Архивы: по дате | по разделам | по авторам

На стороне спроса

Архив
автор : Максим Отставнов   21.08.2001

В подавляющем большинстве литературы, посвященной свободному программному обеспечению, анализируются его преимущества со "стороны предложения", а в отношении "стороны спроса" ограничиваются фразой "и эта экономия передается потребителю". Я хочу попробовать обсудить "сторону спроса" чуть более подробно, благо и статья Александра Евтюшкина, публикуемая сегодня в нашей рубрике, посвящена больше логике спроса, чем логике предложения.

В подавляющем большинстве литературы, посвященной свободному программному обеспечению, анализируются его преимущества со «стороны предложения», как принято называть это в экономике, а в отношении «стороны спроса» ограничиваются, в худшем случае, фразой «и эта экономия передается потребителю», а в лучшем - перечислением скороговоркой нескольких пунктов, специфичных для использования свободного софта. Я хочу попробовать обсудить «сторону спроса» чуть более подробно, благо и статья Александра Евтюшкина, публикуемая сегодня в нашей рубрике, посвящена больше логике спроса, чем логике предложения (и разработки).

Цена лицензирования и миф о «бесплатности». Если говорить об отечественной прессе, соизволившей заметить продукты и рынки, связанные со свободным софтом, относительно недавно и до сих пор уделяющей теме моделей лицензирования очень мало внимания, то ее досужего «анализа» обычно хватает лишь на то, чтобы отметить бесплатное лицензирование конечному пользователю.

Разумеется, в некоторых случаях цена лицензирования имеет значение (например, в low-end-сегментах или при массовых поставках, включая государственные, или в узко специализированных областях), однако, если честно, цена на лицензии поп-софта невысока 1.

Доминирование проприетарного софта на десктопе наносит мне персонально гораздо больший ущерб за счет системных эффектов, угнетающих сферу компьютинга. И связаны они, если опять-таки честно, не столько с проприетарностью как таковой, сколько с «антистандартизацией» - массовым использованием закрытых системных интерфейсов и форматов данных. Более или менее точно оценить сумму я затрудняюсь.

Однако существует ряд более «прозрачных» позиций, и они важны, так как «бесплатного» ничего не бывает, в том числе и на стороне спроса. Две из них я хотел бы обсудить подробнее.

Цена поставки. «Бесплатная» поставка (раздача дисков либо распространение через сети) всегда преследует цель или увеличения аудитории, или маркетинга смежных услуг, или благотворительности. Себестоимость ее невелика, но это вполне ощутимые материальные затраты, и в общем случае кто-то должен их понести. Видимо, наиболее экономичным и приемлемым способом поставки сегодня является запись на заказ на CD-носители или (в случае массового софта, пользующегося устойчивым спросом) промышленное тиражирование CD, иногда - с приложением печатной документации.

И действительно, мы находим соответствующий рынок сформировавшимся. Если говорить о массовых тиражах, это рынок «коробок» (boxes, с документацией) и «коробочек» (jewel cases, без документации или с буклетом), поставляющихся либо разработчиками дистрибутивов, либо третьими лицами. Крайне интересной особенностью его является относительная локальность поставок и, как следствие, относительная независимость ценообразования.

Нет никаких причин не считать рыночной конъюнктуру, сложившуюся в точках розничной продажи, и мы находим, в случае самого развитого примера - дистрибутивов Linux, «потребительскую» цену коробки в России (300-400 р.) приблизительно в четыре раза ниже, чем в Америке ($30-50). Ее сдерживает не только междистрибьюторская конкуренция, но и угроза «демпинг-клонирования» (которое может быть «пиратским» - правда, в отношении оформления и использования товарных знаков, а не содержимого дисков, - а может и не быть 2).

Поскольку основные затраты ложатся на международный коллектив разработчиков, а затраты на тиражирование, распространение и рекламу несут (и делят доходы от поставок) местные игроки, мы имеем прекрасный пример «локального» рынка в «глобальном» контексте - парадоксально, но он работает и всех устраивает. Альтернативой являются отчисления владельцам прав на проприетарный софт (в основном за рубеж), «масштабирующиеся» применительно к местным условиям гораздо хуже, - выброс в эту прорву денег, которых как раз и не хватает для развития локального рынка реальных услуг.

Цена реальных профессиональных услуг. Собственно, весь «рынок свободного софта», не включающий, в отличие от проприетарного, «мнимой части» цены передачи прав «интеллектуальной собственности», состоит из реальных услуг. Однако услуги по разработке программ массового использования обычно не воспринимаются индивидуальным пользователем как таковые, поскольку использует он их в отчужденной форме (как «продукт») и редко оплачивает сам (разве что дистрибьютор нанимает разработчиков или непосредственно пользователь делает добровольное отчисление).

Другое дело, индивидуально потребляемые услуги - по разработке недостающего софта или (все чаще) по «доработке напильником» имеющегося - под специфические задачи. Их приходится оплачивать, нанимая сотрудников или контрактуясь с внешней фирмой. Этот рынок, в силу самого его характера, гораздо менее прозрачен, чем рынок услуг по поставке. Однако можно предположить, что его конъюнктура складывается вполне подобно конъюнктуре последнего 3.

[i40835]


1 (обратно к тексту) - Если я вдруг решу все потребные мне приложения компьютера (а я потребляю компьютерную мощность часов восемь в день локально [не считая круглосуточного удаленного потребления], со вкусом, и весьма разнообразно) реализовать с помощью проприетарного софта и буду скрупулезно следовать маркетинговым «советам» об обновлении, я все равно буду тратить на лицензии меньше, чем на сигареты (потребление которых рабочему процессу скорее мешает, чем помогает).
2 (обратно к тексту) - Пораженный эрудицией некоторых наших читателей (см. «Письмоносец» в #406), я не решаюсь высказать определенное мнение, но мне кажется похожим на правду, что поставка копии RedHat Linux, воспроизводящей оформление оригинального дистрибутива, - очевидный акт «пиратства», а вот поставка ее в коробке, на которой написано «Linux. Копия поставки RedHatTM Linux. RedHat является зарегистрированным торговым знаком…» - вполне fair use.
3 (обратно к тексту) - Часто от поставщика требуется максимальная «близость» потребителю - географическая и культурная, «плохо масштабируемая» же часть издержек, связанных с отчислениями (прямыми или косвенными, например, через лицензирование средств разработки) «транснациональному» держателю исключительных прав, отсутствует и в этом случае.
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.