Пособие для начинающего диктатора
АрхивРазглядывая лотки с пиратскими играми, я обнаружил на одном из них диск с изображением тропического острова и, среди скриншотов, - хорошо знакомое бородатое лицо с сигарой в зубах, созданное при помощи компьютерной графики, но, тем не менее, вполне узнаваемое. "Симулятор Фиделя Кастро!" - пояснил продавец, и я немедленно полез в карман за деньгами.
Разглядывая лотки с пиратскими играми, я обнаружил на одном из них диск с изображением тропического острова и, среди скриншотов, - хорошо знакомое бородатое лицо с сигарой в зубах, созданное при помощи компьютерной графики, но, тем не менее, вполне узнаваемое. «Симулятор Фиделя Кастро!» - пояснил продавец, и я немедленно полез в карман за деньгами.
Игрушку, разумеется, можно приобрести легально - реклама локализованной версии Tropico украшает почти все компьютерные журналы. Однако даже начав играть, далеко не все понимают, что же они таки приобрели.
С одной стороны - образцовая экономическая стратегия: попав в кабинет президента, украшенный гобеленом с национальным гербом, сев за стол, посередине которого дымится недокуренная сигара (как будто Фидель или Че только что вышли отсюда), я получил в свое распоряжение небольшой тропический остров, на котором нужно было строить всевозможные здания, заманивать туда рабочих (вариантов, как положено, два - либо высокая зарплата, либо безработица), пополнять бюджет, привлекать туристов и пр.
Все очень просто и удобно (меня всегда удивляли создатели игр, будто специально усложняющие и запутывающие интерфейс). К тому же - никаких войн: армия на острове хоть и имеется, но назначение ее на первых порах остается непонятным.
Проблемы появляются, когда на экран неожиданно выскакивает сообщение о гражданах, требующих свободных выборов: и, если вы соглашаетесь, рано или поздно компьютер объявит, что ваш конкурент набрал больше голосов, нежели вы. Тут-то и начинается совсем другая игра, с этого момента демократия покажется вам совершенно необоснованной.
Неблагодарные, я столько для них сделал! А главное, у меня только-только начало получаться: построен новый международный аэропорт… Конечно, ради него пришлось приостановить социальные программы, но это же гарантия будущего развития! Да еще услужливый электронный советчик подсказывает, что не так уж все и плохо, Presidente: результаты выборов можно подтасовать, а можно и вообще отменить…
И тут вы перестаете играть в экономическую стратегию. Перед вами открываются новые возможности, которые увлекают куда больше, нежели строительство зданий и привлечение рабочей силы. Оказывается, подданных можно репрессировать: население на острове небольшое, всех видно. Каждый человечек имеет имя и политические взгляды - выбор цели не представляет труда, было бы желание.
Правда, армию и полицию нужно постоянно задабривать, иначе во дворце начнется пальба, и тот же услужливый голос сообщит, что в стране государственный переворот. Но не отчаивайтесь: если правильно вести политику, среди военных будет больше сторонников, нежели путчистов.
Потом появятся вооруженные повстанцы, которые начнут с захвата какого-нибудь совершенно ненужного сооружения, вроде банановой фермы. Но берегитесь: если их не остановить, рано или поздно они дойдут до дворца, - пора строить сторожевые вышки, искать для них кадры и готовить военных к проведению контртеррористических операций (отдельная опция в меню).
А еще нужно лавировать между великими державами, задабривая попеременно то Вашингтон, то Москву. И тогда можно получить деньги в виде «помощи развитию» и построить на них военные базы, гарантирующие стабильность режима.
Правда, строительство советских военных баз может обернуться американским вторжением. Но, с другой стороны, американцев очень легко привлечь на свою сторону: постройте роскошные отели, оборудуйте пляжи, произнесите несколько проамериканских речей и вам простят все нарушения прав человека.
А еще - нужно разобраться с интеллектуалами, которым все время чего-то не хватает. Опять же, имеются два варианта: можно закрыть границы, и тогда необходимые для экономического развития кадры будут сохранены. А можно открыть границы - пусть убираются, потеряете некоторых специалистов, зато недовольных станет меньше.
И вовсе не обязательно прибегать к полиции и эскадронам смерти (еще одна замечательная возможность игры) - можно действовать гораздо гуманнее и подкупить оппозиционных политиков: чем коррумпированнее оппозиция, тем стабильнее власть. Видимость демократии сохраняется, выборы проходят, страна развивается!
Придется нравиться главным политическим фракциям, их несколько: интеллектуалы, коммунисты, капиталисты, милитаристы, экологи и религиозные деятели.
Легче всего с коммунистами, они ни черта не делают, лишь пишут письма с призывами сократить имущественное неравенство и улучшить положение с жилищным строительством.
С милитаристами тоже просто: неуклонно наращивайте вооруженные силы, даже если вам никто не угрожает.
