Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Версталище

Архив
автор : Серж Скаут   17.08.2001

Наш народ - самый верстающий народ в мире. Тому, очевидно, есть две причины: во-первых, на протяжение последних семидесяти с хвостиком лет наш народ был самым читающим

Наш народ - самый верстающий народ в мире. Тому, очевидно, есть две причины: во-первых, на протяжение последних семидесяти с хвостиком лет наш народ был самым читающим, однако зачастую читать ему приходилось вовсе не то, что хотелось, а то, что предписывали родные Партия и Правительство (мой балкон до сих пор завален многотомниками полного собрания сочинений Ильичей - Владимира и Леонида, сиамских близнецов Карла и Фридриха, Иосифа Виссарионовича и иных партейных товарищей - выкинуть жалко, все же неглупые люди были, да и качество издания - потрясающее… иногда приятно, покуривая в распахнутое окошко и любуясь пейзажами Москвы капиталистической, раскрыть том так двадцать второй и прочитать страничку-другую… а съесть все же погано) . Посему народ, лишь гайки чуть-чуть отвинтили, бросился верстать то, что ему читать хотелось и что раньше тайком ходило по рукам в слепых машинописных копиях, айбиэмовских распечатках (слово «компьютер» тогда еще было не в ходу) и чудом где-то отксеренных рукописях, - и общими усилиями дефицит хорошей литературы в середине девяностых был почти преодолен (правда, ныне возник вновь, однако уже по причинам экономическим и общему отупению на почве чтения «Корявого против Обдолбанного» и иже с ними). Второй же причиной была невиданная дешевизна софта.

Верстальный софт (и не он один) стоил… стыдно даже говорить, сколько он стоил, и посему каждый владелец компьютера мог позволить себе вдумчиво изучить Aldus PageMaker, Ventura Publisher или QuarkXPress. В те блаженные времена верстать умели даже секретарши.

Особенности, хм-м… распространения верстальных программ в нашей стране наложили свой отпечаток на развитие этого сегмента софтового рынка. Если во всем мире программу выбирали по выполняемым ею функциям, то у нас - исключительно по доступности в изучении и принципу «нравится/не нравится». Именно поэтому так силен в нашей стране клан любителей PageMaker: дело в том, что доступные в те времена версии QuarkXPress были криво сломаны из-за серьезной защиты, примененной фирмой Quark, и на миллионном парке писюков прочно закрепился «пижамкер». В «Кварке» тогда верстали преимущественно крутые дизайн-бюро, оснащенные «Макинтошами» и позволявшие себе роскошь покупать лицензионный софт. И с тех пор все знатоки QuarkXPress посматривают на «пижамкерщиков» с плохо скрываемым высокомерием. Однако в последнее время ситуация приблизилась к общемировой, и число пользователей того и другого верстального пакетов практически сравнялось, чему немало способствовал и рост профессионализма хакеров. При этом в резюме о приеме на работу верстальщика обычно по-прежнему указывают: «знание PageMaker, QuarkXPress».

Несомненно, находятся и маргиналы: например, Евгений Козловский, в свое время прославившийся на всю страну циклом статей «Я пишу и верстаю в Word’е», или Олег Малогловец, в пику Козловскому написавший не менее занимательный цикл «А я пишу и верстаю в LaTeX’e»… Более того, есть и любители старой доброй «Вентуры», приютившейся ныне под крылышком у Corel, и - совсем забыл - мазохисты, предпочитающие верстать в Microsoft Publisher. Но круг их невелик, и в массе своей рынок верстки на постсоветском пространстве поделен между PageMaker и QuarkXPress.

Как ни странно, в нашей стране практически не прижились - очевидно, из-за плохой локализации - два очень популярных в мире пакета - Adobe FrameMaker, предназначенный для верстки сложных в оформительском плане технических руководств, справочников и книг, и Adobe InDesign. Вот о последнем стоит рассказать поподробнее…

Какая шумиха стояла на рынке издательских систем два года назад! С какой помпой выкатила фирма Adobe свой новый верстальный продукт! Рекламщики даже нарекли его «убийцей QuarkXPress». Впрочем, намерение Adobe вытеснить Quark с рынка бросалось в глаза сразу: интерфейс InDesign был куда ближе и понятнее пользователям XPress, нежели пользователям PageMaker, который маркетологи фирмы походя похоронили, заявив, что «сия линия продолжаться не будет». Однако со временем шумиха поутихла, и выяснилось, что кварковцы вовсе не спешат стирать с дисков старый добрый XPress и стаями переходить «в дизайн», да и «пижамкеровцы» тоже как-то… не торопятся.

Сказались, в первую очередь, консерватизм полиграфистов, по сравнению с которыми английские лорды - что шаловливые дети, и недоработанность нового пакета. Adobe притихла и стала доводить InDesign до ума, добравшись к настоящему моменту до версии 1.52. Но вот в середине июля текущего года грянул гром. Всего-то навсего вышла новая версия программы - но какая интрига получилась! Программой-то являлся старый добрый PageMaker, а номером версии - кругленькая «семерочка».

Помню недоумение, охватившее моих коллег по цеху при этой новости. Попытку понять, что, собственно, происходит - с чего вдруг Adobe пошла «коленками назад» и решила поконкурировать сама с собой - лучшим образом разрешил Витя Жижин, задумчиво изрекший: «Да у них всегда так… Делали-делали InDesign, глядь - все равно PageMaker получается…» В общем, «после сборки обработать напильником» забыли.

И вот это-то увеличение номера версии на ноль целых четыре десятых и послужило поводом для темы номера. Казалось бы, повод мелковат, но, во-первых, я уже сказал, что наш народ - самый верстающий в мире, а во-вторых, сей незначительный на первый взгляд факт является еще одним доказательством серьезных внутренних проблем, преследующих в последнее время Adobe. Итак, сегодня мы вспомним историю становления рынка софта для настольных издательских систем, поближе познакомимся с новым PageMaker и его прямыми конкурентами, а также постараемся прикинуть, что ждет нас в ближайшем будущем.

Да, и еще: должен признаться, что по причине своей нетерпеливости и остроты темы я не смог дождаться осени, когда, по заверениям российских представителей Adobe, в Москве объявится новый PageMaker в коробках, и приобрел его на следующий день после выхода в… скажем так, jewel-версии. Но это ничего: после завершения темы я честно поцарапаю диск гвоздиком и перееду маленьким настольным бульдозером. Обещаю.

[i40817]

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.