Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Что-что у него в карманцах?

АрхивОфисные приложения (архив)
автор : Сергей Токарев (eSTet)   19.08.2001

Два лица Adobe PageMaker. Материалы из темы номера "КТ" от 21 августа 2001 года.

За эту статью мы с Сергеем Токаревым взялись, когда лицензионного коробочного PageMaker 7 в России еще не было (нет его и до сих пор; боюсь, не будет и на момент выхода номера). А поскольку покупать митинскую «ОЕМ-версию» Сергей посчитал ниже своего достоинства, статья волей-неволей приобрела своеобразную форму: сначала он пишет о том, как все должно быть по заверениям Adobe, а затем я рассказываю во врезках, как обстоят дела на самом деле. — Scout.

Новая версия Adobe PageMaker (7.0) ориентирована на массовый рынок, о чем громче всех заявляет сам производитель. Навязчивое упоминание о том, что программа комплектуется шаблонами и клипартами, «разработанными профессионалами дизайна», а также намеки на мощь и точность верстального и препресс-инструментария, который будет служить вашему бизнесу, порой наводят на мысль, что речь идет о каком-то очередном клоне Microsoft Office, вооруженном до зубов орудиями верстки.

Оправдана ли смена цифры в номере версии, или это просто знак перемен в отношении Adobe к своему детищу? В релизах не упоминалось ни о новых инструментах, ни о новых методах обработки текста и графики. После пакета InDesign логично было бы ожидать хотя бы возможности строить произвольные контуры с помощью пера. Но… об этом молчат провода. Правда, одно-два значительных изменения все же есть: это печать переменных данных и создание тегового PDF (tagged PDF).

А как же импорт натуральных файлов Photoshop 6 и Illustrator 9, спросите вы? По секрету скажу, что ради поддержки PageMaker'ом какого-то формата нет нужды в новой версии. Хватило бы пары дополнительных «штепселей», которые могла бы сварганить та же Adobe — но очевидно, что после того, как фирма с почестями похоронила PageMaker, выпуск дополнений к нему вызвал бы всеобщее недоумение. Да и не царское это дело — выпускать расширения к своим же программам…

Итак, какие же сюрпризы приготовил нам новый старый PageMaker?

Поддержка природных форматов Adobe

Не утомились ли вы делать копии в TIFF всякий раз, когда поправляете исходный материал в Photoshop? Можете об этом забыть. Сейчас модно употреблять PSD-файлы как есть, с кожурой и косточками. Пара спелых файлов в формате шестого Photoshop отлично украсят вашу публикацию.

Так же теперь следует поступать и с векторной графикой. Хватит делать копии для последующего импорта в PageMaker! Сегодня он может обрабатывать файлы в формате Illustrator 9 (если, конечно, вы сумели сохранить файл в этом формате — о проблемах «девятки» при работе на локализованных системах мы уже писали).

Однако разработчики честно предупреждают, что прозрачные объекты из файла «Иллюстратора» вы как не видели, так и не увидите. И не напечатаете. Значит, о наложении объектов, градиентной прозрачности и прочих удовольствиях не может быть и речи, что весьма странно, так как сам по себе эффект прозрачности PageMaker 7 охотно поддерживает, но только в формате EPS — это документированный способ передачи прозрачных объектов из Illustrator 9 в PageMaker 7. Неофициально же это можно считать плохо скрытым признанием в том, что версия готовилась в большой спешке и пара функций была, как обычно, недоработана. Во всяком случае, после недавнего скандала с eBook я именно так и думаю.

И еще мне интересно, сможет ли PageMaker корректно воспроизводить «живые эффекты» девятого «Иллюстратора»? Логично предположить, что нет. Ведь для этого нужен тот набор фильтров, что и в Illustrator 9. А уж о таком новшестве не преминули бы сказать в рекламных заявлениях!

И действительно, воспроизводить «родные» иллюстраторовские эффекты PageMaker 7 наотрез отказался.

В окне опций импорта файлов «Иллюстратора» появляются лишь формы да расцветка объектов, любые же наложенные эффекты исчезают «как сон, как утренний туман». Более того, при импорте файла «с прозрачностью» PageMaker об этом честно предупреждает и не дает установить для принтера опцию PostScript Level 3. Тот же файл, сохраненный в «Иллюстраторе» как EPS, импортируется на раз. Смотрите сами: слева направо — оригинал, файл, импортированный в формате Illustrator 9, и файл, импортированный как EPS. — Scout.

Вторсырье берете? Помещение в публикацию файлов PDF

Сегодня в PDF-формате хранится большая часть структурированно оформленной информации. Так, к примеру, чтобы сделать приличную картинку с изображением коробки PageMaker 7, я был вынужден вытаскивать ее «Иллюстратором» из PDF-файла, рассказывавшего о новых возможностях «семерки». Тем приятнее, что хоть в этой версии их можно будет использовать напрямую.

Впрочем, как показывает практика, чаще всего для «вторичного использования» нужны не сами документы, а только их часть. Как растровое изображение в моем примере.

