Экспрессия номер два
АрхивДавно это было. Фирма Adobe существовала, в основном, за счет Illustrator, а только-только купленный фирмой Photoshop выглядел как бедный родственник в гостях у дядюшки. Процессоры работали в сотни раз медленнее, компьютеры грузились с пятидюймовых дискет. А тем временем в стенах Кембриджа некто Алекс Чжу вдохновился идеей, которая через десяток лет ляжет в основу современной векторной графики. Шел 1991 год, а идею звали - "скелетные кисти".
Давно это было. Фирма Adobe существовала, в основном, за счет Illustrator, а только-только купленный фирмой Photoshop выглядел как бедный родственник в гостях у дядюшки. Процессоры работали в сотни раз медленнее, компьютеры грузились с пятидюймовых дискет. А тем временем в стенах Кембриджа некто Алекс Чжу вдохновился идеей, которая через десяток лет ляжет в основу современной векторной графики. Шел 1991 год, а идею звали - «скелетные кисти».
История
В векторной графике прижилось более популярное название «художественные кисти» или просто кисти. Идея состояла в том, чтобы вместо скучной линии, изображающей кривую, путь или обводку, использовать красочное графическое изображение. Любое изображение, любой векторный объект, по этой идее, мог послужить основой для кисти.
Тогда, в начале 90-х, графические векторные редакторы не отличались от чертежных программ. Зачастую их так и дразнили.
Кисти, по замыслу Алекса, дали бы векторной графике необычайную силу, благодаря которой можно было бы не только подняться над уровнем чертежных программ, но и превзойти обычную технику рисования от руки. Проведя линию на экране, пользователь мог бы сразу создать след как от натуральной кисти, или цепочку убегающих следов, или горсти желтых листьев, рассыпанных по осеннему саду! Появилась бы выразительность, экспрессия!
Похожие идеи витали тогда и в растровой графике, но векторные кисти обладали теми преимуществами, что могли быть изменены в любое время и не зависели от разрешения принтера.
Алекс добился своего. И графические кисти появились в программе, которая так и называлась - Expression. Создала программу компания CreatureHouse по заказу Fractal Design. Последняя фирма известна еще и как создатель Painter - уникального растрового редактора, имитирующего естественные техники рисования, от масла до акварели. Успех Painter был так велик, что он потеснил даже Photoshop, для мира растровой графики это было чем-то невероятным!
Но его векторный брат, Expression, не добился такого же успеха - во многом из-за несовместимости с другими форматами и неудобствами вывода на печать. Но семена упали на благодатную почву. Сначала Illustrator 8, а потом Corel Draw 9 подхватили эстафету.
За пару лет кисти благополучно перекочевали во все векторные редакторы. Компания Fractal Design влилась в компанию Metacreations. Metacreations создала ряд шедевров типа очередных версий Painter, Bryce3D и Kai Power Tools. А на рубеже тысячелетий фирма вообще исчезла с рынка графических программ, распродав, напоследок, права на свои программы всем желающим. Солидную часть, в том числе, Painter, отхватила Corel Draw. А Expression просто вернулся домой, в CreatureHouse.
Второе дыхание
В скором времени, CreatureHouse вместе с Алексом Чжу - разработчиком и вдохновителем проекта, выпускают вторую версию программы. И кстати, это один из тех случаев, когда увеличение номера на единицу не только оправдано, но я бы даже сказал, недостаточно.
Код программы был переписан заново, практически с нуля. Были внесены изменения в сам движок программы. Увеличилась скорость работы, добавилась масса функций, кардинально изменился интерфейс. А сам размер программы остался таким же! Я специально установил первую версию Expression, чтобы увидеть разницу. И первая, и вторая версии занимают по 20 мегабайт, причем вторая даже на 20 килобайт меньше (если уж быть дотошным). Случай в мире программ просто уникальный.
Первое, что бросается в глаза, когда запускаешь Expression 2 - это интерфейс (см. рис. 1). Все плавающие панели выстраиваются слева или справа. Щелчок на заголовке панели разворачивает ее, а остальные в это время автоматически сворачиваются. Таким образом, на экране одновременно можно держать все панели сразу и при этом не громоздить одну на другую. Редкий случай удачной планировки!
Палитра слоев ужата до микроразмеров, а переход от одного открытого файла к другому можно осуществлять щелчком по его названию в статусной строке под рабочим окном.
Я встречался с подходом, когда наряду с числовым представлением данных, рядом давался движок - для плавной «ручной» регулировки (тот же Photoshop). Но только в Expression 2 я столкнулся с тем, что вместо движка можно подкручивать сами цифры! Наводишь курсор на цифру, нажимаешь и тянешь вверх или вниз - и цифра меняется на большую или меньшую! Будто за палитрой спрятано колесико с числами, как у механического кассового аппарата или арифмометра.
К слову сказать, программа напоминает уменьшенную копию Adobe Illustrator. Практически идентичны горячие клавиши (пробел - перетаскивание, alt+пробел - лупа). Многие операции в программе имеют какое-то общее интуитивное единство с Иллюстратором, я бы сказал. В общем, человек, знакомый с продуктами Adobe, в Expression не пропадет!
Кисти
Конек Экспрессии - по-прежнему кисти. Кисти, которыми можно рисовать одиночные объекты и повторяющиеся орнаменты. Здесь есть свои уникальные возможности, аналогов которым нет в других векторных редакторах. Это кисти «MultiView» или анимационные кисти.
