Темная Лошадка
АрхивВидеопроцессор для бюджетных графических карт SiS315
Компания Silicon Integrated Systems (SiS) известна российским пользователям давно, но долгая история не принесла ей большой армии поклонников. В далекую эпоху 486-х компьютеров SiS могла похвастаться серьезными успехами, но в последнее время выпускает продукты преимущественно для сектора low-end. Они не отличаются ни высокой производительностью, ни надежностью, но довольно дешевы, и компания держится на плаву. К чести руководства SiS, оно давно предпринимает попытки прекратить эту вяло текущую агонию. Уже неплохо зарекомендовали себя однокристальные системные чипсеты SiS635/735, а недавно объявлены поистине революционные (по крайней мере, для самой компании) SiS645/650.
На рынке серьезных графических решений не только первый - SiS300, но и второй -SiS305 - блины вышли комьями и, увы, лишний раз подмочили репутацию SiS. Однако компания не отчаялась и летом этого года представила на суд публики чип, призванный потеснить ведущих производителей микросхем для бюджетных графических карт. Новый видеопроцессор получил название SiS315, его основным полем деятельности является 2D-графика для бизнес-приложений, но при этом разработчикам удалось добиться достойной скорости прорисовки трехмерных сцен.
Инженеры и маркетологи SiS почти в открытую говорят, что задача, которая стоит перед их детищем, - ни много ни мало занять на рынке место рядом с чипом nVidia GeForce2 MX. И теоретически у них есть все основания на это надеяться. SiS315 выполнен по 0,15-микронному технологическому процессу и имеет 256-разрядную архитектуру. За высокое качество графики отвечает RAMDAC, работающий, согласно техданным, на частоте аж 375 МГц! Номинальная рабочая частота SiS315 составляет 166 МГц, чип может обмениваться данными как с памятью типа SDR SDRAM/SGRAM, так и DDR SDRAM/SGRAM объемом до 128 Мбайт (промежуточные значения: 16/24/32/48/64/96 Мбайт) в асинхронном режиме. В обоих случаях информация может пересылаться по 64- или по 128-разрядному интерфейсу. Максимальная пропускная способность SiS315 составляет 5,3 Гбайт/с (для сравнения, младший из семейства GeForce2 - MX 200 - обладает пропускной способностью 1,3 Гбайт/с, просто MX - 2,65 Гбайт/с).
Для прорисовки трехмерных сцен ускоритель оснащен двумя конвейерами рендеринга, на каждый из которых приходится по два текстурных модуля. Таким образом, SiS315 способен выдавать 333 миллиона мультитекстурированных пикселей в секунду. Очень важно, что SiS315 поддерживает работу с текстурами размером до 2048х2048, а также имеет интегрированный блок трансформации и освещения. По современным представлениям графическая микросхема без аппаратной поддержки T&L не может считаться полноценной, поэтому неудивительно, что производитель, чьи продукты в последнее время были в арьергарде тестовых забегов, желая вырваться со дна чартов, интегрирует этот блок в свой новый чип. Геометрический процессор может выводить до 10 млн. треугольников в секунду (у GeForce2 этот показатель вдвое выше) и аппаратно рассчитывать визуальные эффекты от десяти источников света (точка, пятно, отражающая поверхность, туман). Не стоит и говорить, что SiS315 оснащен всеми 3D-функциями, необходимыми для эффективной работы акселератора, такими как аппаратное затемнение методом Гуро, поддержка Z-буфера, альфа-смешения и пр.
Заслуживает внимания и тот факт, что инженеры SiS в полный голос говорят о рендеринге трехмерных сцен в режиме FSAA, а также о поддержке стереоскопического режима отображения 3D-графики. Напомним, для того чтобы пользователь мог насладиться игрой (или другим приложением), надев VR-очки, адаптер должен выдавать на-гора кадры с частотой минимум 120 Гц.
Как и любой современный видеочип, SiS315 аппаратно поддерживает сглаживание при декодировании DVD. Кроме того, при наличии у графической платы на базе этого видеопроцессора дочернего чипа SiS301, она будет способна работать в режиме Dual View, то есть подавать картинку на два отображающих устройства (ЭЛТ-монитор + другой ЭЛТ-монитор/ЖК-дисплей/телевизор). В данном случае речь не может идти о том богатстве возможностей, которые предоставляет технология DualHead, рожденная в недрах компании Matrox (см. статью «Millennium прошлых лет», опубликованную в «Компьютерре» #410). Рассматриваемый нами чип - первое решение тайваньского производителя, дающее возможность (и то опционально) подключить к видеокарте на его основе два дисплея, поэтому на два экрана будет подаваться одинаковое изображение. Пользователю будут недоступны какие-либо графические изыски, но ведь и первая подобная разработка от Matrox была далека от совершенства. Будем надеяться, что SiS не остановится на достигнутом и в недалеком будущем обогатит возможности своих чипов в области подачи изображения одновременно на несколько дисплеев.
