Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Ars Magna

Архив
автор : Вадим Иванченко   03.09.2001

Одним из вопросов, которого лишь мимоходом коснулись авторы и читатели "КТ" при обсуждении приснопамятного тендера Минобразования на поставку программно-технических средств для российских школ, был такой: чему же надо обучать школьников -конкретным навыкам в работе с конкретными программными пакетами или умению ставить и решать задачи, самостоятельно осваивать новое знание?

Все люди от природы стремятся к знанию.
Аристотель. Метафизика I, 1

Одним из вопросов, которого лишь мимоходом коснулись авторы и читатели «КТ» при обсуждении приснопамятного тендера Минобразования на поставку программно-технических средств для российских школ, был такой: чему же надо обучать школьников -конкретным навыкам в работе с конкретными программными пакетами или умению ставить и решать задачи, самостоятельно осваивать новое знание?

Дело, конечно, не в том, что важнее вообще - здесь ответ, по-моему, очевиден, а в том, на что делать ставку в текущий момент. Рынок сегодня требует первого, а долгосрочные национальные интересы - второго. В целом эта проблема находится за рамками программы компьютеризации школ, а является частью более масштабного явления, которое раньше называли реформой, а сегодня - модернизацией образования и о котором вполне уместно поговорить в начале нового учебного года.

Не думаю, что сильно ошибусь, если основными задачами образования назову следующие: формирование у школьников (студентов) научного мировоззрения, обучение его самообразованию и умению ориентироваться во всем объеме современного знания. Решение этой грандиозной задачи требует поистине великого искусства и в масштабах страны может быть достигнуто пока только в рамках государственной системы образования.

Что мы имеем на сегодняшний день?

По поводу мировоззрения долго говорить не буду, приведу лишь данные опроса, проведенного на научно-популярном сайте xTerra.Ru. На вопрос: «Сторонником какой из теорий происхождения человека вы являетесь?» из 625 человек 33% ответили, что человек произошел от обезьяны, 28% - человек сотворен Богом, 39% уверены, что людей создала внеземная цивилизация.

Пока делаете выводы, пойдем дальше. Еще любопытный факт: лет тридцать назад некоторые пессимистично настроенные ученые, наблюдая стремительный рост объема знаний, предрекали скорый конец развитию науки из-за перегруженности информацией. Говорили, что в ряде отраслей легче получить тот или иной научный результат вновь, чем найти его в литературе. Стремительное развитие информационных технологий опрокинуло мрачные прогнозы, а повсеместное внедрение телекоммуникаций и средств обработки данных послужило катализатором многих интеграционных процессов в производстве и потреблении знаний, в том числе и в системе образования. Не осталось в стороне и наше отечество. Российское образование, сосватанное «бухгалтериям и технологиям», стало вынашивать новые формы и методы обучения, повивальной бабкой для которых оказалась связка компьютер + Интернет: появились центры дистанционного образования, начали создаваться мультимедийные курсы и электронные учебные издания. Однако революционных изменений не произошло, например, технологии дистанционного обучения развиваются хоть и активно, но, по прогнозам специалистов, ожидать их массового потребления, а значит, и дешевизны преждевременно. Кроме того, в решение проблемы, как научить ученика учиться, информационные технологии практически ничего не добавили, как и прежде, это осталось уделом талантливых педагогов, то есть «великим искусством».

Что же может дать компьютер и Интернет образованию если не сегодня, то завтра?

Основные задачи разрабатываемой в недрах Минобразования Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-05 гг.» таковы:

  • Оснастить компьютерной техникой все общеобразовательные учреждения (из расчета 1 ПК на 80 учащихся).

  • Предоставить доступ учащимся и преподавателям 50% общеобразовательных и 70% профессиональных учебных заведений к глобальным информационным ресурсам (пропускная способность вузовских каналов составит не менее 256 кбит/с).

  • Создать индустрию электронных учебных материалов и программно-методического обеспечения, программного обеспечения сетевого тестирования; банки данных с тестовыми заданиями.

  • Создать общероссийскую систему доступа к глобальным образовательным ресурсам; создать условия для развития технологии интерактивного дистанционного обучения; содействовать фундаментальным и прикладным исследованиям для реализации открытого образования, сделать возможной персонализацию образования путем создания и реализации индивидуальных образовательных траекторий.

  • Развивать систему поиска одаренных детей и работы с ними на основе использования информационных технологий для организации их общения с ведущими преподавателями и учеными.

  • Создать систему центров информационной и научно-методической поддержки образовательного процесса.

И т. д.

Все верно, давно пора. Остается, однако, непонятным, что собой будут представлять «глобальные образовательные ресурсы», уж не скрывается ли за ними банальный информационно неопрятный Интернет? Ведь в основе структуры подобных ресурсов должна лежать (в идеале) модель современного знания, в которой области научно-популярного и профессионального будут лишь разными уровнями одной иерархии и на основании которой можно будет и ориентироваться в огромном комплексе наук и технологий, и строить индивидуальные образовательные траектории.

Но кто знает, как это делать?

[i41001]

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.