Сказка - ложь…
АрхивВ прошлом номере Георгий Башилов мечтал об автономных фоторегистраторах для авто, но то была лишь присказка. Разовьем тему?
Любая система, зависящая от человеческой надежности, ненадежна.
Из законов Мэрфи
В прошлом номере Георгий Башилов мечтал об автономных фоторегистраторах для авто, но то была лишь присказка. Разовьем тему?
Сказка получилась бы при возможности глобального контроля за перемещением физических объектов в пространстве с помощью не связанной с объектом системы и возможности снятую ею информацию хотя бы некоторое время хранить, и пусть выборочно, но обрабатывать. Представляете? Размещаем в пространстве датчики (видеокамеры, гравиметры, еще что-то, дающее некий сигнал, соответствующий - по любому закону, но однозначно - положению тел в пространстве в пределах некоторого объема), обеспечиваем перекрытие зон действия датчиков, и вот оно - средство тотального контроля. Остается лишь выполнить обратное преобразование - смоделировать изменение положения тел в зависимости от изменения сигналов датчиков. Угнали машину? Где она стояла сутки назад? Поднимаем данные суточной давности и находим текущее положение. Кто в нее сел сутки назад? Вот он, голубчик. Ну и так далее.
Бред? Думаю, подобные мысли в свете последних событий пришли в голову не только моему коллеге. Физическое уничтожение разыскиваемого объекта вовсе не помеха: отследим его не вперед, а назад, сопоставим с положением соседних объектов, потянем за соседние ниточки… А потом уже - точечный удар, на сто процентов, без всяких «издержек технологии». Скажете, нереально? Кто знает, лет тридцать назад то, что лежит сегодня у вас в кармане, тоже было нереальным. Ваш мобильный телефон, к примеру. Чем не датчик вашего положения? Ну да, он, к сожалению, подконтролен владельцу, захотел пойти «на дело» - оставил телефон дома. Ну так то сегодня…
Перспектива просто фантастическая. Преступления бессмысленны в принципе, так как все события можно восстановить и найти «ответственного». Остается один ма-а-аленький вопрос. Нет, не кто владелец такой системы, и даже не кто ответственный за неразглашение данных. И не кто сможет этими данными воспользоваться - тут и вопроса нет (как говаривал Мюллер в «Семнадцати мгновениях» - «Что знают двое, знает свинья»). Вопрос в том, обеспечит ли система ту самую стопроцентную надежность, без «издержек», чтобы цель для удара не приходилось выбирать с помощью суда присяжных.
Маленькое лирическое отступление. Попала тут мне в руки база данных московской ГИБДД. Как попала? А то не знаете… Куплена в Митино (не мною), а мне была передана с целью разобраться, почему не работает. Как же - защита по паролю, по дате… Пятнадцать минут в Borland Turbo Debugger, и нет ее. Спасибо высокопрофессиональному программисту и древнему компилятору - ни тот, ни другой не удосужились даже отладочную информацию удалить. Вот она, процедура запроса пароля, так и называется. Вот байт, который при совпадении пароля будет нулевым, и команда JNZ, для которой у меня есть вполне подходящая замена с кодом 90. Скучно. Сказал бы я пару слов тому, кто это писал… Только не здесь, здесь дамы, знаете ли, читают.
Зато сама база - классная вещь! Конечно, не для поиска авто и его владельца - самодельная оболочка не умеет даже выполнять поиск по маске, - а для аналитиков, желающих оценить, к примеру, эффективность внедрения подобных проектов. Как вы думаете, какие существуют варианты написания слова «Мерседес»? Полагаете, больше трех ошибок в слове из трех букв сделать нельзя? Исчо как можно! Кому в здравом уме и трезвой памяти придет в голову запрашивать данные на «Мерцедецбенз»? «Забить» такое в базу, однако ж, пришло…
Человеческий фактор - вещь непробиваемая, и в борьбе с ним не поможет ни техника, ни инструкции по работе с ней, ни даже прагматичный, типично американский подход, предоставляющий человеку на выбор один вариант из одного возможного. Человек сможет выбрать второй.
Нет, я вовсе не призываю возвращаться к каменным ножам вместо «Жилета» и «бумажным» картотеками вместо баз данных в связи с бесперспективностью борьбы с человеческим фактором. Просто перекладывать решение проблем нашего общества на технику - путь тупиковый и бесперспективный. С нашими проблемами нам и разбираться.
[i41401]