Особенность анимационной кисти в том, что в ней скрывается несколько вариантов изображения. При создании кисти автор задает несколько ключевых кадров. При использовании такой кисти программа может генерировать бесконечное число промежуточных вариантов, используя принцип перетекания одного кадра в другой. Это хорошо использовать при генерации Flash-кнопок (что рассматривается ниже). Другого полезного применения анимационным кистям я пока не нашел.
Орнаментальные, или кисти с повторяющимся рисунком, имеют параметр перспективы. К примеру, если обычная «орнаменталка» создает цепочку одинаковых кружков, то кисть с «перспективой» рисует плавно увеличивающиеся друг за другом круги.
Во второй версии появилось такое новшество, как растровые кисти. Действуют они так же, как и обычные, но у них есть маска прозрачности. Вот теперь, благодаря этому, Expression может действительно потягаться с Painter. Конечно, до всех возможностей старшего брата ему далеко, но полупрозрачные кисти - это, это… Тончайшие переходы оттенков, переливы красок и «естественная» мягкость. Имею планшет, готов путешествовать!
Растровая накачка мускулов
Во второй версии программисты удачно пошутили, добавив функции работы с растровой графикой. И теперь я не знаю, как правильно назвать Expression - то ли это еще векторный редактор, то ли еще что-то. Конечно, сегодня векторная графика без прозрачности и режимов наложения никуда - взять хотя бы тот же Adobe Illustrator 9. Интересно, что Expression предлагает назначать заливке и обводке различную прозрачность, независимо от их типов (кисть - не кисть, груздь - не груздь, полезай в кузов!).
Допустим, созданием мягких масок прозрачности для импортированных битмапов, тоже удивить трудно. Похожая функция есть в Deneba Canvas (все собираюсь добраться до нее и посмотреть, что это за зверь). В Экспрессии 2 можно выбрать кисть «маска», установить размер, прозрачность и мягко затушевать края фотографий, создавая самый настоящий фотоколлаж. Было бы еще лучше, если бы курсор кисти мог показывать текущий размер, как это делается в Photoshop.
Но встроенный эффект Warping - это нечто. Представьте себе, что на каждое фотоизображение накладывается своего рода сеточка. Потянув за один-другой узел такой сетки, мы искажаем фото так, как будто оно нарисовано на резиновой поверхности. В Photoshop 6 имеется похожий редактор эффектов Liquify, но он в Photoshop, и к тому же производит необратимые действия. А тут в любой момент можно перетянуть сетку искажений по новой, или вообще сбросить ее в ноль. Warping может применяться и к любым другим объектам, без предварительной растеризации.
Программисты сделали логичный шаг. Раз уж все равно совместимости с другими программами не добиться, будем идти до конца, то есть использовать все возможности. Действительно, даже девятый Illustrator свои эффекты выводит на Postscript-устройство с ошибками (если не растеризовать). А ребята из CreatureHouse говорят прямо - для распечатки или передачи работы в другие программы предварительно все растеризуйте. И все! В конце концов, из 3D Max тоже никто не посылает сцены напрямую на печать, не отрендерив ее. Похоже, что технология рендера перед завершением проекта - это будущее векторной графики.
Flash-кнопочки
Ко всему прочему прилагается кусочек сладкого - создание кнопок для Web-графики в формате Flash. Выше упоминались анимационные кисти. Так вот, любому объекту с помощью специальной панели можно назначить действия, которыми он будет реагировать на мышку пользователя - щелчок, проход над кнопкой и так далее (см. рис. 2). Это в случае, если вы экспортируете рисунок в формате Flash. Полноценную анимацию здесь сделать нельзя, но кое-что можно. Объекты, нарисованные анимационными кистями (MultiView Stroke), в качестве эффекта могут прокручивать свои состояния, создавая видимость анимации (пример вы можете посмотреть на www.softerra.ru в полной версии статьи).
Системные требования и цена
Требования скупы. Pentium 166 или выше, Windows 95/98/Me/NT4/2000, 64 МБайт RAM, 64 МБайт свободного места на жестком диске - так заявлено разработчиками, но реально программа требует еще меньше. Она нормально работает и на 32 мегабайтах памяти, а после установки занимает всего 20 мегабайт на винчестере. Сама программа занимает не более 7 мегабайт, остальное - это примеры, кисти, текстуры, фильтры и руководство в формате PDF.
Для Macintosh требования следующие: процессор на базе PowerPC, MacOS 8.0 или выше, 64 МБайт RAM, 64 МБайт свободного места на жестком диске.
Программа поддерживает цветовые профили устройств ICC.
Цена программы 149 долларов. С сайта CreatureHouse можно скачать trial-версию, которая, впрочем, является полноценным пакетом с некоторыми заблокированными функциями. Размер файла 7 мегабайт, руководство (3 мегабайта) скачивать отдельно. Кстати, замечу, что дистрибутив первой версии программы в свое время занимал 43 мегабайта. Это к вопросу о качестве и количестве кода.
Заключение
Сегодня, чтобы выжить рядом с гигантами, графическая программа должна быть не просто хорошей. Она должна быть отличной. Примеры XaraX и Expression - тому подтверждение. И если XaraX выглядит, как мини-CorelDraw, то Expression - как мини-пакет, сочетающий в себе Illustrator и Photoshop (мягкие маски прозрачности, plug-ins и Warping)!
[i41244]