Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Как бы выхода нет?

Архив
автор : Михаил Брауде-Золотарев   07.08.2001

Честно говоря, уже надоело писать про тендер Минобраза на поставку в сельские школы компьютерной техники. Всего пару недель назад в "13-й комнате" я раздал всем сестрам по серьгам и самонадеянно посчитал, что тема закрыта. Но вот ведь как получается. Чиновники Минобраза, всеми силами избегавшие журналистов, вдруг решают нарушить обет молчания и дают интереснейшее интервью.

Честно говоря, уже надоело писать про тендер Минобраза на поставку в сельские школы компьютерной техники. Всего пару недель назад в «13-й комнате» я раздал всем сестрам по серьгам и самонадеянно посчитал, что тема 1 закрыта. Но вот ведь как получается. Чиновники Минобраза, всеми силами избегавшие журналистов (а пообщаться с ними пытались как минимум пять офлайновых изданий, не считая сетевых или неизвестных мне), вдруг решают нарушить обет молчания и дают интереснейшее интервью. Г-да А. А. Поляков 2 и Е. Е. Чепурных 3, возглавляемые министром образования В. М. Филипповым, разоткровенничались с корреспондентом «Известий» Алеком Ахундовым. Алек, для которого эта тема нова, тем не менее, чутко среагировал на некоторые странности в словах чиновников и, решив во всем разобраться, обратился в «КТ» - так мы и ознакомились с пленкой.

Стоило ли Гюльчатай открывать личико? До того казалось, что тактика Минобразования - перетерпеть-пересидеть - была ошибочной: заинтриговав всех своим молчанием, они спровоцировали, мягко говоря, повышенный интерес к тендеру. Но вот уж точно - не повезло людям так не повезло: молчат - выглядят подозрительно, а открывают рот - еще хуже получается.

Общее впечатление от часового интервью: люди, проводившие тендер, абсолютно некомпетентны в вопросе. Настолько, что не остерегаются публично говорить легко проверяемые глупости - скорее всего, просто не понимая, как со стороны воспринимаются их слова. Несколько цитат разложены по врезкам, хотя, скажу вам, это цветочки. Фонограмму - ягодки - надо слушать: министерство возглавляют люди, которые вряд ли сдали бы выпускные экзамены по русскому языку (и математике, см. дальше). Пикантность в том, что министерство-то - образования.

Однако благодаря интервью окопная война Минобраза неожиданно завершилась, и теперь мы хотя бы знаем, где приблизительно проходит его линия обороны. «Приблизительно» потому, что на протяжении часового интервью чиновники раз пять говорят, что «у вас устаревшие данные», и обещают «передать» актуальные документы. Очередной запрос в министерство ушел, ответом, как обычно, нас не удостоили, и, поскольку ждать обещанного три года мы не можем, то публикуем материал, опирающийся на публично доступные материалы и вышеупомянутое свежее интервью.

Правила игры

Никаких экспертов (как и предполагалось), ориентирующихся на рынке ИТ, Минобраз при проведении тендера не привлекал. Вместо них были собраны крупные и заслуженные, но главное - дружественные чиновники из разных государственных учреждений. Крупные и заслуженные - чтобы обсуждение было «весомым», «широким» и чтобы потом не подкопаться: один - бывший замминистра, другой - доктор наук, третий - ректор и т. д. Дружественные - чтобы вопросов лишних не задавали. Они и не задавали: сегодня мы поможем, подмахнем «экспертизу», даже поспорим для протокола, завтра нам помогут. Так помаленьку все вопросы и решаем. Министр Филиппов: «образовывается рабочая группа, в которую входят (на 90% в данном случае) ректоры высших учебных заведений». Далее все обсуждается «в научно-техническом совете министерства образования, на собрании научной общественности страны… были представители Минэкономики, Минфина, Минсвязи… И, конечно, эту работу контролировал всё время Минфин… Мы согласовывали каждый шаг…». Некоторых «специалистов», которым, по мнению министра, мы обязаны странному тендеру, он в интервью назвал поименно (Мельник, Кимелев, Малышев, Тихонов, Семенов, Фортов, Ягодин, Карлов). Очевидно, были и другие, но, видимо, именно эти господа запомнились г-ну Филиппову больше других. Какое отношение, спросите вы, они имеют к аппаратно-программным платформам и построению компьютерных систем? А никакого. Кроме «экспертов», сотрудники Минобраза активно кивают на Минэкономразвития как структуру, «согласовавшую» безальтернативный тендер. Документа, конечно, не показали, а мы с удовольствием бы ознакомились (см. врезку «Об экспертизе»).

Громко и для всех: а был ли тендер на ПО?

Слова г-на Полякова подтверждает и его начальник: «на экспертном совете это обсуждалось - казалось бы, зачем Windows 2000 в школы? Фортов сказал, и Ягодин, и Карлов… они сказали: надо поставить ПО, которое пять-семь лет будет работать… Эти уважаемые люди - они убедили в итоге в том, что надо Windows 2000…»

Министр, похоже, исходит из того, что, скажем, много более дешевая ОС Windows 98 семи лет не протянет 4.

«Представьте, - продолжает Филиппов, - если будет ОС Windows, а офис, допустим, «Арсенала» или чей-то?»

Представить себе такое, конечно, невозможно. Ну как это - «Старофис» да под «Виндами»? Не-воз-мож-но представить, а уж о том, чтобы к тендеру допустить… Тьфу-тьфу-тьфу, сгинь наваждение, три раза через левое плечо.

