Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Оформление быта

Архив
автор : Юрий Ревич   17.07.2001

Нас с вами, господа, все время достают. Никак не могут оставить в покое: нам мешают жить то пьяные подростки, то чеченские террористы, то милиция-полиция, то государственные органы, то вонючие автомобили и вообще загрязнение окружающей среды…

Уехать туда бы, где жизнь другая,
Не мучиться, не злиться, не любить.
Купить для разлуки попугая
И научить по-русски говорить…
Из эмигрантских стихов

Нас с вами, господа, все время достают. Никак не могут оставить в покое: нам мешают жить то пьяные подростки, то чеченские террористы, то милиция-полиция, то государственные органы, то вонючие автомобили и вообще загрязнение окружающей среды… Между тем задайте себе вопрос: а не доросли ли мы уже до того, чтобы попробовать обустроить свою жизнь самим? Давайте пошлем в соответствующее место - хотя бы в фантазиях - все эти надуманные проблемы и оставим себе проблемы настоящие, которые стоит достойно решать? Без проблем вообще жить не получится, но лично я готов хоть трижды в день решать свои собственные проблемы с женой, детьми, работодателем или даже с официантами в баре, - однако хочу, чтобы проблемы Чечни или Югославии, энергокризиса в Приморье или неурожая в Поволжье, пожара на танкере в Персидском заливе или падения курса NASDAQ меня не касались.

Я не живу в Чечне, Югославии, в Персидском заливе и Приморье. Вы можете меня обвинить, конечно, - вот какой гад, совсем не сочувствует, - но поверите ли, я глубоко убежден, что каждый делает свою жизнь сам (за исключением некоторых случаев типа кирпича с крыши, от которых не уберечься никому). Нет безвыходных ситуаций - есть проблемы, которые люди создают себе сами. Я научился разжигать костер под дождем еще в семилетнем возрасте, а русский самовар, на кипячение воды в котором в количестве пяти литров уходит одно полено, у меня стоит в углу - так что я не боюсь энергокризиса. Я выживу. Я боюсь только того, что, заработав деньги и пожелав жить красиво - со всеми этими занавесочками из тканого вручную материала, Интернетом на дому, коврами, которые чистятся проще, чем обои, сотовыми телефонами и автомобилями имени некоей Мерседес, мы это самое оформление быта (ведь это не более чем оформление - жизнь-то продолжается и в тюрьме, и в концлагере) потеряем из-за каких-нибудь фанатиков типа Маквея или Хаттаба. Не следует ли нам попробовать создать свое государство, в котором налоги будут взимать исключительно как плату за проживание, чиновники будут вежливыми «слугами народа», администрация будет действовать только в интересах населения, а качество электроэнергии будет таким, чтобы в придачу к компьютеру не приходилось приобретать еще и источник бесперебойного питания?

Запросто. Оказывается, для этого нужны лишь деньги. Сразу несколько проектов типа жюльверновского плавучего острова пытаются развернуться в мире. Меня не привлекают проекты размещения такого «острова-государства» на островах, хоть в Карибском море, хоть в Тихом океане. Такой реальный остров может подвергнуться вторжению того же Хаттаба-Басаева или Бен-Ладена, или подвергнуться давлению со стороны блюстителей «неотмывания денег» из ЕС (что, на мой сермяжный взгляд, почти одно и то же). Лучше всего создать плавучую штуку (не забудем, что 71 процент поверхности Земли занимают океаны) солидных размеров (чтобы не слишком качало) и управляемую всякой электроникой. По-моему, построить такую вещь вполне по силам мировому сообществу.

Предположим, мы (или кто-то, у кого денег поболее) скинулись и построили некий корабль «Утопия». Идеал наш - отдельное государство, никогда не заходящее в пределы двенадцатимильных зон иных государств (чтобы не действовала юрисдикция данной страны) и всегда перемещающееся по океану или стоящее на якоре в зоне недосягаемости для судебных приставов. Какие проблемы мы обязаны предвидеть?

Первый момент - чисто технический. Все механизированные транспортные средства, придуманные человеком до сих пор, имеют одну дурацкую особенность. Возьмем аэробус А-310. Его пустой вес 83 тонны, с горючим - тонн этак на 60 больше, а вмещает он 183 пассажира, если считать с багажом - тонн 25 максимум. Ничуть не лучше соотношение носимый груз/собственный вес у автомобилей: «Мерседес 600» весит полторы-две тонны, а может возить всего шесть рыл по восемьдесят килограммов, и даже если причислить багаж… Но хуже всего это соотношение у кораблей: они выгодны лишь потому, что плавают (а не летают и не ездят), а вопрос поддержания всего этого железа на плаву есть очень серьезный вопрос. Оно (железо) состоит из корпуса, двигателей, разнообразных причиндалов для обеспечения безопасности мореплавания (всяких там лампочек-прожекторов-радаров), навигационной системы, рулевого управления, кондиционеров и отопителей, холодильников для хранения еды и пива, печей для выпечки хлеба, плит для приготовления пищи и музыкально-киношных центров для увеселения экипажа и пассажиров. Плавать оно само не будет - нужен квалифицированный экипаж, который не только умеет рулить, причаливать и ежедневно драить палубу, но еще и многого чего другого (на крупных лайнерах даже держат спецслужбу для изничтожения вредных насекомых, поскольку для тараканов нет ничего милее, чем сырые, всегда теплые и абсолютно недоступные для обработки коммуникационные колодцы на современном судне). Кроме того, любой корабль в более или менее длительном рейсе все время красят, чтобы не ржавел, - для чего, вообще говоря, тоже нужна спецкоманда - палубные матросы. Причислим сюда систему компьютерного управления всем и вся - от открытия дверей в бар до поддержания заданной температуры воды в бассейнах: ее ведь тоже должен кто-то поддерживать?

