Архивы: по дате | по разделам | по авторам

О приобщении родителей к Интернету.

АрхивСетевое окружение (архив)
автор : Юрий Кулешов   27.09.2001

Приобщение к технологиям или почему до сих пор нужна "аналоговая почта". Полная версия статьи, опубликованной в октябрьском номере журнала "Домашний Компьютер".

В конце июня, холодной ночью на Воробьёвых горах, я стал свидетелем прелюбопытнейшего разговора: трое эстонцев разговаривали о том, что творится на их родине. Я бы не придал тому разговору никакого значения (мало ли о чём могут говорить земляки), если бы не персонажи и тема… Миша — студент журфака МГУ и уже два года живёт в Москве, а двое других — только что приехавшие из Таллина: Аня — специалист IT-отдела крупнейшего эстонского банка и Таня — студентка Таллинского университета, а по совместительству — известный модный фотограф. Тема показалась мне настолько интересной, что я отвернулся от вида ночного города и стал слушать…

Пока я ещё толком не начал, хотелось бы пояснить, почему это я хочу рассказать об эстонском опыте. Во-первых, Эстония переживает настоящий бум интернетизации, во-вторых, этот бум подпитывает правительство, в-третьих, финансируют его крупнейшие банки (их там, правда, всего 2, крупнейших, но тем не менее). К сожалению, ничего похожего в нашей стране пока что не наблюдается.

Впрочем, перейдём непосредственно к теме. Разговор сводился к тому, что пока Миши не было дома, очень многое изменилось. Причём настолько, что он, не бывший Таллине всего полгода, удивлялся всему. Тому, насколько снизились тарифы, как распространены выделенные линии большой пропускной способности. Девчонки рассказали много удивительных вещей — например, что интернет проводится на самые отдалённые хутора, которых, как я понял, просто не счесть. Честно говоря, когда я это слушал, меня всё время грызла какая-то зависть… Нет, не «живут же люди», а скорей «ну когда ж у нас-то начнётся». Однако она перешла все пределы, когда я услышал от Ани, что вышеупомянутые банки разрабатывают социальные программы приобщения к интернету «для тех, кому за…»

Естественно, Аня не могла раскрыть деталей разрабатываемой программы, но суть уловить было не очень сложно: известен психологический феномен, который я называю «консервация», заключающийся в том, что по достижении человеком некоторого предельного возраста, считающегося в обществе переходом в область «кому за…», этот самый человек начинает с некоторой опаской относиться ко всему новому, становится консерватором. Несомненно, это исключительно достойное явление, суть его хорошо объяснена психологами, и на нём я, естественно, останавливаться не буду, но интересно здесь то, что такой "возрастной консерватизм" очень усложняет жизнь своим носителям почти во всём, что касается техники и новых технологий. Легко провести опыт: выключите компьютер, и попросите маму-папу включить его. В 90 случаях из 100 ответ будет одной из форм фразы «Мне некогда». К сожалению, это не так забавно, как может показаться. Да, пока что у нас ещё нельзя, как в Эстонии, управлять своим банковским счётом через интернет и заказывать себе продукты с 20-ти минутной доставкой, но когда всё это появится (а это появится, потому что дешевле и удобней, чем стоять в очередях или брести в ближайший приличный магазин за 2 квартала, как это чаще всего и происходит на окраинах города), то очень большому количеству наших сограждан, наших родителей придётся не очень просто. Почему бы не подстраховать их сейчас? Я прекрасно понимаю, что мне, моим знакомым, друзьям, сейчас под силу сделать не очень много — для реализации таких социальных программ нужна поддержка бизнеса, которому не до того, и властей, специализация которых — мешать гражданам, — но мы можем начать с малого, со своих родителей, родственников вообще, знакомых. Само собой, что этого можно и не делать, но кто-то же должен начать!

И между прочим это не так сложно, как может показаться. Даша — младшая сестрёнка моей девушки, занялась этим вопросом не на шутку. Когда она прислала мне свои соображения на этот счёт, то я окончательно утвердился в мысли, что у всех нас одинаковые проблемы, но вот решаем мы их по-разному. Думаю, многим будет интересно, как решалась эта проблема в одной отдельно взятой семье.

