Число и качество
АрхивНазвание журнала "Компьютерра" является словом, производным от "компьютера". Но ведь и само слово "компьютер", пришедшее в русский язык из английского, есть производное от латинского "computio" - вычисление. Сегодня, когда компьютер используется как пишущая машинка, картотека, средство связи и игрушка, очень многие забыли, что его первоначальной задачей были именно вычисления.
Название журнала «Компьютерра» является словом, производным от «компьютера». Но ведь и само слово «компьютер», пришедшее в русский язык из английского, есть производное от латинского «computio» - вычисление. Сегодня, когда компьютер используется как пишущая машинка, картотека, средство связи и игрушка, очень многие забыли, что его первоначальной задачей были именно вычисления.
А есть ведь масса заблуждений, которые, основываясь на первый взгляд на здравом смысле и очевидных вещах, легко опровергаются элементарными вычислениями. И главнейшее из них - миф об опасности научно-технического прогресса, опасности, порождаемой развитием технологий как таковых.
Наиболее очевидно это заблуждение в области классической, доинформационной техники. Как известно, магистральный путь ее развития есть достижение больших скоростей и больших мощностей единичных агрегатов. Любой интеллигент охотно порассуждает об опасностях, связанных со строительством заводов, обилием автомобилей. Но прав ли он будет, и, самое главное, оригинален ли?
В свое время в связи с расширением сети железных дорог и неизбежно связанными с этим железнодорожными катастрофами в английской прессе, прессе тогдашней «мастерской мира», велась оживленная полемика. Встревоженная общественность пыталась положить конец опасным новшествам, вернувшись к традиционному и безопасному гужевому транспорту. Безопасному… Это сейчас он кажется безопасным. А в те времена, когда он был хорошо развит, газеты пестрели сообщениями о людях, убитых ударом копыта, сломавших шею при падении с облучка, пострадавших при поломке оси дилижанса, умерших от дизентерии, подхваченной в дорожных гостиницах… Однако статистика показала, что риск, которому подвергается пассажир железной дороги, куда меньше, чем риск пассажира дилижанса.
И с пароходами была та же история. Взрывы котлов на бегавших по Миссисипи пароходах ужасали публику. Но вернуться к «безопасным» парусным судам и сплавляющимся по течению баржам никто не спешил. Берега великих рек были усеяны могилами пионеров, умерших от жары, плохой воды, многомесячного кормления своей кровью малярийных комаров. Опять-таки риск погибнуть при взрыве парового котла, - а американская пресса живо расписывала мучительную гибель пострадавших, - был куда ниже, чем возможность тихо сдохнуть на безопасном плоту.
В обоих этих случаях, кроме БОЛЬШЕЙ безопасности, перевозки на технологически продвинутых видах транспорта обходились куда дешевле.
Возьмем еще пример. Мы с вами живем в холодной стране. И удовольствие наблюдать и вдыхать дым от генерирующих станций теплоцентралей куда ниже среднего. Но какой альтернативой мы располагаем?
Приятно, конечно, вспомнить времена печного отопления. Когда лакей, знаете ли, а лучше того - смазливая комнатная девка шустро растапливали печь… Но удовольствие такого рода было доступно лишь немногим. Остальным выпадал тяжелый труд. Да было еще и то, от чего при экологически чистом печном отоплении страдали все: и богатые, и бедные, - пожары. Пожары, бывшие бедствием деревянных российских городов. Пожары, возникавшие из-за искры, из-за уголька, уничтожавшие целые концы городов и полностью села. Пожары, при которых гибло не только имущество, но и тысячи людей.
По сравнению с этой статистикой страшные цифры экологических заболеваний, вызванных индустриализацией, довольно малы, хоть и смотрятся мерзко.
Так что гибельные последствия катастрофы пассажирского самолета под увеличительным стеклом статистики оборачиваются тем, что авиатранспорт является САМЫМ БЕЗОПАСНЫМ видом перевозок.
Похожие опасения присущи и тем, кто с полузнанием дела вещает о грозных опасностях, проистекающих из развития компьютерной техники. Во времена моего детства в популярных изданиях смаковалась история американской космической ракеты, которую пришлось взорвать из-за ошибки курса, вызванной тем, что в расчетной программе был пропущен дефис. Интересно, сколько бы ракет пришлось ликвидировать, если бы их траектории рассчитывались вручную, армиями вычислительниц, заполнявших числами огромные простыни таблиц?
Сегодня похожие опасения вызывают сбои Интернета. Сервер, зависший где-то в Сети и отрезавший от обмена крупную фирму, представляется первой ласточкой грядущей катастрофы. И никто почему-то не задумывается: а сколько почты, не электронной, а обычной, застревало и просто терялось из-за сбоев традиционных почтовых служб. Никогда, что ли, они не видели овраг, куда лихие почтари выкидывают распотрошенные посылки и письма…
Так что выводы об опасности любой мощной техники можно делать лишь после анализа статистики, а никак не на основе эмоционального описания последствий единичного отказа. Только в этом случае суждения алармистов будут обоснованными и заслуживающими доверия. Только математика, давно ставшая наукой о качестве, сможет оценить качественные изменения, вносимые технологиями в наш мир.
[i40241]