Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Пляшущие человечки

АрхивОфисные приложения (архив)
автор : Сергей Токарев (eSTet)   11.07.2001

Используя возможности Illustrator 9, можно создавать удивительные текстовые эффекты, которые по выразительности могут поспорить с «пляшущими человечками» Шерлока Холмса. Похоже, в этой сфере Illustrator отнял пальму первенства у Photoshop.

Изменение формы

Самое простое, что можно сделать за пару секунд — это применить к тексту один из фильтров из меню Effect—>Distort&Transform. Получаемый результат (см. рис.1) может имитировать написание от руки, граффити, надпись растекшимися чернилами.


Рисунок 1

Следующий шаг — это добавление дополнительных заливок и применение того же эффекта с разными степенями воздействия. Понятно, что разным заливкам (назовем их «слои объекта») лучше придать разные оттенки, иначе они просто сольются и не будут видны (см. рис.2). Результаты можно использовать для имитации коррозии.


Рисунок 2

Для лучшего эффекта рекомендую использовать эффект Offset Path, который, в отличие от одноименного фильтра, не создает дополнительный контур объекта, а «раздувает» или «сдувает» объекты. Тогда разные слои объекта будут смотреться отчетливее, не подавляясь при этом каким-то одним, верхним слоем (рис.3).


Рисунок 3

Используемый эффект Roughen больше всего напоминает какие-то органические образования, поскольку результаты очень уж непредсказуемы. Эффект Punk Bloat дает более строгие формы, напоминающие эксперименты в стиле модерн, более привычные для векторной графики (рис.4).


Рисунок 4

Удивительно, как простая подмена шрифта способна изменить внешний вид эффекта. В сочетании с гибким изменением цвета можно создавать самые разнообразные эффекты.

Если же вам необходимо просто добавить равномерную волнистость или усыпать зигзагами какой-нибудь путь, используйте эффект ZigZag. С опцией Smooth он дает эффект волны, а применительно к обводке текста - эффект обвивающихся лиан, как это будет показано ниже (на рис.5).

Эффект Free Distort, примененный к нижним слоям объекта, может с успехом использоваться для имитации тени и отражения, разумеется, с мудрым использованием цветов и градаций. А также для получения типографических эффектов вроде увеличенной бледной копии основного текста — весьма неплохо для заголовков! Такие же результаты дает эффект Transform, который позволяет задавать смещение и вращение слоя относительно одной из девяти классических опорных точек объекта.

Впечатления волны можно добиться, используя на ряд слоев объекта эффект Twirl с разными углами скручивания и разными заливками.

И, конечно, не могу пройти мимо такой замечательной возможности, как создание «живых» кнопок, растягивающихся по величине текста — когда бы вам ни вздумалось его поправить. Для этого копируем слой заливки, нижний слой превращаем в прямоугольник или эллипс, используя одну из команд в меню Effect—>Convert to Shape


Рисунок 5

Упс (не UPS:))! Мы получили растягивающийся фон для надписи. Теперь осталось только выбрать подходящую заливку для кнопки и надписи. А если еще использовать дополнительные эффекты! Делайте что угодно, как угодно и с кем угодно — кнопка успешно исполняет все кульбиты, растягиваясь и подпрыгивая вместе с надписью. Причем в отличие от аналогичных функций в Corel Draw изменения происходят быстро, и отрисовка эффектов проходит очень гладко, если не сказать великолепно.

Использование кистей и паттернов

Достанем наконец кисти (в конце концов, художники мы или где?). Используем свои или стандартные кисти на обводку текста, отрегулируем размер, добавим вторую обводку, поиграем с эффектами изменения формы — и очередное высокохудожественное произведение готово! В примере (рис.6) я использовал стандартную кисть с листиками из Illustrator, добавил новую обводку, применил к ней фильтр ZigZag и получил типичный декорированный шрифт прошлого тысячелетия.