Приобщение родителей к интернету, или Устами младенца

«Интернет», «чат», «аська» — слышим мы в разговорах студентов и школьников. Для многих родителей все эти понятия окутаны мраком. Сколько пользователей работает в данный момент в международной сети? Вряд ли кто-нибудь ответит на этот вопрос, но с определенной долей уверенности можно сказать: большая часть этих пользователей — молодежь.

Мы уже не мыслим свою жизнь без компьютера и Интернета. Найти реферат — пожалуйста, скачать умную статейку — легко, пообщаться с друзьями из дальнего или ближнего зарубежья — нет ничего проще! Но что думают об этом наши родители, которым порой приходится платить за радостные часы, проведенные их чадом в дебрях всемирной сети? Возможно некоторые из них, бредущие тропой Домостроя, сочтут все это ерундой и мракобесием. Но большинству, скорее всего, иногда хочется побывать в таинственном и чудесном мире под названием «Интернет».

Если вы прониклись сочувствием к своим родителям, так и не познавшим прелестей зависания во всемирном информационном пространстве, то вот парочка способов приобщить их (точнее, попытаться приобщить) к подобным вещам.

Метод первый, хитроумный (успешно апробирован на папе)

Если папа, смущенно подходит к вам с просьбой найти для него информацию о каких-то микросхемах, или двигателях внутреннего сгорания, или о чем-нибудь столь же, на ваш взгляд, бесполезном, не стоит делать злобное лицо и бурчать: «Ну когда же ты научишься делать это сам, папа, это же так просто!», надолго отбивая у него охоту к освоению Интернета. В этом случае необходимо проявить тактичность и изобретательность: для начала сделать вид, что ты согласился. Затем набрать искомое словосочетание в строке поиска. А после изобразить на лице живейшее беспокойство и воскликнуть: «Мне срочно нужно повидаться Мандудой Ивановной из соседнего подъезда, ведь она задолжала мне 30 рублей! Если я не зайду к ней прямо сейчас, она отправится на свою дачу, и не видать мне денег как своих ушей!» И т.д. и т.п. (зависит от буйности вашей фантазии). И уже из соседней комнаты крикнуть: «Кликни мышкой по кнопке "Искать", папа!»

Затем стоит хлопнуть входной дверью, но не идти, как было обещано, к Мандуде Ивановне из соседнего подъезда, а тихо притаиться за шкафом на манер Карлсона, который живет на крыше. Если вы увидите, что у папы возникли какие-то проблемы в процессе поиска, необходимо сделать вид, что вы вернулись за ключами, и объяснить то, что ему непонятно.

При использовании этого метода есть смысл написать для папы небольшое руководство в двух словах, чтобы он мог осваивать принципы работы в Интернет и в ваше отсутствие (к примеру тогда, когда у вас действительно возникает срочное дело, а информация требуется тоже срочно).

Задача первостепенной важности заключается в том, чтобы разжечь в папе интерес к самостоятельной работе во всемирной сети. Как только он поймет, что это просто, дальнейшее обучение пойдет намного легче.

Метод второй, увлекательный (пока не апробирован)

Если ваша мама не мыслит своей жизни без вышивания крестиком, каждый день посещает клуб любителей борьбы сумо, или же она — ярая сторонница сыроедения, то можно попробовать следующий метод.

Он состоит из двух частей — творческой и практической. На первом (творческом этапе) Вы с восторгом сообщаете маме, что отыскали в Интернете сайт, соответствующий ее увлечению. Далее в течение недели методично живописуете этот сайт во всем его великолепии (для пущей важности можете даже распечатать картинку главной страницы). Наконец вы говорите о том, что на сайте появилась ну очень интересная статья (к примеру, если мама всерьез занимается разведением хомячков, то ее может заинтересовать статейка типа «Хомячки как следы посещения нашей планеты внеземными существами»).

Если маме хоть в какой-то мере присуще любопытство, она обязательно попросит вас распечатать эту статейку. Но не спешите исполнять мамину просьбу. В этот момент вам следует проявить особую изобретательность. Например, вы можете заявить, что у вас дома внезапно кончилась бумага, а ближайшие магазины, где можно ее приобрести, давно уже обанкротились.

Теперь, когда мамино любопытство разожжено, начинается практическая часть. Вы собственноручно выходите на вышеупомянутый сайт и находите ту самую информацию о хомячках. Затем тихонько подводите маму к монитору и показываете ей статью. Пока она будет в упоении зачитываться россказнями о том, как хомяки были завезены к нам с Юпитера, вы незаметно пододвигаете для нее стул. Далее процесс освоения навыков работы в Интернет будет проходить под вашим чутким руководством.