И еще два слова о расширении функциональности: в дальнейшем тайваньцы собираются выпустить модификацию своей микросхемы, которая будет называться SiS315 Pro, основным ее отличием станет более высокая тактовая частота - 183 МГц.
В середине сентября прямой посылкой из Тайбея - волей очаровательной Элли Инь (Ellie Yin), с которой Илья Хрупалов познакомился минувшим летом на «Компьютексе», - в редакцию прибыла первая оценочная плата - evaluation sample - на чипсете SiS315. Она изготовлена компанией C. P. Technology (в России ее больше знают как владельца торговой марки PowerColor), имеет претенциозное название Evil Sam (Злой Сэм, привет Саше Медведеву) и маркируется как S315VT. Что ж, полку рассерженных видеокарт прибыло, многие наверняка помнят Злого Киро (Evil Kyro - ускоритель с тайловой архитектурой), чье плохое настроение так и не помогло ему стать «киллером GeForce». Поможет ли агрессия S315VT? На задней стороне стильной коробки черного цвета кроме краткого перечня характеристик помещены две картинки: первая ничем не примечательна и является снимком какого-то строительного трехмерного Web-приложения, а вторая - скриншот (или стилизация под него) из игры «Evolva». Сама по себе эта развлекательная программа из жизни насекомых мало чем интересна, но вошла в историю, так как именно ее демо-версия шла в комплекте с ускорителями на базе GeForce256 - первого видеочипа с аппаратной поддержкой T&L. Таким способом, создатели платы сразу дают понять потенциальному покупателю, что данный продукт готов к выполнению «самых серьезных» задач.
В комплектацию S315VT кроме самой платы входит диск с драйверами версии 2.02.05 и весьма краткое описание на английском языке. Микросхемы адаптера распаяны на печатной плате из желтого текстолита, в середине - сам чип SiS315 размерами 35х35 мм, в конструктиве BGA c 529 контактами (см. фото). Роль охлаждающего элемента выполняет стандартный черный игольчатый радиатор (чип греется умеренно, и для его стабильной работы не нужен вентилятор). Объем видеопамяти Злого Сэма составляет 32 Мбайт SDRAM. Так как производитель выбрал не самый быстрый тип памяти из поддерживаемых чипом, максимальная пропускная способность адаптера составляет 2,65 Гбайт/с.
Какими красными тряпками мы трясли перед носом Злого Сэма, подробно читайте на www.compuferra.ru/online/video/12776. Для сравнения в тестовой таблице приведены результаты, показанные непосредственным конкурентом S315VT - платой на базе GeForce2 MX, а также несомненным лидером в области прорисовки 3D-сцен - платой на чипе GeForce3.
Зная, что скорость работы RAMDAC у S315VT составляет 375 МГц, пользователь вправе требовать кристально четкой картинки даже при работе на самых высоких разрешениях. На практике, к сожалению, легкое замыливание изображения можно обнаружить уже при работе в режиме 1280х1024. Впрочем, оно не имеет глобальных масштабов и для непритязательного пользователя будет практически незаметным. Несколько разочаровывает и то, что набор доступных разрешений скуден по сравнению с возможностями конкурентов.
Качество 3D-графики не вызвало особых нареканий, но есть минусы, о которых нельзя не сказать. Самый большой недостаток чипа - артефакты изображения в игре «Quake 3». Приведенные скриншоты показывают, что в этом OpenGL-приложении SiS315 испытывает определенные трудности с анизотропной фильтрацией, альфа-блендингом и точностью высчитывания Z-буфера (примечательно, что в Direct3D-приложениях подобных дефектов зафиксировано не было). Все это, безусловно, не делает чести новой разработке от SiS, но не надо забывать, что мы имели дело с оценочным образцом, наверняка будущие релизы драйверов хоть отчасти исправят эти проблемы. Кроме того, были замечены артефакты изображения в нескольких тестах 3DMark 2001. Это связано с тем, что чип SiS315 аппаратно не поддерживает поточечную прорисовку спрайтов, а приложение пытается задействовать именно эту функцию. Стоит отметить, что на сайте разработчиков 3DMark 2001 написано об этой проблеме и указано, что ее причина не в драйверах адаптера, а в самих тестах.
