Беги, кролик, беги
АрхивНе так давно новостные агентства мира облетело сообщение, что ученые научились выделять стволовые клетки из человеческой кожи и собираются использовать это открытие - ни много ни мало - для выращивания нейронов и даже тканей головного мозга, с последующей заменой отдельных дефектных его участков...
«Так нельзя обдолбаться,
таким можно только родиться».
Сергей Голубицкий
Не так давно новостные агентства мира облетело сообщение, что ученые научились выделять стволовые клетки из человеческой кожи и собираются использовать это открытие - ни много ни мало - для выращивания нейронов и даже тканей головного мозга, с последующей заменой отдельных дефектных его участков. Звучит, согласитесь, несколько необычно, особенно если учесть, что непонятно, что при этом будет происходить с самим мозгом, с его нейронными связями и информацией - в общем, всем тем, что формирует личность человека и его поведение.
Тем более что, как показывают результаты исследований Элизабет Гулд (Elizabeth Gould) из Принстонского университета (Prinсeton University), мозг вовсе не статичен, его развитие и рост продолжается всю жизнь: запас нейронов, вразрез устоявшимся парадигмам, непрерывно пополняется даже у взрослых особей крыс, обезьян и, видимо, человека.
Пока доказано (и верифицировано в экспериментах других ученых), что фабрикой нейронов может быть по крайней мере один из участков мозга, гиппокамп, и зародившиеся клетки могут по мере необходимости мигрировать к пораженным участкам.
Раньше этот удивительный факт не удавалось обнаружить по одной простой причине: у лабораторных животных - с достаточным запасом еды и питья и в отсутствие познавательной активности - эти нейроны просто гибнут в течение нескольких недель, оставаясь невостребованными.
Как оказалось, при стрессах синтез нейронов подавляется, а при поражениях гиппокампа - активируется. То есть мозг обладает определенной способностью к самоизлечению. И, более того, у новых нейронов было гораздо больше шансов выжить, когда подопытные особи жили в сложных условиях, вынужденные постоянно решать разные познавательные задачи (новые нейроны принимают участие по крайней мере в механизмах кратковременной памяти). А способность нейронов к транспорту в пораженные участки мозга вселяет надежду, что таким же образом можно будет доставлять туда и искусственные, выращенные из тех же стволовых клеток, нейроны.
Сейчас Гулд изучает, как влияет на нейрогенез лишение подопытных животных сна (видимо, гораздо интереснее было бы узнать, как на нейрогенез влияет медитация, но где взять макаку или тем более крысу, способную на такие подвиги?).
Эксперименты дают неожиданное подтверждение давнему тезису о том что земля (нейроны) должна принадлежать тем, кто ее обрабатывает: как уже говорилось, невостребованные клетки погибают через несколько недель. И, на мой скромный взгляд, в значительной мере снимают остроту дискуссий о клонировании человека, да и любых животных: ясно, что клонировать можно лишь матрицу, некую оболочку, а вот для того, чтобы наполнить ее содержанием, придется повторить бесконечное множество начальных условий и внешних факторов, каждый из которых вносит свой вклад в развитие и становление личности.
Уже скоро можно будет получить - очевидно, за немалые деньги - копирайт на структуру своей ДНК (см. новость «Я, еще раз я и закон»). Ну и что с того? Да и зачем? Ведь двойника, скорее всего, можно будет отличить и гораздо более простой серией тестов.
[i40901]