Указанные методы можно применять по отдельности и в любом сочетании (это будет зависеть от скорости усвоения материала). Причем автор заранее снимает с себя всю ответственность за последствие этих рискованных экспериментов.

Основной проблемой при использовании данных способов является естественное стремление человека защититься от всего нового и незнакомого. И чтобы противостоять этому нежеланию, вам придется изрядно попотеть. Зато представьте душевные вечера, когда вы будете отнимать у папы или мамы клавиатуру, уговаривая их пойти наконец-то спать! Хотя стоит ли?…

А нужно ли вообще учить «старшее поколение» обращению с компьютером? Ведь консерватизм исходит не только из страха перед новым, но и из обычных привычек, в том числе — бытовых, которые формировались на протяжении всей жизни.

Например, работа с электронной почтой. С каждым годом ритм жизни меняется — все быстрее и быстрее, и подчас у людей просто нет времени ждать ответа по несколько дней. Да и сам текст сообщений: сжато, часто с сокращениями и довольно сухо, причем это относится и к частной переписке. А вы попробуйте найти письма, которыми ваши родственники обменивались с знакомыми из других городов! Несмотря на довольно нудные темы (подробное описание возникающих болячек и борьба с ними, влияние колорадского жука на урожайность дачной картошки и т.д.) зачастую эти письма являют собой маленькие шедевры стилистики. А уж с грамматической и синтаксической стороны придраться вообще не к чему — письма перечитываются, в конце растут ряды пост- и постпост-скриптумов… Красота! Даже имея возможность переговорить по межгороду люди предпочитали, да и сейчас стараются, писать письма. И какой им толк от электронной почты, которая убивает всю прелесть написания письма, а потом ожидания и получения заветного конверта с ответом? Поскольку компьютер — вещь не из их времени, то он, в ближайшем приближении, отождествляется с печатной машинкой (во всяком случае в том, что касается набора текста). Вам придет в голову посылать письмо (обычное!) другу в другой город, набранное на машинке или распечатанное на принтере?

Примерно то же относится и к поиску информации ради удовлетворения своего любопытства. Хорошо, если дома есть принтер и можно тут же распечатать найденное — чтобы потом обсудить с подругой или перечитать через годик-другой (может многие замечали, что наши мамы и бабушки частенько собирают всевозможные вырезки из журналов и газет, которые даже периодически просматривают). Ведь сайт через год может закрыться, распечатка пойдет разводами от расплывшихся чернил — капнуть чайком проще простого, а очень немногие могут позволить себе дома лазерный принтер. А уж что может быть лучше, чем зимним вечерком завалится на диван и почитать интересный журнал с новостями садоводства? Брать же с собой монитор пока не представляется возможным.

Так что прежде чем брать быка за рога и спешно обучать всю родню пользоваться компьютером и Интернетом по каждому поводу, может стоить приглядеться к их привычкам и найти в них какие-нибудь свои плюсы, которые даже стоит перенять? Я не стремлюсь доказать, что «старшим» не нужен компьютер — очевидно, что любая архаичная «двушка» на несколько порядков эффективнее печатной машинки и если ваш отец часто печатает что-то по работе, то лучше уговорить его перейти с красящей ленты на магнитные диски. Но если вдруг кому-то из родителей понадобилось послать кому-то мейл, то не всегда имеет смысл обучать их работе с электронной почтой, а надо просто сесть, набить текст и нажать «send»…

Дмитрий Шарапенко

Заключение

Вот такие они, наши младшие сёстры и братья. Пока мы вовсю занимаемся делами и размышляем на тему «А что бы такого сделать, чтобы…», они тем временем пишут руководства для родителей и тащат на себе весь воз проблем интернетизации страны. Надо бы помочь, граждане!

Эта статья задумывалась, как своеобразный манифест движения за «обинтернечивание» родителей. Но по ходу написания задачи локализовались — слишком много надо написать таких заметок, чтобы на них обратили внимание. Если этот опус поможет хоть кому-то сделать жизнь своих родителей проще, радостнее, то мы, авторы этой статьи, уже будем счастливы. И уж совсем было бы отлично, если бы читатели поделились своими соображениями на тему этой статьи. Мой адрес для переписки: yk@rbcmail.ru

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.