Экспрессия номер два
АрхивОфисные приложения (архив)Векторный редактор, претендующий на роль законодателя мод в векторной графике, или Небывалый случай в истории программирования – вторая версия программы меньше первой! Полная версия статьи, опубликованной в журнале «Компьютерра»
Давно это было. Фирма Adobe существовала в основном за счет Illustrator, а только-только купленный ею Photoshop выглядел как бедный родственник в гостях у богатого дядюшки. Процессоры работали в сотни раз медленнее, компьютеры грузились с пятидюймовых дискет. А тем временем в стенах Кембриджа некто Алекс Чжу вдохновился идеей, которая через десяток лет ляжет в основу современной векторной графики. Шел 1991 год, а идею звали — скелетные кисти.
История
В векторной графике прижилось более популярное название — художественные кисти, или просто кисти. Идея состояла в том, чтобы вместо скучной линии, изображающей кривую, путь или обводку, использовать красочное графическое изображение. Любое изображение, любой векторный объект мог послужить основой для кисти. Тогда, в начале 90-х, графические векторные редакторы не отличались от чертежных программ. Зачастую их так и дразнили.
Пример 1
Кисти, по замыслу Алекса Чжу, дали бы векторной графике необычайную силу, благодаря которой можно было бы не только подняться над уровнем чертежных программ, но и превзойти технику рисования от руки. Проведя линию на экране, пользователь мог бы сразу создать след как от натуральной кисти, или цепочку убегающих следов, или горсти желтых листьев, рассыпанных по осеннему саду! Появилась бы выразительность, экспрессия! Похожие идеи витали тогда и в растровой графике, но векторные кисти обладали тем преимуществом, что могли быть изменены в любое время и не зависели от разрешения принтера.
Алекс добился своего. И графические кисти появились в программе, которая так и называлась — Expression. Создала ее компания CreatureHouse по заказу Fractal Design. Последняя известна еще и как создатель Painter — уникального растрового редактора, имитирующего естественные техники рисования, от масла до акварели. Painter завоевал такую популярность, которая не снилась даже Photoshop — случай для мира растровой графики невероятный!
Но Expression, векторный брат Painter, не добился такого же успеха — во многом из-за несовместимости с другими форматами и неудобством вывода на печать. Однако семена упали на благодатную почву. Эстафету сначала подхватил Illustrator 8, а потом Corel Draw 9.
За пару лет кисти перекочевали во все векторные редакторы. Fractal Design влилась в компанию Metacreations. Metacreations создала ряд шедевров типа очередных версий Painter, Bryce3D и Kai Power Tools. А на рубеже тысячелетий — вообще исчезла с рынка графических программ, распродав напоследок права на свой софт всем желающим. Солидную часть, в том числе Painter, отхватила Corel Draw. А Expression просто вернулся домой, в CreatureHouse.
Второе дыхание
В скором времени CreatureHouse вместе с Алексом Чжу — разработчиком и вдохновителем проекта — выпускают вторую версию программы. Ее код переписали практически с нуля, внесли изменения в движок, увеличилась производительность, добавилась масса функций, кардинально изменился интерфейс — а размер остался тем же! Я специально установил первую версию Expression, чтобы увидеть разницу. И первая, и вторая занимают по 20 Мбайт, причем вторая даже на 20 Кбайт меньше (если уж быть дотошным).
Когда запускаешь Expression 2, прежде всего бросается в глаза интерфейс (рис. 1). Все плавающие панели выстраиваются слева или справа. Щелчок на заголовке той или иной панели разворачивает ее, а остальные в это время автоматически сворачиваются. Таким образом, на экране можно держать все панели сразу. Палитра слоев ужата донельзя. Переход от одного открытого файла к другому осуществляется щелчком мыши по его названию в статусной строке под рабочим окном.
Как правило, в приложениях наряду с числовым представлением данных рядом дается движок — для плавной «ручной» регулировки (в том же Photoshop'е). И лишь в Expression 2 я столкнулся с тем, что можно подкручивать сами цифры! Наводишь на цифру курсор, нажимаешь и тянешь вверх или вниз — и она меняется на бОльшую или меньшую! Будто за палитрой спрятано колесико с числами, как у механического кассового аппарата или арифмометра.
Рисунок 1
К слову, сказать, программа напоминает уменьшенную копию Adobe Illustrator. Практически идентичны горячие клавиши (пробел — перетаскивание, Alt+пробел — лупа). Многие операции имеют интуитивное единство с «Иллюстратором». В общем, человек, знакомый с продуктами Adobe, в Expression не пропадет!
Кисти
Конек «Экспрессии» — по-прежнему кисти, которыми можно рисовать одиночные объекты и повторяющиеся орнаменты (рис. 2). Здесь есть свои уникальные возможности, не имеющие аналогов в других векторных редакторах, — так называемые анимационные кисти, или MultiView, позволяющие рисовать несколько изображений. При использовании такой кисти программа может генерировать бесконечное число промежуточных вариантов, благодаря принципу перетекания одного кадра в другой.