В связи с заявленной ориентацией PageMaker на «массового» пользователя предвижу множество публикаций, иллюстрированных низкокачественными документами PDF, взятыми из Интернета.

И хотя в седьмой PageMaker можно помещать файлы Adobe PDF, подготовленные в последних версиях Photoshop и Illustrator, разработчики опять-таки предупреждают, что эффект прозрачности не воспроизводится в PM ни на экране, ни на печати. Для этого надо пользоваться форматом EPS.

PDF импортируются в PageMaker и впрямь на ура. Опции практически те же, что и при импорте файлов Illustrator 9, это неудивительно, ибо для «девятки» PDF является внутренним форматом хранения данных. Однако если вы надеетесь что-то сделать с импортированным файлом — ну, скажем, вытащить из него кусок текста или картинку, подредактировать его слегка и далее в том же духе — обломайтесь. PDF импортируется как EPS-картинка, на что указывает и опция выбора качества Preview. Более того, в многостраничных PDF вы можете импортировать лишь по одной странице за раз, и каждая из них станет отдельной иллюстрацией. Если же хотите редактировать — милости просим: покупайте Acrobat и вперед… Кстати, PageMaker понимает установки PDF и не дает импортировать файл, защищенный от изменения, копирования содержимого или печати.

Представляю, каким спросом будет вскоре пользоваться Elcomsoft'овский Advanced PDF Password Recovery Pro, снимающий подобную защиту меньше чем за секунду… — Scout.

Улучшенное пищеварение, или Новые файловые фильтры

Но зато уж на файлах EPS новая версия PageMaker должна показать себя во всем блеске. Тут тебе и прозрачность, и поддержка PostScript 3, который обеспечивает более высокое качество печати сложных объектов, улучшенные цветовые переходы и многое другое.

А с помощью особой утилиты можно конвертировать публикации Quark XPress 4.0 и 4.1 (раньше конвертация была возможна только из Quark Xpress 3.3). Отчаявшийся Quark посыпает голову пеплом и сулит 350 долларов скидки на свою программу каждому, кто пересядет с PageMaker на XPress, — такова суровая правда жизни.

Что обещает Microsoft тем, кто откажется от PageMaker в пользу ее программ, мне пока неизвестно, но утилиты из «семерки» способны поглощать и файлы MS Publisher 2000. Попутно программа должна переваривать файлы форматов Word 2000.

Заявка с EPS'ами, конечно, хороша, но что мы видим на практике? Когда я импортировал два EPS с разными типами прозрачности (первый — иллюстраторовский объект с прозрачностью от эффекта Feather, второй — иллюстраторовский же объект с плавным градиентом прозрачности от нуля до ста процентов), накладывал их на колонку текста, а затем выводил результаты в формате пятого Acrobat (PDF 1.4), то в первом случае прозрачность действительно появилась, правда, не плавная, а «плоская», по обрезному контуру картинки, а вот во втором, несмотря на кучу перепробованных комбинаций формата самого EPS и акробатовских настроек, объект, увы, так и остался непрозрачным. А главное, дабы воспользоваться всеми преимуществами PostScript Level 3, нужно, чтоб ваш фотовывод этот самый Level 3 понимал, иначе толку не будет.

Теперь пять копеек по поводу импорта. Скажу сразу: файлы Word 2000 седьмой PageMaker не переваривает ни под каким соусом — ну не знает он такой программы и все тут, и это при том, что у меня был установлен самый что ни на есть полный набор фильтров. После экспериментов с Word я перешел к файлам MS Publisher. Год назад мы с Олегом Дмитриевым решились на авантюру и, полагаясь на слово компании Microsoft, уверявшей, что Publisher 2000 — полноценный верстальный продукт, сверстали статью, посвященную этому самому «верстаку», в нем же самом. Получилось, мягко скажем, не очень хорошо (желающие могут посмотреть результат в «КТ» #325). Но PageMaker переплюнул даже Publisher. Поначалу все было терпимо: с одной версией публикации конвертер вылетел сразу с Abnormal Program Termination, с другой справился и даже выдал успокаивающее окошечко результатов. Но когда я открыл конвертированный файл… Нет, раскладка полос сохранилась. Графика стояла там, где ей положено, цвета были такими, какими и задумывались, но вот текст… Впрочем, судите сами.

В то же время с англоязычной публикаций, созданной мною в MS Publisher для чистоты эксперимента, PageMaker справился превосходно, так что работникам английских и американских препресс-бюро крупно повезло. По поводу других языков сказать не могу: как известно, тот же Illustrator 9 имеет серьезные проблемы с любыми национальными кодировками, а не только кириллицей.