В практике мореплавания до сих пор не придумано ничего, кроме абсолютного тоталитарного руководства. Обязан быть один капитан на всех, который и отвечает за все. Если капитан плохой - вам не повезло. Бывали, конечно, попытки ввести демократическое управление (капитана смещали или выбирали), но они обычно заканчивались еще хуже, чем произвол одного. Даже партийное руководство в советское время не смогло выдумать ничего, кроме первого помощника («помпы»), который играл (часто неплохо) роль массовика-затейника и киномеханика, но обычно остерегался вмешиваться в функции, законно принадлежавшие капитану. Потому верховное руководство на любом судне (не исключая и нашего «плавучего острова») всегда будет принадлежать капитану - некоему аналогу руководителя администрации правительства.

Кстати, модель «острова-государства» в свое время придумал не только Жюль Верн, но и позднее автор популярных триллеров Ричард Старк. В одном из его романов действует мафия, которая построила на нейтральной территории (правда, не на корабле, а на острове в частном владении) исключительно шикарный отель-публичный-и-игорный-дом для богатых. Сюжет триллера сводится к тому, что все это сгорает во время нападения гангстеров, пытающихся ограбить кассы заведения… Так что, дабы не подвергнуться внезапному нападению пиратов, нам придется создать для начала (не удивляйтесь, именно так - для начала) службу безопасности. Эта служба будет проверять, обыскивать и в дальнейшем наблюдать за теми, кто, по ее профессиональному мнению, неадекватно себя ведет. И, кстати, не забудьте еще и компьютерную безопасность… Именно из подобных служб в древности возникли профессиональные военные элиты средневековья - дворяне, князья и короли (они же и попытались управлять, но когда у них стало получаться плохо, они призвали на помощь профессионалов-менеджеров, образовав правительства - «кабинеты министров». У нас такие «управленцы», не забудьте, существуют изначально - в виде команды с капитаном во главе), а значит, образуется уже аж два центра власти, от которой мы пытались, кажется, убежать, строя свой «остров-государство».

Но и это не все. Наш «остров-государство», если он не является домом для престарелых богачей, должен осуществлять какую-то целенаправленную деятельность. Капитан (правительство) отвечает за безопасность мореплавания и функционирование систем. Службы безопасности (воины) отвечают за то, чтобы пассажиров-жителей не ограбили, корабль не сожгли, а террористы не вздумали бы заслать на судно своего человека в целях захвата заложников. Но кто будет направлять корабль? В какие порты он поплывет, к каким землям приблизится, и, главный вопрос, - зачем?

Легко выстроить это самое «зачем». Такой корабль может служить идеальным налоговым убежищем для предпринимателей, офшорной зоной для регистрации фирм или местом пребывания хоть для Гусинского с Березовским, хоть для любого другого землянина, у которого есть трения с властями. Но тогда этой деятельностью тоже кто-то должен руководить - ведь капитану и так хватает обязанностей, не правда ли? Так возникает верховная власть (президент или там премьер-министр с парламентом), которая, в отличие от команды специалистов-менеджеров во главе с капитаном и от спецслужб-воинов, вполне может быть выборной и демократически управляться. В ее функции будет входить выработка целей плавания и направления движения, утверждение бюджета и платы за пребывание на борту, объяснения с официальными властями других государств, регистрация браков и рождений и много чего еще.

Но разве, господа, мы в этом случае от чего-нибудь убежим? Мы, кажется, хотели уйти от налогов, парламентских прений, шпионства спецслужб, ленивых дворников, продажных политиков - разве можно получить что-то такое взамен лучше, чем оно есть? Структура человеческого общества неизменна, и убежать от него можно только в леса или в дом для умалишенных. Но даже и тогда вы не застрахованы от того, что в лес не придет лесничий и не оштрафует вас за незаконную установку силков на зайцев, а в доме для умалишенных - не повяжут ремнями за «неадекватное» поведение.

Господа, если у вас много денег, не проще ли купить замок в Шотландии, снять пентхауз в «Хилтоне» на Багамах или виллу в Ницце и ни о чем не думать? Но ведь человеческое поведение никогда не следовало «разумным» доводам…

А может быть, вы хотите жить в комфортабельном корабле-городе, бороздящем просторы океана?..

Врезка

[i40326]

Желающие жить и работать в городе-корабле могут уже сегодня через компанию Freedom Ship International забронировать или купить понравившиеся помещения, которые в зависимости от месторасположения и общей площади поделены на 16 категорий - от тридцатиметровой однокомнатной квартиры без кухни и с окном, выходящим в коридор, до VIP-апартаментов площадью 200-500 кв. метров с несколькими ванными комнатами и большим окном, из которого открывается вид на океан. Стоимость жилья колеблется от 193 тысяч до более чем двух миллионов долларов. «Коммунальные платежи» составят от 550 долларов до нескольких тысяч в месяц. На сегодняшний день две из четырех выставленных на продажу жилых палуб полностью зарезервированы или проданы.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.