Религиозные деятели требуют строить церкви. Кроме того, им нужно безупречное личное поведение президента (никаких пьянок, никаких женщин). Если это требование соблюдается, спокойно можете продолжать репрессии и убийства.
А вот с экологистами и интеллектуалами трудно. Тем более что все, что вы делаете для них, ведет к ограничению экономического роста.
Иными словами, капиталисты с коммунистами еще как-то уживаются, а вот с защитниками природы - ни за что! Самый страшный кошмар, впрочем, когда экологи умудряются-таки соединиться с коммунистами и получить поддержку верующих. Тогда точно конец!
Игра привязана к реальному историческому времени с 1950-го по 2000 год. И хотя привязка, как и в любых компьютерных играх, условна, различия между периодами ощущаются наглядно. Например, в 1980-е годы большинство латиноамериканских стран оказались по уши в долгах. Скорее всего, то же случится и с вашим режимом: без непредсказуемых колебаний цен, без кредитов и т. д. вдруг как-то сразу получится, что корабли начнут приходить реже; горы невостребованного кофе и сигар скопятся в порту…
Между тем экономика уже не та, что в 1950 году. Нужно содержать специалистов, оплачивать социальные программы. Короче, расходы растут, а доходов нет. И как только дефицит переваливает за определенную отметку, на сцене появляется Мировой Банк и вмешивается в ваши бюджетные решения.
Пользы от этого вмешательства ровно никакой, зато в стране сразу же начинается дестабилизация. Военные, недовольные ограничением жалования (по требованию Мирового Банка), затевают государственный переворот. К моменту, когда власть сменится, экспорт все же увеличится, и Мировой Банк снимет свои ограничения.
Российские политологи все гадают, что такого особенного было на Кубе, что тамошний режим пережил всех братьев по Восточному блоку. Может, дело в уникальной личности Фиделя? Без сомнения, личность неординарная, но такой тип лидера для Латинской Америки не в диковинку. И Куба, при всем ее своеобразии, легко вписывается в широкую латиноамериканскую норму, которую нам предложили реконструировать создатели Tropico.
Вариантов игры множество, можно выбрать любой персонаж, начиная от Фиделя Кастро или Че Гевары и заканчивая Бэби Доком и Пиночетом, а можно создать новый.
Арсенал - богатейший, начиная со способа взятия власти (свободные выборы; революция; переворот, устроенный ЦРУ; переворот, устроенный КГБ) и кончая личными качествами: трудолюбив, непримирим к врагам, характер нордический и т. д.
Но придется выбрать и недостатки, которые, как и положено, могут быть продолжением достоинств. Например, умеренная паранойя обеспечит симпатию военных. Лично я, формируя характер персонажа, непременно делал его алкоголиком и бабником. Алкоголику оказывается легче установить отношения с Москвой, что же касается бабника… это соответствует исторической правде.
Цели игры тоже могут варьироваться - в зависимости от того «левый» или «правый» вариант диктатуры вы установили. Для Бэби Дока главным критерием успеха становится солидный счет в швейцарском банке, и тогда этим компенсируется даже неудачный финал: остров разорен, но ваш личный счет занесен в раздел highest scores.
«Левый» режим должен решить социальные проблемы острова. Впрочем, и здесь, добившись успеха, можно немного расслабиться и подумать о швейцарском счете.
Так или иначе, продержаться у власти нужно по крайней мере больше сорока лет. Как и должно подлинному отцу нации. Когда вы все же уходите, легкомысленные жители острова радостно выскакивают на улицы вас провожать. Наконец-то el Presidente оставляет их в покое. Но радуются они преждевременно - вы еще можете остаться даже после окончания срока игры.
Самое неприятное во всем этом, что построенная создателями игрушки модель чертовски точна. Dead accurate, как говорят англичане. Просидев за компьютером несколько вечеров, я инсталлировал игру в институте, где читаю лекции по политической науке, и велел играть в нее своим студентам.
И чем дольше играешь, тем менее экзотичным кажется происходящее, и тем больше обнаруживаешь знакомого и узнаваемого. Очередное неприятное открытие для ревнителей самобытности: современная Россия, по крайней мере - политически, куда ближе к тропическому обществу, чем может показаться с точки зрения климата.
После нескольких часов игры механизмы власти становятся гораздо понятнее. Впрочем, некоторые аспекты происходящего вызвали у моих студентов недоумение. Почему, например, жители Тропико так хотят, чтобы я построил тюрьму? Пришлось рассказать им историю, услышанную мной от одного советского специалиста, работавшего в Анголе. Он случайно поймал парня, пытавшегося угнать или ограбить его машину, отвел его в полицию и потребовал составить протокол. Там долго отнекивались, потом попросили прийти завтра, а на следующий день объяснили, что протокол составлять уже не надо. Приближалось время сиесты, тропической полуденной дремоты. Караул устал. Часовые просто убили арестованного и пошли спать.
Иногда все же лучше, если людей сажают в тюрьму.
[i40938]