Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Верните тарелки!

Архив
автор : Владимир Гуриев   20.07.2001

Между США и Канадой проходят переговоры относительно возврата Канаде… летающих тарелок. Речь идет не о неких мифических НЛО, а о реальных летательных аппаратах дискообразной формы, которые проектировались совместно канадцами и американцами в 1950-х гг.

Между США и Канадой проходят переговоры относительно возврата Канаде… летающих тарелок. Речь идет не о неких мифических НЛО, а о реальных летательных аппаратах дискообразной формы, которые проектировались совместно канадцами и американцами в 1950-х гг.

О летающих тарелках поведал миру Билл Зак (Bill Zuk), ученый из Виннипега, написавший книгу «Avrocar: Canada’s Flying Saucer», которая целиком посвящена этому «белому пятну» в истории американского и канадского самолето- (нет, скорее, тарелко-) строения.

Разработка уникального летательного аппарата, пишет Зак, началась в 1952 году по инициативе конструктора Джо Фроста (Joe Frost), работавшего в канадской компании A.V. Roe. В 1953 году Фрост сотоварищи изготовили опытный экземпляр тарелки - правда, в миниатюре, габаритами всего 6х11 см - для демонстрации потенциальным инвесторам. Канадское правительство к тому времени уже предоставило Фросту 400 тыс. долларов на исследования и собиралось на этом прекратить финансирование.

В числе увидевших творение Фроста был генерал-лейтенант Дональд Патт (Donald Putt), возглавлявший в то время отделение исследований и разработок американских ВВС. Надо полагать, тарелка произвела на Патта большое впечатление: в том же году он выбил у NASA согласие на финансирование разработок (от 2 до 3 млн. долларов в год). Получив деньги, A.V. Roe приступила к созданию прототипов «в натуральную величину», но сколько-нибудь значительных успехов не добилась. Одна из ранних версий представляла собой диск диаметром 15 м (поднимавшийся в воздух силой шести двигателей), который мог парить и (теоретически) двигаться в любом направлении.

На практике все обстояло несколько сложней. Максимальная высота, на которую удавалось поднять тарелку (сохраняя контроль над управлением), не превышала 1,5 м. К тому же в конце 50-х во время очередных испытаний загорелся один из двигателей, что чуть не привело к большому пожару - спас положение один из инженеров, который, после того как все покинули испытательный стенд, нашел в себе силы вернуться в здание и отключил двигатели. После этой аварии конструкция тарелки была существенно упрощена: из шести двигателей осталось три, а диаметр аппарата уменьшился до 6 м. Управлять новой модификацией мог один пилот (хотя места в кабине хватало на двоих). Лучше летать тарелка, правда, не стала.

В конце концов, канадскому правительству, которое частично финансировало разработку двигателей для Avrocar, надоело выбрасывать деньги на ветер, и в 1959 году финансирование было прекращено. Американцы держались за идею «летающих тарелок» (которые следовало бы назвать опознанными нелетающими объектами) чуть дольше и опустили руки в 1961 году. Всего на разработку Avrocar американцы потратили около 12 млн. долларов. Сегодня в музеях США хранится два опытных образца Avrocar - один в смитсонианском центре Пола Гарбера в Мэриленде, второй в Музее транспорта американской армии в Форт-Юстисе, Виргиния.

Собственно, вся история была вытащена на свет не в последнюю очередь именно из-за этих двух экземпляров. Зак призывает американцев вернуть Канаде хотя бы один из уникальных летательных аппаратов, так как Avrocar является «неотъемлемой частью истории развития канадской авиационной промышленности». Американцы (в частности, директор Музея транспорта Барбара Бауэр [Barbara Bower] и куратор смитсонианского центра Расселл Ли [Russell Lee]) полагают, что, выплатив в свое время 12 млн. долларов, они имеют полное право оставить аппараты себе.

Впрочем, в какой-то мере призывы Зака были услышаны - история обрела известность. Французская компания, выпускающая сборные авиамодели, начала продажу комплекта Avrocar; в Британии образовалась группа с таким названием; а во французском развлекательном парке Futuroscope строится пародия на Avrocar, которая будет стоять у входа в ресторан «Летающий блинчик» («The Flying Pancake»).

[i40414]

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.