Разработчики чипа SiS315 не смогли добиться того, чтобы их детище передавало данные по протоколу AGP 4х, работая со всеми наборами системной логики, представленными на рынке. В сопроводительной документации указано, что при инсталляции на материнские платы на базе чипсетов, произведенных VIA/AMD/ALI, максимальная скорость передачи данных составит 532 Мбайт/с (режим AGP 2х). Так произошло и в нашем случае - тестовая система имела в основе чипсет VIA Apollo KT133). Разумеется, работа в режиме AGP 4х не жизненно важна для производительности адаптера, но она способствует увеличению количества рассчитываемых в секунду кадров. И это следует учитывать, глядя на результаты S315VT, приведенные в итоговой таблице.
Несмотря на отсутствие оригинальной утилиты для разгона, SiS315 можно пришпорить с помощью хорошо известной программы PowerStrip (в версии 3.0 или выше). Нам удалось поднять параметры работы ускорителя до значений 183/183 (чип/память). Как и следовало ожидать, скорость вывода трехмерных сцен возросла, но лишь чуть-чуть - например, в режиме 800х800х32 производительность карты увеличилась всего на 4 fps.
В документации, прилагаемой к ускорителю Evil Sam, в частности, были приведены результаты различных тестов, в которых плата с чипом SiS315 соревновалась с некоей загадочной Board A (платой А) с 32 Мбайт видео ОЗУ на борту, причем последняя имела следующие характеристики: частота видеопроцессора - 175 МГц, памяти - 166 МГц. Кроме того, она работала под управлением драйверов (sic!) версии 12.41, «взятых с официального Web-сайта» (кто скажет, что это не GeForce2 MX, может смело бросить в меня камень). Согласно внутренним результатам SiS, ее чип одержал полную и безоговорочную победу во всех тестах. У нас, конечно же, столь благостной для тайваньцев картины не получилось. Как мы уже говорили, ускоритель S315VT функционировал лишь со скоростью AGP 2х, но и частота работы памяти использованного нами адаптера на GeForce2 MX составляла всего 143 МГц. Тем не менее, следует сказать, что столь долго ожидаемая победа была очень и очень близка.
Наш вывод: SiS315 - весьма достойное решение для бюджетных машин, и грамотная ценовая политика поможет производителю выбраться из затянувшегося кризиса и построить надежный плацдарм для будущих наступлений на конкурентов. Вне всяких сомнений, связка SiS315 + DDR SDRAM займет определенную нишу в секторе игровых адаптеров средней ценовой категории. Наконец, напомним, что в объявленном 24 сентября системном чипсете SiS650 для Pentium 4 интегрировано видеоядро SiS315.
|
PowerColor Evil Sam |
Creative 3D Blaster Annihilator 2 MX |
Creative GeForce3 |
3Dmark2001 1024x768x16 |
2039 |
2265 |
3983 |
3Dmark2001 1024x768x32 |
1543 |
1719 |
3912 |
Quake3 800x600x16 |
65,4 |
83,6 |
95,5 |
Quake3 800x600x32 |
57,1 |
59,3 |
95,8 |
Quake3 1024x768x16 |
56 |
55,9 |
94 |
Quake3 1024x768x32 |
39,9 |
38,2 |
93,7 |
Quake3 1280x1024x16 |
34,8 |
34,4 |
85,1 |
Quake3 1280x1024x32 |
17,4 |
22,5 |
83,4 |
Quake3 1600x1200x16 |
23,9 |
24 |
68,6 |
Quake3 1600x1200x32 |
11,8 |
13,8 |
64,7 |
Expendable 800x600x16 |
59,5 |
63,9 |
60,4 |
Expendable 800x600x32 |
59,2 |
63 |
60,6 |
Expendable 1024x768x16 |
56,8 |
63,3 |
59,3 |
Expendable 1024x768x32 |
39,1 |
55,4 |
59,5 |
Expendable 1280x1024x16 |
45,7 |
65,7 |
58,9 |
Expendable 1280x1024x32 |
32 |
34,6 |
58,8 |
Expendable 1600x1200x16 |
32,9 |
43,6 |
58,5 |
Expendable 1600x1200x32 |
22,2 |
22,1 |
58,4 |
[i41434]