Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Кошмар на Уолл-стрит

Архив
автор : Борис Кагарлицкий   14.09.2001

Боинг, врезающийся в здание Всемирного торгового центра, напоминал образ из американского боевика с миллионными спецэффектами. Увы, это было уже не кино. Фантазии голливудских пиротехников материализовались.

Боинг, врезающийся в здание Всемирного торгового центра, напоминал образ из американского боевика с миллионными спецэффектами. Увы, это было уже не кино. Фантазии голливудских пиротехников материализовались.

Первая мысль, как у всех - арабы. И странное, неприятное, почти тошнотворное ощущение - американцы доигрались. Бомбили Багдад, Белград, чувствовали себя неуязвимыми. Теперь почувствуйте на себе, что такое бомбежка. Опять как в американском кино - на сей раз уже не коммерческом: иракский офицер в фильме «Три короля» спрашивает американца: что бы ты почувствовал, если бы бомба попала в дом, где спит твоя семья?

Стоит этим мыслям прокрасться в голову, как охватывает не менее сильное чувства стыда и ужаса. Ведь это тысячи людей, оказавшихся под обломками. Это твой любимый Нью-Йорк, это нижний Манхеттен, по которому ты так любил бродить, - самый непредсказуемый город в мире, 24 hours non-stop, место, где любой чувствует себя своим просто потому, что все здесь приезжие. Почему Нью-Йорк?!

Впрочем, эмоции в сторону. Чем больше приходит информации, тем больше возникает вопросов. И тем сильнее опасение, что ужас катастрофы дополняется позором циничной политической игры. Политики на экранах - наши и израильские - дружно объясняют, что надо мстить, истреблять виновных и невиновных, расправляться с арабами, мусульманами, чеченцами. Поток расистских угроз. Ответим на террор геноцидом.

Между тем, арабский след - только один из возможных. Черный вторник 2001 года - первый террористический акт эпохи компьютерной революции. Он разительно отличается от привычного исламского терроризма, какой мы знали всего неделю назад. И это наводит на подозрение, что терроризм - вовсе не арабский и не исламский.

Для того, чтобы врезаться в небоскреб, не нужно быть высококлассным пилотом. Но для того, чтобы изменив курс, добраться до цели, нужно иметь неплохие навыки вождения Боинга. Причем знать надо не только машину, но и местность. Этому учат именно в Америке - в летных школах, на компьютерных симуляторах. Разумеется, здесь учатся не только американцы, но и курсанты с Ближнего Востока. Заплати 50 тысяч баксов и учись на здоровье. Между тем в Интернете появляется новое сообщение, вызывающее еще больше вопросов. Из строя была выведена американская система противовоздушной обороны, США подверглись нападению не только террористов-самоубийц, но и синхронизированной с ним атаке хакеров. А это уже совсем не по-арабски. Не потому, что среди арабов отсутствуют высококлассные программисты. Разумеется такие специалисты есть, я сам их видел. Но высококлассный программист из страны «Третьего мира» не пойдет в террористы. Тем более исламские. Скорее, он окажется в офисе транснациональной кампании на той же Уолл-стрит, в том же World Trade Center, или в Редмонде у Microsoft. На худой конец, в штаб-квартире радикальной левой организации. Но не среди исламистов. И дело не только в том, что образование позволяет заработать приличные деньги, сделать карьеру, не рискуя жизнью. Культура не позволяет такому человеку вписаться в среду исламских фундаменталистов.

Радикальные исламисты вербуют сторонников среди полуголодной сельской молодежи, переселяющейся в города в поисках заработка и не находящей работы. Среди исламистов может появиться и представитель традиционной элиты, наследник знатного рода. Но программисты? Специалисты high-tech? Это люди модернизированной, европеизированной культуры. В странах Востока они подчеркнуто противопоставляют себя традиции, чувствуют себя больше дома в том же Нью-Йорке или Калифорнии. Да, они могут быть радикалами, но совершенно другого толка.

Исключения возможны, но тут, похоже, работала слаженная команда. Как могли исламисты ее набрать?

Да и с захватами самолетов не все ясно. Записи телефонных разговоров говорят про «нескольких людей», захвативших пассажиров и экипаж. Если бы эти люди были арабами, скорее всего, хоть в одной записи это было бы упомянуто. Американцы, конечно, склонны к политкорректности, называть национальность соседа не принято. Но тут ситуация особая, не до политкорректности!

Что бы ни говорили про плохую проверку в американских аэропортах, провести на борт двадцать арабов с ножами все же непросто. Вот англосаксы пройдут без проблем.

Единодушие, с которым все показали на арабов, просто пугает. Ведь точно так же было после взрыва в Оклахоме. Сначала дружно заподозрили исламистов, даже нашли какие-то доказательства, а потом пришлось казнить Тимоти Маквея. У которого, кстати, оказалось куда больше сторонников, чем хотелось бы верить.

Ультраправые американские фундаменталисты ненавидят Нью-Йорк и Вашингтон не менее, чем фундаменталисты исламские. Вашингтон - новый Вавилон, скопище греха, обитель порока. Вашингтон - логово федеральных бюрократов, облагающих страну налогами и насаждающих политкорректность, вводя позитивную дискриминацию для негров и мексиканцев. Вот среди белых экстремистов знакомство с компьютерными технологиями - дело нормальное. Ибо в Америке компьютер (в отличие от Ближнего Востока) уже не роскошь, не достояние модернизированной элиты, не пропуск в желанный западный мир, а просто привычный инструмент, часть образа жизни. А с другой стороны, именно среди крайне правых обнаруживаются выходцы из спецслужб и армии. Именно американские военные создавали специальные команды хакеров, занимавшиеся подготовкой электронной войны, разрабатывавшие методы координации электронной атаки на информационно-коммуникационные системы с бомбардировкой с воздуха. Именно эта методика применялась в Багдаде и Белграде. Что если кто-то, обученный по этой системе, применил ее в собственной стране? Гражданские войны - всегда самые жестокие. Это относится к войне Севера и Юга в США точно так же, как и к резне 1919 года на Украине.

Опять голливудские образы - несколько недель назад телевизор показывал американский сериал про отставных шпионов и безработных спецназовцев с ультраправыми взглядами, пытающихся с помощью краденой секретной электроники разбомбить Нью-Йорк и США. Кошмар материализовался? Насмотревшиеся голливудского кино злодеи решили повторить игру в жизни. Воображение сценаристов уже не впервые воплощается в жизнь. После виртуальной войны, затеянной политическими интриганами из фильма «Wag the Dog» («Плутовство»), война на Балканах стала реальностью. Только на сей раз стреляли настоящими снарядами.

Но в жизни, в отличие от американского кино, неважно с хэппиэндами. И бомбу отнюдь не удается разрядить в последнюю секунду. Нацию, верящую кинематографическим мифам, ждет страшное пробуждение. Кошмар реальной жизни страшнее, чем фильмы ужасов.

В любом случае, судебная система в Америке настоящая. Виртуальные аргументы здесь, как правило, не работают. Злодеев не только покарают, но и найдут. Я не ошибся, переставив слова. Ибо покарать легче, нежели найти. Более того, кара непременно постигнет невиновных прежде, чем восторжествует истина. Но так или иначе, суд и пресса сделают свое дело. Может быть, мы никогда не узнаем, из-за чего погиб «Курск», но есть шанс, что будут предъявлены доказательства вины тех, кто взорвал World Trade Center.

Если окажется, что это были не арабские террористы, а белые американцы, Соединенные Штаты ждет шок не меньший, чем от крушения небоскребов.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.