены с использованием синего, зеленого и красного светофильтров. На получение трех изображений уходило примерно три секунды. Фотопластина проявлялась, и с нее контактным способом делался диапозитив, который помещался для просмотра в проектор. Там все три снимка посредством призмы и светофильтров накладывались друг на друга и проецировались на экран, создавая цветное изображение.
Разработанный Прокудиным-Горским способ был гениально прост и давал потрясающий визуальный эффект, но он, скорее всего, так и остался бы очередной вехой в истории фототехники, если б изобретением не заинтересовался Николай II, большой любитель фотографии. В 1907 году царь повелел выделить Горскому оборудованный под фотолабораторию железнодорожный вагон, придать группу помощников и разрешить допуск в закрытые районы Империи, а самому изобретателю поручил возглавить грандиозный проект по созданию документального фотообозрения тогдашней России. Цель проекта была, в первую очередь, образовательная: при помощи «оптического цветного проецирования» планировалось знакомить учащихся с памятниками архитектуры и искусства, пейзажами, достижениями промышленности и сельского хозяйства, бытом и культурой народов России. С 1909-го по 1915 год Прокудин-Горский исколесил одиннадцать регионов страны, сделал тысячи снимков и прочитал десятки лекций, сопровождавшихся демонстрацией «слайдов». Война и революции не позволили завершить начатое. В 1918 году фотограф с большей частью своих работ покинул Россию и обосновался во Франции. В 1948 году, уже после его смерти, коллекцию приобрела Библиотека Конгресса США, а спустя полвека открыла свободный доступ к цифровым копиям работ нашего соотечественника.
"Империя, которой была Россия" - так называется виртуальная выставка избранных цветных фотоснимков из коллекции Прокудина-Горского. Русские церкви и монастыри, роскошные дворцы и усадьбы, панорамы Твери, Тифлиса, Тобольска. Русские купцы и крестьяне. Дагестанцы, таджики, узбеки в национальных костюмах. Еврейские дети и их учитель. Станки на текстильной фабрике, турбины гидроэлектростанции и т. д. На сайте представлено больше ста цветных фотодокументов эпохи, на многих из них запечатлены уже несуществующие памятники архитектуры и искусства, быт и дух времени.
Не имея точных сведений о конструкции аппарата и проектора русского фотографа, специалисты Библиотеки, воспользовавшись достижениями цифровых технологий, воссоздали способ получения цвета из исходных негативов. Для этого стеклянная фотопластина сканировалась подвесной цифровой камерой в черно-белом режиме с восьмиуровневой шкалой серого. Далее с помощью графического редактора полученное изображение инвертировалось. Под увеличением оценивался контраст, разделение цветов, степень повреждения эмульсии и некоторые другие параметры, влияющие на конечный результат. Для каждого снимка создавался RGB-файл, после чего в синий (B), зеленый (G) и красный (R) каналы вставлялись соответствующие фрагменты диапозитива, и все они выравнивались друг относительно друга. В полученной комбинации корректировалась контрастность, выделялись и оттенялись детали, оптимизировался баланс цвета. В заключение уменьшались дефекты, связанные с передержкой или недодержкой и старением эмульсии и выполнялось ретуширование.
Следует отметить, что в целом техника обработки оказалась достаточно проста и вполне воспроизводима в обычном графическом редакторе. Любой человек, мало-мальски владеющий Photoshop’ом, может самостоятельно обработать исходные диапозитивы и скомбинировать цветные изображения. Это очень увлекательное занятие, тем более что в свободном доступе лежит около 1900 диапозитивов вполне приличного (около 3000 пикселей по горизонтали) качества, и среди них можно всегда найти те места, которые нам знакомы. Процесс доставляет настоящее удовольствие, ведь снимки были сделаны почти столетие назад.
[i41542]