Рисунок 6

Используя Offset Path в сочетании с паттернами, можно также получить разнообразные виды орнаментированного текста — когда элементы орнамента вплетаются в символы текста. Для этого лучше использовать шрифты с широкими вертикальными элементами, чтобы для Offset Path было место под уменьшение объекта. Главный недостаток такого автоматического орнаментирования — это некоторая случайность получаемых узоров. Но это же можно посчитать и достоинством, не так ли? В конце концов, в живой природе абсолютно повторяющиеся узоры тоже не встречаются. Поэтому можно смело сказать, что использование на текст нескольких заливок с разными паттернами приводит к некоторому фрактальному эффекту, сравнимому с лучшими натуральными образованиями.

В примере со льдом я использовал две слоя заливки с одинаковым паттерном разного масштаба и разных оттенков, добавил нижний слой с градиентом от белого к голубому. После всего я добавил еще один нижний слой заливки, расширил ее с помощью Offset Path и применил фильтр ZigZag. Получилось не хуже, чем в лучших образцах книгопечатания, где буквицы нарисованы вручную!


Рисунок 7

Ну, раз уж мы уже начали использовать градиенты, перейдем к следующему шагу.

Использование прозрачности

На сладкое я оставил самую мощную возможность Illustrator 9 — использование прозрачности и режимов смешивания к разным слоям объекта. В полной мере оценить мощность такого метода можно, используя градиентные заливки и паттерны. Простой пример: обычно мы ограничены в Illustrator двумя видами градиентов — линейным и радиальным, ну плюс еще сетчатый. Недостатком сетчатого является то, что его нельзя использовать как живой эффект. Но, если взять несколько слоев с разными линейными и радиальными градиентами и использовать режим наложения, к примеру, Overlay, можно получить «эффективную» модель сетчатого градиента. Кстати, если вы не в курсе, на текст в Illustrator 9 можно использовать градиент (и не один) — достаточно перед заданием градиента выбрать слой заливки в палитре Appearance. В ранних версиях программы это было невозможно, да и сейчас, если попытаться напрямую присвоить тексту градиентную заливку, фокус не пройдет. А вот через Appearance — пожалуйста, причем не одну, а столько, сколько вы создадите слоев заливки. Используйте для каждого слоя, кроме нижнего, режим наложения Overlay — и вы получите удивительное многоцветие, сравнимое с сетчатым градиентом. Кстати, интерактивный инструмент Градиент — один из немногих интерактивных инструментов, которые можно использовать в режиме эффектов.


Рисунок 8

Тяжелая артиллерия — растровые эффекты

Если всего вышеперечисленного вам не хватает для полноты ощущений, вводите в бой тяжелую артиллерию — растровые эффекты. Для начала переключите документ в режим RGB с помощью File—>Document Color Mode—>RGB Color, так как многие фильтры работают только в RGB. Впечатляет работа фильтров, придающих текстурность: Artistic—>Rough Pastels, группы Texture, Sketch и других.

Действие растровых фильтров по умолчанию ограничено контурами букв, так что внешние контуры не меняются. Так можно получать абсолютно необычные фотореалистичные «заливки», которые раньше были возможны только в Photoshop.


Рисунок 9

Все эффекты опять же можно применять к слоям заливки, используя при этом многократные наложения последних, различные опции прозрачности и векторные эффекты.

Как и полагается тяжелой артиллерии, растровые эффекты в Illustrator крайне тяжеловесны и долго обсчитываются. Ничего, вот все пересядем на гигагерцовые процессоры, чтобы Illustrator 9 щелкал такие задачки, как семечки. А пока использовать их можно только в редких случаях — очень уж они неповоротливы. Для подготовки к печати их необходимо экспортировать в PSD.

Большой плюс, маленький минус

Большой плюс эффектов, изменяющих форму, и использования кистей и паттернов на текст — это то, что они все без проблем переводятся в обычную векторную форму с помощью команды Object—>Expand Appearance

Маленький минус прозрачности — она может давать сбои при выводе на печать.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.