Цифровые шоссе в синем небе
АрхивПросто удивительна шоковая реакция публики на террористические акты в Центре международной торговли и Пентагоне. Неужели они, начитавшись раннего Фукуяму, и в самом деле, поверили, что истории пришел полный, окончательный и бесповоротный конец и в новом тысячелетии жить предстоит в розово-сопливом мирке всеобщей политкорректности?
Просто удивительна шоковая реакция публики на террористические акты в Центре международной торговли и Пентагоне. Неужели они, начитавшись раннего Фукуяму, и в самом деле, поверили, что истории пришел полный, окончательный и бесповоротный конец и в новом тысячелетии жить предстоит в розово-сопливом мирке всеобщей политкорректности?
Если это так, то этим людям не поможет и пара китов на завтрак ежедневно. Ну да ладно. Читатели «Компьютерры», надеюсь, хоть и испытали обычные человеческие чувства, но не удивились. Я, во всяком случае, старался сделать все от меня зависящее, дабы такое происшествие не казалось чем-то необычным. О том, какую угрозу представляют для жителей центров цивилизации сами объекты промышленной инфраструктуры, в данном случае небоскребы и авиалайнеры, какая потенциально разрушительная сила в них таится, я подробно писал в статье «Тень кремниевого стратега». (Поясню, что энергия, выделяющаяся при ударе, взрыве горючего в баках самолета, горении небоскреба и падении строительных конструкций, намного превосходит энергию, которой обладает любое конвенциональное оружие. И значительная часть ее преобразуется в поражающие факторы!) О том, что готовность пожертвовать и своей жизнью, и жизнями окружающих, с точки зрения теории игр, сама по себе есть мощнейшее оружие, говорилось в колонке «Ultimissima ratio regis». Ну да задним умом все мы крепки. А вот что надлежит делать, дабы подобных случаев избежать впредь?
Ну, можно конечно, положиться на «новое мЫшление», начать всемирные переговоры с террористами, и объявить эру всеобщего братства и массовой любви. Или доверить все военным и полицейским. Какой из этих способов смешней - решайте сами.
А можно немножко подумать. В конце концов, ведь известен только один благотворный пример влияния прогресса на нравы - с конокрадством покончило лишь развитие автомобилестроения. Так и тут - нужны принципиальные технические меры.
Смешно, но о них я читал еще в раннем детстве. Чтобы проверить себя, забрался на чердак и из-од груды пыли извлек книгу забытого писателя-фантаста Виктора Сапарина «Суд над Танталусом», М., 1962. Фантастика тогда не стала еще постмодернистской, то есть перепевающей старые сюжеты с точки зрения общечеловеческих ценностей, и, несмотря на обязательную марксистскую идеологию, в ней попадались интересные технические идеи.
Итак, цитирую. Главка «Пыль приключений». Идет широкомасштабный геофизический эксперимент, связанный с извержением искусственных вулканов. На борту авиалайнера беседа:
«Я - один из авторов математической завесы. Не понимаете? Ну, той самой, что заставила только что свернуть с курса наш лайнер.
- Математической?
- Ну да, состоящей из цифр. Попросту говоря, наши счетно-решающие машины сообщают штурманам-автоматам цифры, поправки к курсу, - пассажир говорил сейчас деловито, - и самолеты обходят запретный район кратчайшими удобными путями».
То есть все достаточно просто. В принципе, конечно. Рейсовые лайнеры, да и частные «цессны» не реют, ведь, где хотят, подобно вольным сынам эфира. Воздушное пространство - ограниченный, довольно дефицитный и достаточно дорогой ресурс.
И крупные объекты инфраструктуры - города, плотины, химические заводы и атомные электростанции, занимают вполне определенные места в пространстве.
А современные системы геопозиционирования позволяют определить точность летательного аппарата с погрешностью до метров.
Аэродинамика и динамика самолетов также не являются книгой за семью печатями.
И все это, правда, врознь (ром - отдельно, баба отдельно), в современной авиации имеется.
Необходимо лишь на этапе технического задания связать эти элементы в единую «противоугонную» систему, намертво блокирующую управление аэропланом, если его курс ведет к столкновению с важным инфраструктурным объектом.
Ну конечно, такая система потребует мощнейшей криптографической защиты.
Неплохо, если она будет сопровождаться внедрением современных технических средств авторизации доступа к системам управления лайнеров.
Но это уже детали.
Главное - что самолеты без исправных ЭВМ давно уже не летают. И, следовательно, внедрение подобных систем не понизит общую надежность авиатехники.
Конечно, останутся возможности компьютерных диверсий - но они должны парироваться на всем протяжении жизненного цикла изделия. Жизнь есть жизнь, и тут будет обычное соревнование замка и отмычки. И новые рабочие места для компьютерщиков, кстати.
Но это будет вернее, чем полагаться на человеческую порядочность. Компьютер ведь ни встанет на тропу джихада, ни продастся наркобаронам. А человек склонен и к тому, и к другому. Ну а переделывать последнего - себе дороже. Проходили уже.
[i41223]