Издавательская история
АрхивНа всей территории постсоветского пространства среди дизайнеров и верстальщиков бытует мнение, что самым-пресамым первым настольным верстальным пакетом в мире был Ventura Publisher. О нем ходят легенды одна другой краше, ему приписываются удивительные свойства, но, как ни жаль развенчивать красивый миф, все же стоит признать, что первой программой для DTP была не "Вентура". Равно как и первым компьютером для DTP стал не PC, что, впрочем, куда менее удивительно.
На всей территории постсоветского пространства среди дизайнеров и верстальщиков бытует мнение, что самым-пресамым первым настольным верстальным пакетом в мире был Ventura Publisher. О нем ходят легенды одна другой краше, ему приписываются удивительные свойства (так, вспоминают, что он работал «аж на 286х и под ДОСом», что правда), но, как ни жаль развенчивать красивый миф, все же стоит признать, что первой программой для DTP была не «Вентура». Равно как и первым компьютером для DTP стал не PC, что, впрочем, куда менее удивительно.
Самым первым «верстаком» в мире был… PageMaker, появившийся в июле 1985 года
А первооткрывателем мира настольной верстки стал Пол Брейнард, основавший в том же году компанию Aldus, названную в честь Альдуса Манитуса, венецианского типографа XV века. К сожалению, сейчас эта компания незаслуженно забыта, а ведь она стояла у истоков рынка ПО для дизайна и верстки. В Aldus разработали технологию OPI, позволяющую верстальщику использовать изображения с низким разрешением, а затем подставлять на их место высококачественные иллюстрации при выводе готового макета. Компания принимала непосредственное участие в формировании стандарта PostScript, а помимо этого совместно с Microsoft разработала формат TIFF, ставший ныне стандартом де-факто.
Кроме того, фирма Aldus положила начало немалому количеству известных графических программ: так, именно она выпустила пакет Freehand, который затем отошел фирме Macromedia, а также PhotoStyler, многие идеи из которого Adobe использовала в Photoshop. Вот еще несколько софтинок, вышедших из алдусовских лабораторий: Digital Darkroom, Gallery Effects, Fetch, Intellidraw, Persuasion, Superpaint… не правда ли, узнаваемые имена?
Однако заслуги компании Ventura тоже нельзя сбрасывать со счетов, - именно Ventura Publisher стал первой верстальной программой для PC, появившись на свет в апреле 1986 года, за девять месяцев до писишной версии PageMaker. Ventura, поначалу бывшая маленькой компанией из трех человек - выходцев из Xerox, заключила выгодное соглашение об OEM-поставках «Паблишера» с несколькими дистрибьюторами. Однако старой связи владельцы Ventura не теряли: до 1989 года фирма Xerox занималась маркетингом «Паблишера», а в 1989 купила сначала код, а затем и права на название компании, и третья версия вышла уже под маркой Xerox Ventura Publisher.
Итак, к концу 1986 года на рынке было три версии двух верстальных программ - Aldus PageMaker для PC и Mac и Ventura Publisher для PC. Однако уже в 1987 году на этот «вкусный» рынок стремительно ворвалась компания Quark с первой версией своего QuarkXPress, который выгодно отличался от конкурентов прецизионной типографикой и прекрасной поддержкой цвета. Quark, основанная в 1981 году, поначалу занималась текстовыми редакторами (она же, кстати, выпустила самый первый в мире текстовый редактор для Apple III).
А что же Adobe? Основанная в 1982 году, она поначалу полностью отдалась разработке языка PostScript. В 1985 Adobe выпустила первые в мире принтер и фотонабор с поддержкой PostScript, в 1986 году - первый набор шрифтов Adobe Type Collection, а затем занялась разработками софта для графики, в результате чего в 1987 году появился Illustrator, а в 1990 - Photoshop и Type Manager. В 1991 году компанию качнуло в сторону софта для видеопроизводства - появилась первая версия Premiere, - а затем «саманщики» занялись разработкой переносимого формата документов PDF и в 1993 выпустили Acrobat. Об издательских пакетах в те времена, похоже, никто в Adobe и не задумывался…
До 1993 года рынок DTP-программ развивался без особых всплесков. Компании Quark постепенно удалось отвоевать большую часть рынка благодаря активной маркетинговой политике и высокому качеству софта, что неудивительно: в отличие от Aldus и Ventura, Quark была «фирмой одной программы» и не распыляла силы (кстати, подобная ситуация сохранилась и до сих пор). И вот сначала Ventura, а затем и Aldus, неспособные самостоятельно конкурировать с Quark, решают пристроиться под чью-нибудь мощную «крышу». В результате в 1993 году пакет Ventura Publisher приобретает компания Corel, а в 1994 году Aldus со всем своим багажом разработок и лицензий поглощается Adobe. Оба покупателя незамедлительно выпускают новые версии версталок, построенные на старом коде, но снабженные некоторыми косметическими изменениями и выходящие под именами новых хозяев - Corel Ventura Publisher 4.2 и Adobe PageMaker 5. Кстати, с пятой версией PM случилась забавная история: некоторое время на рынке присутствовали два пятых PageMaker’a - от Aldus и от Adobe.
После выпуска пятой версии Ventura Publisher Corel полностью переписывает код пакета, разрабатывая его как Win32-приложение. Процесс занимает куда больше времени, чем планировалось, и обновленный Publisher выходит лишь в 1996 году сразу в версии 7.0, дабы номер совпадал с номером вышедшего тогда же Corel Draw! 7. С этой поры Publisher начинает сдавать позиции, поскольку конкуренты эти два года тоже не сидели сложа руки: Adobe в 1995 году приобрела Frame technology и стала под своим именем раскручивать Framemaker, а QuarkXPress, добравшийся к тому времени до версии 3.3, уже успел обрасти множеством сторонних расширений и отлаженными сервисами, став практически стандартом де-факто в профессиональном издательском деле. Окончательно укрепилась позиция Quark с выходом в 1997 году четвертой версии XPress, и на сем потрясения на рынке издательского софта прекратились на два долгих года: Quark вылизывала и доводила до совершенства свое детище, Corel продолжала ковыряться с Ventura, а Adobe, выпуская очередные апдейты PageMaker, втихаря готовила конкурентам сюрприз в лице InDesign, появившегося в 1999 году. Тогда же было заявлено о прекращении линии PageMaker. Однако расклад сил на рынке Adobe изменить не удалось: InDesign при всей привлекательности заложенных в него идей оказался чрезвычайно сырым и недоработанным, и прагматичные полиграфисты не рискнули ставить под удар свой бизнес и отлаженный производственный процесс. И вот рынок снова затих на два года, а затем… появился PageMaker 7.0. Что это за зверь - читайте в следующей статье.
[i40818]