Орнаментальные, или кисти с повторяющимся рисунком, имеют параметр «перспектива». К примеру, если обычная «орнаменталка» создает цепочку одинаковых кружков, то кисть с «перспективой» рисует круги, плавно увеличивающиеся.
Во второй версии появилось такое новшество, как растровые кисти. Действуют они так же, как и обычные, но у них есть маска прозрачности (благодаря чему Expression теперь действительно может потягаться с Painter). Конечно, до всех возможностей старшего брата программе далеко, но полупрозрачные кисти — это, это… Тончайшие переходы оттенков, переливы красок, «естественная» мягкость… (см. примеры) Имею планшет, готов путешествовать!
Растровая накачка мускулов
Во второй версии программисты удачно пошутили, добавив функции работы с растровой графикой. И теперь я не знаю, как правильно назвать Expression — то ли всё еще векторным редактором, то ли еще чем-то. Конечно, сегодня векторной графике без прозрачности и режимов наложения никуда — взять хотя бы тот же Adobe Illustrator 9. Интересно, что Expression предлагает назначать заливке и обводке различную прозрачность, независимо от их типов (кисть не кисть, груздь не груздь — полезай в кузов!).
Впрочем, мягкими масками прозрачности для импортированных битмапов сегодня удивить трудно. Похожая функция есть, например, в Deneba Canvas (все собираюсь добраться до нее и посмотреть, что это за зверь). В Expression 2 можно выбрать кисть «маска» и размер, установить прозрачность и, мягко затушевав края фотографии, создать самый настоящий фотоколлаж. Было бы еще лучше, если б курсор кисти мог показывать текущий размер, как это делается в Photoshop.
Встроенный эффект Warping — это нечто. Представьте, что на каждое фотоизображение накладывается своего рода сеточка. Потянув за один-другой ее узел, мы исказим фото так, будто оно на резиновой поверхности (в Photoshop 6 имеется похожий редактор эффектов Liquify, но он, к сожалению, не лишен недостатков). Warping может применяться и к любым другим объектам, без предварительной растеризации…
Пример 2
Программисты сделали логичный шаг: раз уж все равно совместимости с другими программами не добиться, пойдем до конца, то есть используем все возможности. Действительно, даже девятый «Иллюстратор» свои эффекты выводит на Postscript-устройство с ошибками (если предварительно не растеризовать). А ребята из CreatureHouse говорят прямо: для распечатки или передачи работы другим программам обязательно все растеризуйте. В конце концов, из 3D Max тоже никто не посылает сцены напрямую на печать, предварительно ее не отрендерив. Похоже, технология рендера перед завершением проекта — это будущее векторной графики.
Пример 3
Flash-кнопочки
Напоследок предлагаю кусочек сладкого — создание кнопок для веб-графики в формате Flash. Выше упоминались анимационные кисти. Так вот, любому объекту с помощью специальной панели можно назначить последовательность действий, которые он будет выполнять в ответ на манипуляции мышью — щелчок, проход над кнопкой и т. д. (рис. 3).
Рисунок 3
Это в случае, если вы экспортируете рисунок в формате Flash. Полноценную анимацию здесь сделать нельзя, но кое-что можно. Объекты, нарисованные анимационными кистями (MultiView Stroke), в качестве эффекта могут прокручивать свои состояния, создавая эффект анимации (рис. 4).
Рисунок 4
Системные требования и цена
Требования скупы. Pentium 166 или выше, Windows 95/98/Me/NT4/2000, 64 Мбайт RAM, 64 Мбайт свободного места на жестком диске (так заявлено разработчиками, на самом деле Expression 2 требует меньше. Она нормально работает и на 32 Мбайт памяти, а после установки занимает всего 20 Мбайт на винчестере). Сама программа занимает не более 7 Мбайт, остальное — примеры, кисти, текстуры, фильтры и руководство в формате PDF.
Для Macintosh требования следующие: процессор на базе PowerPC, Mac OS 8.0 или выше, 64 Мбайт RAM, 64 Мбайт свободного места на жестком диске.
Программа поддерживает цветовые профили устройств ICC.
Цена Expression 2 — 149 долларов. С сайта CreatureHouse можно скачать trial-версию, которая, впрочем, является полноценным пакетом с некоторыми заблокированными функциями. Размер файла 7 Мбайт, руководство (3 Мбайт) — скачивать отдельно. Кстати, дистрибутив первой версии занимал 43 Мбайт (это к вопросу о качестве и количестве кода).
Заключение
Чтобы выжить рядом с гигантами, графическая программа должна быть не просто хорошей. Она должна быть отличной. Примеры XaraX и Expression — тому подтверждение. И если XaraX выглядит как мини-CorelDraw, то Expression — как мини-пакет, сочетающий в себе Illustrator и Photoshop (мягкие маски прозрачности, plug-ins и Warping)!