С Quark'овыми публикациями получилось еще хуже. Во-первых, даже в англоязычных документах порушилось все оформление, выполненное средствами QuarkXPress: текст на кривых превратился в обычный, кривые линии (paths) — в прямоугольники, значения кернинга и трекинга тоже не сохранились, градиенты и тонкие настройки параметров печати слетели и так далее… В общем, толк от такой конверсии может быть лишь в том случае, если в Quark сверстан документ безо всяких извращений — разлит текст по страницам и все тут. Зато русский язык импортировался без проблем…

Ох, ей-богу, не бронхит, так золотуха! Ну могли бы посидеть над конвертером еще с месяцок и научить его преобразовывать свойственные только Quark'у элементы оформления в EPS-графику! Пока же — с таким-то конвертером! — ни один уважающий себя «кварковец» на PageMaker переходить не станет, хоть озолоти его. — Scout.

Несекретные материалы, или Создание тегового PDF

Еще больше опций стало при создании PDF. В PageMaker теперь возможен прямой доступ к настройкам Acrobat Distiller 5, который, кстати, включен в состав пакета. Поставьте галочку при экспорте файла, и вы получите не просто PDF, а с теговой разметкой (tagged PDF).

Документ, сохраненный в формате тегового PDF, словно вода, принимает наиболее подходящую форму в зависимости от платформы и устройства просмотра, сохраняя при этом логическую структуру. Так, на обычном ПК документ, заверстанный в несколько колонок, будет виден как есть, а на дисплее наладонника он перестроится на одноколонную верстку.

Забавно видеть, как все возвращается на круги своя и вдруг наступает ренессанс старых идей. Развитие наладонников и других форм компьютерной жизни заставило в чем-то повториться события 10-20-летней давности: от игрушек, словно сошедших с экранов 1980-х, до тегового PDF, впитавшего в себя первоначальную идеологию языка HTML (приоритет логической структуры перед физической ради независимости от конкретной платформы просмотра документа). Все смешалось в доме Облонских: HTML-страницы на базе таблиц тяготеют сейчас к жесткой структуре макета, рассчитанной на определенное разрешение мониторов, а PDF, изначально предназначенный для точной передачи внешнего вида документа, наоборот, становится более гибким.

Теговый PDF, кстати, лежит в основе формата печально известных ныне электронных книг eBook. В своих релизах Adobe вещает, как легко создавать и распространять секретные документы (на базе PDF, не eBook) с помощью PageMaker 7. Благодаря отечественному Малдеру — Дмитрию Склярову — теперь всем известно, что это не совсем так, а вернее — совсем не так: создать-то шифрованный PDF можно, но секретностью от него и пахнуть не будет.

Делается теговый PDF и правда легко: поставил галочку, и пожалуйста… Но вот выглядит затем его «текучесть» опять же очень некузяво. Нет, сам по себе PDF отображает станицу именно так, как она была сверстана, — до те пор, пока не применишь к нему команду Reflow. А вот уж после этого начинаются чудеса: текст разливается в одну колонку и подстраивается под ширину экрана, картинки уезжают туда, где, по мнению ловкого «Акробатa», им самое место, а фоновое оформление остается почему-то неизменным… В общем, вот вам наглядный пример: я вывел в теговый PDF одну из старых «КомпьюFeрр». Сверху — оригинальный PDF, снизу — «растекшийся» по всему доступному месту. — Scout.

Заключение

В общем, видно, что Adobe создала совсем не конкурента InDesign, а коммерческий — в худшем смысле этого слова — продукт. Выпуск «семерки» явно преследовал маркетинговые цели, и искать радикальные новшества в этой версии просто нелепо (а всё, что есть нового, действительно могло быть реализовано в форме «штепселей», но кто бы тогда заплатил за новую версию?).

На маркетинговый характер версии указывает и тот факт, что, по мнению разработчиков, на первом месте в списке дополнений должны стоять «тысячи профессионально разработанных клипартов, фото и заготовок, подготовленных профессиональными дизайнерами»! Слава богу, хоть непрофессиональные туда не пустили… Когда среди обновлений на первое место ставится библиотека клипартов, это что-нибудь да значит. Предполагаю, что теперь выпуск новых версий PageMaker пойдет у Adobe как по маслу. Вот только соберут новый урожай клипартов…

С моей точки зрения, новый PageMaker никак не заслуживает увеличения номера версии на единицу, 6.6 или 6.7 еще куда ни шло, но не более. Обидно, что корпорация Adobe, исстари славившаяся добротной продукцией, в последнее время явно двинулась по стопам Microsoft: выпускает все новые и новые косметически улучшенные версии софта с никому не нужными клипартами и шаблонами, основные усилия вкладывает не в разработку, а в маркетинг продуктов, а ежели кто против слово скажет — в суд его, гада, в суд…

Кстати, о клипарте: несмотря на то, что он якобы подготовлен «профессиональными дизайнерами», его качество (с точки зрения содержания, а не техники изготовления), мягко говоря, плохое, а грубо — просто никуда не годное. Диск под завязку набит разнообразным векторным и растровым мусором, по сравнению с которым Corel Clipart Gallery просто шедевр. Все больше и больше в адобовском софте навязчивой американской «дружелюбности для тупых», все ближе и ближе он к народу… Интересно, наблюдаем ли мы процесс идейного угасания некогда лучшей в области креативного софта корпорации, или же это лишь «болезнь роста»? — Scout.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.