Филиппов: «Изначально обсуждался вопрос, а может быть, все пустить на конкурс? Но требование сохранения единого образовательного пространства поставило нам то, что мы должны условия определенные прописать, иначе… могут появиться разные операционные системы. У нас, например, есть одна область, которая выпала из-за этого, - Камчатка. [Они] закупили «Макинтоши»… они сейчас выключают себя очень сильно из той сети, которая потом может быть у нас».

Разные ОС - это страшно, это хуже, чем черта к ночи поминать. И вообще, надо будет спросить Сергея Кащавцева, он, чудак, почем зря пользует эту маковую напасть и не подозревает даже, что «выключает себя из сети»! И как он только, шаман, письма в редакцию отправляет?

А уж о бесплатной Linux в качестве ОС… ну нет, об этом даже задумываться непозволительно.

Мы ж не можем рассматривать!

Великая тайна ценообразования на продукты MS г-ну Полякову (см. врезку слева) пока не далась. Или он, мягко говоря, заблуждается. Не стоит MS Windows отдельно от MS Office дороже, чем вместе с Офисом 5 - даже если не обсуждать вопрос, а почему при проведении госзакупок организаторы тендера не торговались, например, заложив в условия конкурса верхнюю границу цены, или с помощью антимонопольного законодательства, раз поставщик единственный. В министерстве о таких возможностях прекрасно знали. Цитирую неосторожного г-на Полякова: «У нас в антимонопольном законодательстве написано, что федеральный орган имеет право обратится в Минэкономразвития, если на рынке есть… единственный поставщик продукта… и Минэкономразвития или антимонопольный комитет имеют право заставить монополиста поставлять по себестоимости». В этом месте, к сожалению, коллеги г-на Полякова оперативно переводят разговор на другую тему. А жаль, был бы шанс узнать что-то новое - в частности, почему не «обратились» и почему не «заставили»?

А. Поляков. Об экспертизе
А. Поляков. О ценообразовании и арифметике
Министр Филиппов. О руководящей и направляющей роли

[i40638]


1 (обратно к тексту) - См. «КТ» ##402, 403, 404.
2 (обратно к тексту) - Начальник Управления ИТ в образовании (Минобраз).
3 (обратно к тексту) - Замминистра образования.
4 (обратно к тексту) - Или это очередная недокументированная особенность «Виндов»?
5 (обратно к тексту) - Официальный партнер MS компания «Формоза» продает Windows ME/RUS (OEM) за 66,6 у. е.

А. Поляков. Об экспертизе

- Да причем тут техническая экспертиза! На сегодняшний день в России нет отечественного системного продукта. Когда это все начиналась, мы… проанализировали: на сегодняшний день в сфере образования 92% интеловской техники, а интеловская техника работает на продукте «Микрософт». Поэтому на экспертном совете было принято решение, что у нас как бы выхода нет… Первоначально предполагалось… проводить конкурс на системный программный продукт, от этого отказались по одной простой причине: тогда бы мы не гарантировали единого пространства. Потому что фирмы, которые выиграли… мы бы их не заставили поставить Windows 2000 или Windows 97 или «Милениум». Вот это и подвигло на то, чтобы обратится в Минэкономразвития и просить разрешение на единственного поставщика.

А. Поляков. О ценообразовании и арифметике

- «Микрософт», когда к ним обратились (обращался Виноградов, замминистра), представили предложения, которые направлялись мне. Получалось, что пакет, который они предложили, по сравнению с другими (были и другие предложения, но мы ж не можем рассматривать - хуже или лучше, мы в комплексе должны решать) был самый дешевый вариант на тот момент. Мы обращались ко всем. И на тот момент никто нам не предложил каких-либо вариантов, тот же «Арсеналъ», к которому мы обращались…

Это же экономика, это нужно считать. Значит, если мы отдельно покупали операционную систему, она стоила бы 220 долларов, перекрывая всё. Это просто арифметика. И специалисты, они ж бизнесмены, это же все считается! То есть если бы мы покупали ОС одну, как было решено экспертным советом, это было бы дороже, чем если бы мы покупали в пакете [MS Windows и MS Office]. Эти документы можно показать, если кого-то интересует, - сколько на тот момент стоило, если отдельно от ОС, сколько в пакете, то есть мы дешевле купили две вещи.

Министр Филиппов. О руководящей и направляющей роли

- Я рад тому, что лично Владимир Владимирович написал поручение правительству, когда мы начали реализовывать его идею компьютеризации с его подарка [компьютера] школе в сентябре прошлого года в деревне Кузькино Самарской области.

Первое, что он увидел. Заходим в класс. Стоит учительница. Он сказал:

- Вы умеете работать?

Она говорит: «Не умею».

Я, раз, говорю: «Надо повышение квалификации заложить».

Второе, он говорит: «А подключение к Интернету можно сделать?» - «Нельзя. Модемы не ложатся, телефонная связь плохая, директор совхоза говорит: „Не дам телефон“».

Путин: «Всё, пишите - раздел «сети» должен быть».

Третье, «А что вы там будете показывать?» - это он спрашивает у нас.

Мы говорим: «Программного продукта пока нет». - «Надо разработать индустрию программных продуктов».

Все! Есть направление целое!

И четвертый вопрос тут же у него был, у Владимира Владимировича: «Хорошо. Сломается у вас компьютер - здесь, в деревне, где ремонтировать?»

Все - появилось целое направление в программе «Ресурсно-ремонтные центры»!

Все пять направлений, которые я назвал: компьютеризация, повышение квалификации, [Интернет], программный продукт, ресурсные центры - все появилось во время визита Путина туда [в Кузькино]. Это все стало очевидно… Он написал поручение правительству… И подписал - «Путин».

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.