Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Опердень банка

Архив
автор : Юрий Романов   04.07.2001

Не-не, с банком все в порядке. Уцелел банк. И клиенты не пострадали… Просто, русский язык… Такое дело… Однако согласитесь, удачный пример, чтобы продемонстрировать, как порой бывает трудно правильно понять, о чем речь, собственно… Это все на профессиональном языке зовется "трансляция выражений естественного языка". Естественный язык. Естественная потребность в трансляции… Естественная в ней надобность… Нет, таки велик!.. Ох, как велик и могуч!

…и получили несанкционированный доступ к компьютерной системе
«опердень банка» (все счета, операции дня и т. п.).
Еженедельник «Бизнес», №52, 2000

Не-не, с банком все в порядке. Уцелел банк. И клиенты не пострадали… Просто, русский язык… Такое дело… Однако согласитесь, удачный пример, чтобы продемонстрировать, как порой бывает трудно правильно понять, о чем речь, собственно… Это все на профессиональном языке зовется «трансляция выражений естественного языка». Естественный язык. Естественная потребность в трансляции… Естественная в ней надобность… Нет, таки велик!.. Ох, как велик и могуч!

Раз - ковбой, два - ковбой…

У меня в квартире висит на стене древняя голограмма - одна из первых экспериментальных «ширпотребовских» голограмм Денисюка. Лицо ковбоя. Шляпа, окурок сигары в зубах, бешеные глаза, и все это - «фантомасного» цвета из-за усадки эмульсии. Так вот, однажды эта штука чуть ли не до смерти напугала мою бабушку, которая с фонариком в руке шла ночью по комнате и вдруг заметила, как голова ковбоя медленно поворачивается в рамке, следя за фонарем. Нет, вы вдумайтесь! Представьте себе весь этот ужас!

Позже мне довелось много работать с голограммами, и, знаете, они ведь не содержат изображений предметов, которые мы видим на них. Эти изображения они строят, генерируют всякий раз отдельно для каждого пучка света, который их освещает. Чувствуете? Одна и та же голограмма способна породить дюжину ковбойских физиономий, будучи освещена дюжиной фонариков, при этом если источники света будут двигаться, то каждая из физиономий будет «жить своей жизнью».

Кстати, об источниках света. Это нам с вами привычно представлять их в виде эдаких «фонариков», а ведь любой освещенный предмет может играть роль источника света для любого другого. Так, для Земли «играет эту роль», например, Луна. А в «деле» формирования голограммы все «участники процесса» равноправны. Можно говорить, что на фотопластинке записана голограмма ковбоя в свете лазера, но столь же верно, что на той же фотопластинке находится голограмма лазера в свете ковбоя. В этом, кстати, легко убедиться. Если вы направите на нее «свет от ковбоя», то картинки не увидите никакой. Зато «из глубины стекла» ударит луч света - изображение лазера, применявшегося при съемке.

Многие, вероятно, еще помнят формулировки типа «о текущих задачах в свете решений недавнего пленума». Предполагается, что в свете одних решений видятся одни задачи, а буде приняты иные решения, задачи увидятся другие… Может, кто подскажет более свежие примеры?

Всё до сих пор сказанное потребовалось лишь для того, чтобы понятней стала аналогия, к которой я сейчас перейду. Она, в сущности, проста: наш мозг, вероятнее всего, представляет собой неоптический носитель, динамический, вдобавок непрерывно от самого рождения записывающий структуры взаимодействия всех «падающих на него» сигналов - зрения, слуха, осязания, обоняния плюс дополнительного, внутреннего, - чувства времени (это происходит до тех пор, пока «эмульсия» сохраняет гибкость и чувствительность. Но вот беда, со временем она может «задубеть». Дуб. Дерево. Понимаете? И как следствие - потеря способности учиться, углублять понимание окружающего).

Поразмыслив над этим, нетрудно увидеть, что идеальным транслятором естественного языка (то есть, попросту, устройством, которое будет нас понимать) может стать аппаратная или программная модель процесса неоптического «голографирования» окружающей действительности в свете точек зрения или жизненных позиций людей-воспитателей. В простейшем случае эта модель должна реализовать схемы «делай, как я», «говори, как я» и, стало быть, «понимай, как я» в реальной среде человеческого общения. Когда-нибудь в будущем так и будет…

Вдоль по тракту…

Однако уже сегодня все мы ежедневно занимаемся воспитанием довольно большого количества естественных нейромоделей себя. Догадываетесь, о чем речь? Дети. Детвора. А кроме того, родные, близкие, сотрудники и соратники… Ах, сколько нервов бывает, когда нас не понимают! А нервничать вовсе ни к чему. Тут, как говорится, одно из двух: либо говорить по сознанию, либо, набравшись огромного терпения, заняться самовоспитанием (которое, базируясь на известном тезисе о том, что «каждый человек тебе учитель», автоматически приводит ко все более глубокому пониманию все большего числа людей). Всё это очень тонкие вещи…

Кстати, о тонкости и грубости. В теории голографических процессов важную роль играет понятие о пространственных частотах, присутствующих в формах объектов съемки. Чем выше эти частоты, тем больше деталей, тонкостей в изображении. А поскольку здесь речь идет о сознании, то этот принцип можно переформулировать так: чем более односторонне, однобоко и ограниченно воспитание, тем грубее отклик на любое внешнее воздействие, содержащее пусть даже самые высокие «частоты» искусства, культуры или человеческих отношений. Это неизбежно! Причем математически неизбежно, поскольку эти процессы описываются функциями фильтрации, «отсекания» высших компонентов сигнала из-за грубости и душевной ограниченности мозгового тракта.

[i40253]

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.